1. Главная
  2. Интервью
  3. Антон Мороз: «СРО в строительстве – это лоббист интересов профессионального сообщества»
Интервью

305

Антон Мороз: «СРО в строительстве – это лоббист интересов профессионального сообщества»

 Антон Мороз: «СРО в строительстве – это лоббист интересов профессионального сообщества»В этом году отечественномусаморегулированию исполняется 10 лет. Заменив собой государственноелицензирование во множестве сфер, институт СРО продолжает свое развитие. Неимоверноразрослась нормативная база, регламентирующая деятельность саморегуляторов, экспертыиз разных отраслей экономики участвуют в ее доработке. О значениисаморегулируемых организаций, их преимуществе перед лицензированием и государственномнадзоре мы побеседовали с нашим постоянным экспертом - вице-президентомНОСТРОЙ, членом Совета НОПРИЗ, вице-президентом СПб ТПП Антоном Морозом.

- Антон Михайлович, что же такоеСРО, какова ее роль в отечественной экономике?

- Во-первых, СРО – общественнаяорганизация. Уже в самом названии заложено много смысловой нагрузки. При этом,не просто общественная, а общественная профессиональная организация, котораяопределяет компании по определённому профессиональному признаку. Слово«профессия» здесь подразумевает знание того или иного предмета лучше, чемрядовой обыватель или потребитель этого предмета. Соответственно, роль СРО –это роль профессиональных сообществ, которые обязаны и уже влияют нагосударственную политику в области своей профессиональной деятельности. Если мыговорим о строительстве, то это роль основного эксперта у Правительства РФ ипрофильных ФОИВов. СРО в строительстве – это лоббист интересовпрофессионального сообщества, которое оно объединяет и это инструмент, спомощью которого профессиональное сообщество способно менять вектор направлениядвижения развития отрасли, участвовать в формировании плана её развития (как мыделаем это сейчас, участвуя в написании Стратегии развития строительной отраслидо 2030 года), а также эффективный инструмент общественного контроля заисполнением нацпроектов со стороны государства. То есть это такая эффективнаяструктура, система общения бизнеса и государства, которая имеет определённуюразрешительную функцию и, что немаловажно, это позволяет быть не просто, скажемтак, общественной организацией по принципу привлечения на добровольной основе,а уже неким образом общественной дисциплинирующей организации с возможнымифункциями контроля, с возможностью влияния в дальнейшем на отбор тех или иныхорганизаций в рамках конкурсных процедур.

- Почему многие отраслевики лицензированиюпредпочитают саморегулирование?

- Что касается лицензирования, тоэто, на наш взгляд, достаточно специфический и крайне подверженныйкоррупционной составляющей инструмент государства. Определённые отрасли,например, связанные с алкогольной промышленностью, должны оставаться подконтролем государства и в них должно применяться лицензирование. Но еслисуществует возможность замены государственного лицензирования на системусаморегулирования профессиональным сообществом, то это нужно рассматриватьпозитивно и государство должно двигаться в эту сторону. Всё-таки, как показалапрактика, лицензирующие органы не являются тем самым фильтром, через которыйпроскакивают финансовые однодневные компании, и которые способствуютужесточению каких-то контрольных функций. Это скорее, некая система, на которойпаразитируют определённые посреднические структуры, приводящие к достаточносерьёзному объёму коррупционных процессов.

- Какие недостатки существуют в законодательстве, мешающие развитию саморегулирования в отрасли?

