Ростехнадзор отвечает
Наша редакция решила отразить позицию Ростехнадзора по наиболее актуальным для строительных СРО проблемам и обратилась в ведомство с рядом вопросов. В надзорном органе согласились сформулировать свое видение. Данный материал подготовлен на основании ответов на вопросы редакции пресс-службы Ростехнадзора.
Напомним, что Федеральная службапо экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет надзор задеятельностью саморегулируемых организаций строительного комплекса. В первуюочередь, как любой государственный орган, Ростехнадзор придерживаетсятребований действующего законодательства, что повсеместно находит подтверждениев деятельности ведомства. Госрегулятор отметил, что в случае изменения нормативной базы все решения будут приниматься в соответствии с внесенными поправками.
Грубые нарушения, выявленные вдеятельности СРО
Основные типовые нарушения,допускаемые саморегулируемыми организациями в 2018 году и выявленные в ходепроведения проверок:
- несоблюдение требований законодательстваРоссийской Федерации при разработкевнутренних документов;
- несоблюдение требований статей 55.4, 55.16 и55.16-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части формирования иразмещения средств компенсационного фонда в установленном размере;
- нарушение требований части 2 статьи 3.3Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действиеГрадостроительного кодекса Российской Федерации» и части 1 статьи 5516-1Градостроительного кодекса в части открытия специального банковского счета вроссийской кредитной организации, соответствующей требованиям, установленнымПравительством Российской Федерации, и размещения на таком счете средствкомпенсационных фондов саморегулируемой организации.
Надзор за деятельностью СРО.Проблемы, возникающие при проведении проверочных мероприятий
Проверки СРО проводятся всоответствии с порядком, установленном Административным регламентом поисполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомномунадзору государственной функции по осуществлению государственного надзора задеятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий,архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции икапитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденным приказомот 25 июля 2013 г. № 325.
Основная трудность, с которойсталкиваются сотрудники Ростехнадзора, - это колоссальный объемпредставляемых на проверку внутренних документов саморегулируемых организаций.
Проверочные мероприятия ипрактика их проведения
Саморегулируемые организациизаинтересованы в устранении нарушений, выявленных в результате проверок. Однакоимеются случаи неисполнения предписанийРостехнадзора, что является основанием для исключения сведений о такойсаморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемыхорганизаций в соответствии со ст.5520 Градостроительного кодекса РФ.
Взаимодействие Ростехнадзора с Национальнымиобъединениями СРО
Ростехнадзор сотрудничает сНациональными объединениями в рамках осуществления полномочий, установленныхст.5519-5520 Градостроительного кодекса РФ. Указанные организации имеют общуюпозицию и порядок, определенный правоустанавливающими документами.
Компенсационные фонды СРО.«Исторический максимум» и основания для лишения статуса СРО
Понятие «исторический максимум»законодательством Российской Федерации не установлено и Ростехнадзором непринимается. Компенсационные фонды рассчитываются с учетом порядкаформирования, установленного внутренними документами саморегулируемыхорганизаций и законодательства Российской Федерации, а именно Федеральногозакона от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительногокодекса Российской Федерации» и ст. 5516 – 5516-1 Градостроительного кодексаРоссийской Федерации.
В соответствии с общей нормойчасти 6 статьи 5516 Градостроительного кодекса Российской Федерациивосстановление средств компенсационного фонда саморегулируемой организацииосуществляется исходя из фактического количества членов такой саморегулируемойорганизации и уровня их ответственности по обязательствам.
Из системного толкованияположений Кодекса следует, что восстановлению компенсационного фонда должнопредшествовать его формирование и размещение (инвестирование).
Согласно специальной норме части10 статьи 3.3 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ «О введении вдействие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (далее – Закон №191-ФЗ) размеры компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационногофонда обеспечения договорных обязательств определяются саморегулируемойорганизацией на основании документов, представленных ее членами, с учетом, втом числе, ранее внесенных ими взносов в компенсационный фонд такойсаморегулируемой организации, а также с учетом взносов, внесенных ранееисключенными членами саморегулируемой организации и членами саморегулируемойорганизации, добровольно прекратившими в ней членство.
По общему правилу статьи 419Гражданского кодекса Российской Федерации обязательство прекращаетсяликвидацией юридического лица (должника или кредитора). В соответствии с частью4 статьи 149 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «Онесостоятельности (банкротстве)» конкурсное производство считается завершеннымс даты внесения записи о ликвидации должника в единый государственный реестрюридических лиц. Соответственно, до момента ликвидации кредитного учреждения,признанного несостоятельным, размещенные в нем средства саморегулируемойорганизации должны учитываться при формировании компенсационных фондов и,следовательно, факт такого размещения не может служить основанием для восстановлениясоответствующего компенсационного фонда, т.е. до окончания конкурсногопроизводства и ликвидации кредитной организации размер утраченных средств(убытков) саморегулируемой организации определен быть не может.
При этом помимо обязанности поформированию компенсационных фондов статьей 5516-1 Кодекса установленаобязанность по размещению средств данных компенсационных фондов на специальныхбанковских счетах. Неисполнение такой обязанности является основанием дляисключения саморегулируемой организации из государственного реестрасаморегулируемых организаций в соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 3.3Закона № 191-ФЗ. Указанное положение обосновано невозможностью практическойреализации основной функции СРО – обеспечения имущественной ответственности членов– в случае неразмещения средств компенсационного фонда в установленном порядке.
Согласно части 3 статьи 3.3Закона № 191-ФЗ с 1 октября 2017 г. Ростехнадзор обязан принять решение обисключении сведений из государственного реестра саморегулируемых организаций онекоммерческих организациях, имеющих статус саморегулируемой организации, неразместивших или разместивших не в полном объеме средства компенсационногофонда саморегулируемой организации, сформированного в соответствии сзаконодательством о градостроительной деятельности, действовавшим до 4 июля2016 г., или средства компенсационного фонда возмещения вреда, и в случаеформирования компенсационного фонда обеспечения договорных обязательствсредства такого фонда на специальном банковском счете, открытом в российскойкредитной организации, соответствующей требованиям, установленнымПравительством Российской Федерации, если иное не будет установленовышеуказанным законом или Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Позиция Ростехнадзора в отношениизаконопроекта № 663958-7 о компенсационных фондах, утраченных в банках,потерявших лицензию до 01.11. 2016 года
В соответствии с Положением оФедеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору,утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004г. № 401 Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомномунадзору (Ростехнадзор) является федеральным органом исполнительной власти. Вслучае включения указанного документа в законодательство Российской Федерации,он будет принят к исполнению.
Элеонора Ширинова
Статья подготовлена совместно с Пресс-службой Ростехнадзора
Специально для Информационного портала «Все о саморегулировании» (Все о СРО)
www.all-sro.ru