СРО на рынке обращения с отходами готовы к выполнению надзорных функций
Эксперты полагают, что на рынке обращения с отходами преднамеренно, создается критическая ситуация, которая может перейти в народные волнения. В отраслевой СРО заявили, что для нормализации ситуации необходимо обеспечить условия для здоровой конкуренции на рынке, а также передать разрешительно-контрольные функции по транспортированию твердых коммунальных отходов (ТКО) саморегулированию. Также необходимо поднять уровень услуг по вывозу ТКО, а за некачественное выполнение своих обязанностей исключать недобросовестные компании из состава саморегулируемых организаций, что будет лишать права на вывоз ТКО.
Институт саморегулирования объединяет более 3,7 тысяч операторов по обращению с отходами, 41 организацию, 26 из которых являются членами Национального союза СРО операторов по обращению с отходами, основанного в 2013 году.
«Мы гораздо старше и опытнее новой структуры - региональных операторов, возникшей «из ниоткуда» и начинающей работать не просто с нуля, а с изымания денег населения. Мы всеми силами пытаемся противостоять этому нахрапу. В настоящее время на нашем сайте мы проводим общероссийское голосование за отмену института «региональных операторов». Результаты не в пользу «новичков», - отмечает Первый заместитель Национального союза СРО операторов по обращению с отходами (НССОО), член Экспертного совета Комитета Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Андрей Умников.
Мусорная реформа началась в стране относительно недавно, уже с 01.01.2019 года она охватит всю страну. Пока в профессиональном сообществе с нетерпением ждут ее результатов, экологи и правозащитники требуют доработать некоторые механизмы. Серьезной угрозой остаются несанкционированные свалки, продолжающие заражать водные источники и атмосферный воздух. В Общероссийской общественной организации по защите окружающей среды «Общественный экологический контроль России» («ОЭКР») назвали основные причины, мешающие положить конец мусорной стихии. В 2013 году, по данным Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, в России насчитывалось 72,5 тысяч несанкционированных свалок, в 2016 – 93 тысячи, при этом количество легальных объектов размещения отходов, внесенных в Государственный реестр, составляло всего 4,6 тысячи. В 2017 году надзорный орган публично признал, что в стране каждый год появляется более 20 тысяч новых несанкционированных свалок. Их общее количество увеличилось на 64%, и это на фоне увеличения количества лицензируемых видов деятельности по обращению с отходами за 2014-2017 годы.
Как полагают в профессиональном сообществе, сложившаяся ситуация говорит о проблемах в системе лицензирования и низкой эффективности Росприроднадзора, насчитывающего 1,7 тысячи штатных инспекторов, в том числе 1,1 тысячи инспекторов экологического надзора. Эксперты отмечают, что такое количество сотрудников недостаточно для осуществления государственного контроля за деятельностью 80,9 тысяч объектов федерального экологического надзора и 150 тысяч хозяйствующих субъектов, занимающихся обращением с отходами, включенными в область лицензирования. Федеральный бюджет не позволяет увеличить штат Росприроднадзора, поэтому участники рынка предлагают самостоятельно обеспечить эффективный контроль, а координацию контрольных мероприятий оставить за федеральным ведомством. Также эксперты, полагают, что ведомство не заинтересовано в повышении эффективности контрольных мероприятий потому, что ответственность за деятельность лицензиатов не закреплена в законодательстве. Росприроднадзор, по их мнению, после выдачи соответствующих лицензий не несет ответственность за деятельность участников рынка.
Согласно Федеральному закону № 52 от 30.03.1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии», для получения лицензии на осуществление деятельности по обращению с отходами необходимо, в том числе, наличие санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии деятельности требованиям государственных санитарно-эпидемиологических нормативов. Такая деятельность должна быть оценена на соответствие ряду СанПиНов: «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», и «Гигиенические требования к проектированию, строительству, реконструкции, эксплуатации объектов и рекультивации земель и так далее». В сообществе не понимают, во-первых, как сбор, транспортировка, обработка и утилизация отходов относятся к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов, во-вторых, каким образом можно установить соответствие «транспортировочных» видов деятельности с правилами и нормативами для полигонов и свалок. Приравнивание полигона к мусоровозу, считают эксперты, делает из лицензии простую бумажку стоимостью 7 тысяч рублей, которая никого ни к чему не обязывает.