- Говоря о строительной отрасли,в первую очередь, в действующей системе закона саморегулируемые организациинаделены большой зоной ответственности. В частности, ответственность подоговорным обязательствам своих членов. При этом мы абсолютно не влияем навозможность того или иного члена в заключении того или иного контракта, мыможем влиять только на уровень ответственности и допуск к объёму денежныхсредств, который он получит. Фактически, не обладая функциями контроля,единственная степень воздействия у нас на данного члена – это приостановкадействия допуска, которая, зачастую, может быть произведена только после того,как произойдёт нарушение, которое будет способствовать применению финансовойответственности СРО. Поэтому здесь хотелось бы в той или иной степени расширитьроль СРО. Вопрос дискуссионный - в какой степени допустить системусаморегулирования, если не к системе контроля за конкурсными процедурами, закоторые они отвечают, то, по крайней мере, к участию в этих конкурсныхпроцедурах и обладанию полной информацией о тех конкурсных процедурах, вкоторых участвуют их члены. Это можно сделать через определённыезаконодательные инициативы, которые создадут реестры договорных обязательств построительной тематике на территории России и в которые должны будут вноситьсявсе существующие контракты вне зависимости от того, государственные они,муниципальные или частные, которые разыгрываются в рамках обеспеченных с точкизрения безопасности и финансовой ответственности системы саморегулирования.Хотелось бы, чтобы в системе саморегулирования было больше тех функций, которыедолжны быть у общественных организаций с точки зрения принятия решений. У насвсё равно существует определённые зоны, регулируемые государством. Если мывсё-таки говорим о том, что права отдаются профессиональному сообществу, тогосударству, наверное, имело бы смысл передать часть прав в ведении иметодировании деятельности в руки общественных объединений, сохранив за собойфункцию допуска в саму систему института саморегулирования. Если говорить остроительной отрасли в целом, то есть определённые нюансы, которые тоже моглибы серьёзно поменять работу внутри системы саморегулирования. Это поправки вградостроительный кодекс, уточняющие возможности саморегулируемой организации,это изменения с точки зрения введения определённых видов деятельности,например, малоэтажного строительства или территориального планирования всистему саморегулирования, это поправки в 44-ФЗ, где мы бы определили объёмыконкурсных процедур, которые должны быть разыграны для находящихся по меступроведения конкурса компаний. Всё это могло бы развивать и строительный рынок,и систему саморегулирования в целом. Ну и, на мой взгляд, требуютдополнительной проработки те требования, которые связаны с учетом и реестромспециалистов. Кто-то говорит, что требования нужно уменьшать, кто-то - что ихнужно увеличивать. Но однозначно эти требования нуждаются в дополнительнойоценке и анализе. НРС в итоге должен стать определённой, в том числеинформационной базой, которая будет позволять формировать государственный заказна образование. Тогда, возможно, имеет смысл при грамотном ведении НРСрасширить линейку специализаций, которые там будут учитываться, тем самым вестиуже детальный учёт специалистов, формировать заказ ВУЗам и высшим школам.

- Каковы особенностигосударственного надзора за саморегулируемыми организациями?

- Государственный надзор за СРОнеобходим, но возможно в несколько меньшем объёме, нежели это происходитсейчас. Однозначно, ведение реестра СРО должно оставаться за Ростехнадзором.Вопрос контрольных мероприятий в отношении СРО – спорный. Здесь можно было бы,наверное, проводить их совместно с Ростехнадзором и нацобъединениями в связи стем, что в Ростехнадзоре не хватает количества специалистов для организацииэтого контроля, а нацобъединения, в принципе, обладают данными по каждой СРО,которая является их обязательным членом. Второе – как и любой общественной организации,необходим надзор Минюста России, который должен быть направлен не только наобщественные функции, но и на функции саморегулирования. В целом, мы считаем,что система саморегулирования заслужила право называться удачной системой иуровень надзора государства за СРО должен ослабевать. Профессиональномусообществу должно быть передано больше прав, что в свою очередь будетспособствовать развитию здоровой конкуренции и здорового строительного рынка,по крайней мере, в системе саморегулирования в строительстве.

Элеонора Ширинова
Специально для Информационного портала «Все о саморегулировании» (Все о СРО)
www.all-sro.ru

Статьи

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных
12.01.2023

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных

Национальная финансовая организация (НФА) направила в Центробанк результаты опроса по Концепции внедрения открытых API на финансовом рынке. Отмечается, что респонденты высказали свое мнение реализации моделей «Открытый банкинг», «Открытые финансы», «Открытые данные». Также участники опроса прокомментировали плюсы и минусы этих моделей. Подробнее о моделях открытых данных в этом материале.
СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика
02.12.2022

СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика

24 ноября СРО "МиР" совместно с Центробанком провела вебинар, посвященный анализу отчета бюро кредитных историй (БКИ), который составляется для расчета показателей долговой нагрузки (ПДН). Соответствующая информация появилась на сайте саморегулятора.

Все статьи

Мероприятия

НОСТРОЙ проведет Окружную конференцию по СКФО
26.06.2024

НОСТРОЙ проведет Окружную конференцию по СКФО

На следующей неделе состоится Окружная конференция строительных СРО, зарегистрированных на территории Северного Кавказа. На повестку вынесли всего один вопрос о награждении наградами НОСТРОЙ кандидатов от округа.
Все мероприятия

Видео

2018: Конференция Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство
28.09.2018

2018: Конференция Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство

На ежегодной конференции организованной Саморегулируемой организацией Ассоциацией Балтийский строительный комплекс, поднимаются приемущественно вопросы затрагивающие основные проблемы связанные с институтом саморегулирования в строительной сфере.