Представители ОЭКР заявляют, что сегодня следует отозвать десятки тысяч фиктивных лицензий, которые были выданы на осуществление деятельности по сбору и транспортированию отходов, а предпринимателям вернуть государственную пошлину, уплаченную за некачественную государственную услугу. Также следует разработать корректные СанПиНы на сбор и транспортировку отходов, после чего заново выдать лицензии. Согласно статистике, приведенной экспертами ОЭКР на сайте организации, нарушения в деятельности лицензированных компаний имеются во всех регионах.
«В отличие от лицензирования, в систему саморегулирования изначально заложена персональная ответственность организаций за деятельность своих членов через выплаты из компенсационных фондов в случаях нанесения ущерба окружающей среде или здоровью людей. Это очень важный момент при обращении с отходами - саморегулируемые организации мотивированы на эффективный контроль за своей деятельностью», - подчеркнул Андрей умников, по мнению которого бизнес сам должен регулировать рыночные отношения и нести ответственность за причиненный природе ущерб.
В Национальном союзе СРО операторов по обращению с отходами отметили, что лицензирование таких видов деятельности, как сбор и транспортирование отходов является искусственным административным барьером.
«Задайтесь вопросом: почему на выполнение строительных работ на особо опасных и технически сложных объектах (атомной энергии, например, или космической инфраструктуры) допуски дают строительные саморегулируемые организации, а деятельность по сбору и транспортированию ТКО должна лицензироваться? Вариантов ответов два: либо к мусору в стране большее почтение, чем к космосу, либо перевозчики «обязаны» кормить чиновничьи структуры», - высказал подозрения многих участников рынка заместитель Национального союза СРО операторов по обращению с отходами.
Национальныйсоюза СРО операторов по обращению с отходами последние пять лет поднимает в государственных структурах вопрос о повышении эффективности разрешительно-контрольной системы обращения с отходами. За это время решения проблемы так и не появилось, в союзе надеются, что новое руководство Минприроды прислушается к экспертам.
«Делегирование СРО некоторых государственных контрольных функций является необходимостью. Мы выделяем транспортирование отходов, потому что в технологической цепочке это самое «слабое звено». От него зависит местонахождение отходов, которые могут оказаться на полигоне, переработке или несанкционированной свалке. Важно изменить ситуацию со стихийными свалками за счет повсеместного контроля СРО. Кроме того, необходимо сосредоточить усилия Росприроднадзора на обеспечении эффективного контроля за деятельностью «законных объектов» (полигонов)», - рассказал о перспективах СРО в отрасли Андрей умников.
Законодательное закрепление полномочий СРО обеспечит использование внебюджетных средств, такое финансирование деятельности саморегуляторов не станет дополнительной нагрузкой для государства.
«Не рассчитывая на деньги от государства, и понимая, что никто не будет вкладываться в «конечные пункты» доставки отходов за свои деньги (а транспортировщикам уже вести отходы практически некуда, и это касается всей страны), в НССОО приняли решение запустить свой пилотный проект. Он финансируется за деньги за счет внутренних ресурсов добросовестных участников рынка, а не из бюджета, что подняло бы расценки за вывоз ТКО для населения. Предложение о формировании внебюджетного источника финансирования поддержали многие министерства и ведомства», - отметил Андрей умников.
Также Андрей Умников заявил, что избранные местной властью и аффилированные с ней монополисты «режут по живому» десятилетиями налаженные рыночные отношения, бесцеремонно и цинично выдавливают с рынка десятки тысяч индивидуальных предпринимателей, малых и средних предприятий, оставляя сотни тысяч граждан без работы и средств к существованию, а населению и организациям вместо права выбора поставщика услуг навязывают завышенные тарифы.
Статья подготовлена на основе данных, предоставленных Регионально-отраслевым союзом профессиональных операторов по обращению с отходами.
Элеонора Ширинова
Специально для Информационного портала «Все о саморегулировании» (Все о СРО)
www.all-sro.ru