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход
26.06.2017

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход

С 01 июля 2017 года, вступает в силу нормативный акт, регулирующий контрольную деятельность СРО, в соответствии с которым вводиться риск-ориентированный подход при контрольной деятельности членов СРО. Проверки СРО в строительной сфере, компаний и ИП осуществляющих деятельность на особо опасных, уникальных и технически сложных объектах теперь будут осуществляться и зависеть от значений показателей рисков, в соответствии с методикой

Все видео

Интервью

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"
27.10.2022

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"

Президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала нашему порталу о том, как индустрия ставок переживает 2022 год. По ее словам, букмекерство привыкло работать в стрессовых условиях. Так, пандемия и приостановленные из-за нее спортивные соревнования не смогли значительно навредить букмекерам и рынок покинули считанные единицы лицензиатов. Сейчас перед бизнесом стоят новые вызовы, но и с ними отечественные букмекеры смогут справиться, уверена глава отраслевой саморегулируемой организации.

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров
08.08.2022

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров

Наш постоянный эксперт - президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала о том, чем сегодня живет рынок букмекеров, как переживает реформу отраслевой саморегулятор.

Все интервью

Опрос

с 10.07.2023 по

Как вам новый дизайн портала?

0%

Стало лучше

0%

Стало хуже

0%

Мне всё равно

Вопрос-ответ

Вопрос:

Мы, иркутская строительная организация, вступаем в строительное СРО в Москве, общестроительные виды работ (на особо опасные, технически сложных и уникальных работы мы не претендуем). Нам сказали, что дополнительно требуется сертификат ИСО при вступлении в данное СРО. Правомерно ли требование сертификата ИСО при вступлении в СРО?

Ответ:

Несмотря на наличие в Градостроительном кодексе РФ минимальных требований к получению свидетельства о допуске СРО строителей, саморегулируемые организации имеют право устанавливать дополнительные требования, непротиворечащие законодательству.
В частности, требовать сертификаты ISO (ИСО), разработанные международной организацией по стандартизации. В линейке стандартов для строительства наиболее популярными являются: ИСО 9000 (управление качеством), ИСО 14000 (экологический менеджмент), ИСО 50001 (энергетический менеджмент), ИСО 31000 (управление рисками).
Согласно п. 12 ст. 55.5 «Документы саморегулируемой организации» ГрадКодекса РФ, правилами саморегулирования может быть установлено требование о наличии сертификатов соответствия работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, сертификатов системы управления качеством, которые выдаются при осуществлении добровольного подтверждения международных стандартов.
Решение вопроса об установлении особых требований к выдаче свидетельств о допуске к работам на уникальных объектах предоставлено на усмотрение саморегулируемых организаций. В то же время, часть 2 статьи 48.1. Градостроительного кодекса РФ определяет характеристики уникальных объектов капитального строительства. Очевидно, что уникальные объекты, исходя из характеристик, обладают повышенной опасностью по сравнению с обычными объектами.
Таким образом, саморегулируемая организация вправе установить особые повышенные требования к работам, оказывающим влияние на безопасность уникальных объектов, т.е. выше требований, установленных для работ на объектах, не относимых к особо опасным и технически сложным.

Вопрос:

Возможно ли привлечение к уголовной ответственности в соответствии со ст. 171 УК РФ («Незаконное предпринимательство») строительной организации, если имеющееся у нее свидетельство саморегулируемой организации приостановлено по причине имеющейся задолженности по основным взносам СРО?

Ответ:

В силу п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 ноября 2004 г. N 23 г. деятельность считается осуществляемой без лицензии (разрешения) и в тех случаях, когда действие лицензии (разрешения) приостановлено. Вместе с тем, для привлечения лица к уголовной ответственности по ст. 171 УК РФ, наряду с приостановлением допуска необходимо также одно из следующих условий:

- преступник извлек доход в размере 1 000 000 руб. или выше;
- преступник причинил ущерб в размере 1 000 000 руб. или выше.

Таким образом, привлечение к уголовной ответственности возможно только в том случае, когда для этого имеются достаточные основания.

Вернуть старый дизайн