«Для строительной отрасли будет достаточно 120-140 СРО»
Основную новость дня – вероятный уход со строительных рынков семи субъектов федерации всех саморегулируемых организаций после проверок Ростехнадзора – вполне можно отнести к категории ожидаемых. По данным Национального объединения строителей (НОСТРОЙ), основания для прекращения деятельности есть у 64 строительных СРО – 7 организаций не предоставили информацию о компенсационных фондах, у 57 оказалось недостаточно средств на спецсчетах. Однако после исключения нарушителей из государственного реестра СРО без строительного саморегулирования рискуют остаться Волгоградская, Костромская, Новгородская, Орловская, Пензенская, Ростовская и Смоленская области. В случае потери статуса СРО, строительные компании, которые входили в региональные саморегулируемые организации, будут вынуждены заново начинать длительную процедуру создания некоммерческих организаций и регистрации их в качестве СРО.
Впрочем, исполнительный директор Национального объединения строителей Виктор Прядеин заверил, что регионам, которые останутся без СРО, НОСТРОЙ окажет помощь, чтобы оперативно создать новые саморегулируемые организации. Если проблему не решить, то строительство в указанных областях может если не остановиться, то перейти в руки строительных компаний - членов СРО из других регионов.
Одним из первых ситуацию прокомментировал председатель Совета Ассоциации СРО «Центр развития строительства» (ОНП «Главсоюз») Алексей Пышкин. По его словам, многие эксперты предсказывали масштабный исход СРО со строительного рынка после введения поправок в Градостроительный кодекс РФ (Федеральный закон от 3.07.2016 № 372-ФЗ), но этого пока не произошло: из 269 организаций осталось 254.
«После проверки Ростехнадзора, очевидно, их станет еще меньше, но вряд ли это серьезно повлияет на работу отрасли, - полагает Алексей Пышкин. - Для ее нормального функционирования, на мой взгляд, достаточно 120-140 саморегулируемых организаций. Реформа саморегулирования уже успела положительно повлиять на состояние дел в отрасли: мы избавились от коммерческих СРО, от СРО-гигантов с численностью более 1000 членов, которые не могли полноценно контролировать работу своих участников.
Однако я бы хотел сказать, что в рамках реформы СРО необходимо законодательно закрепить прямое влияние саморегулируемых организаций на строительные процессы, в противном случае наша строительная отрасль по-прежнему будет стоять на месте, не получая условий для инвестиций, инноваций и пр.К сожалению, нынешняя ответственность СРО определена таким образом, что соблюдать ее практически невозможно. Для того, чтобы соответствовать целям и задачам саморегулирования, институт СРО должен обладать механизмами не просто общего допуска на рынок, но и заключений определенных видов контрактов, участия в контроле качества выполнения работ, введении в эксплуатацию и т. д. То есть необходимо, чтобы СРО в полной мере участвовали в процессе строительства и могли нести ответственность за деятельность своих членов.
Что касается семи российских регионов, которые могут остаться без строительных организаций, – этого, конечно, не произойдет. Как я уже сказал, для регулирования процессов на строительном рынке в любом случае будет соблюден необходимый количественный минимум СРО, и на место одних быстро придут другие: строительный рынок пустоты не терпит».
Татьяна Рейтер
Специально для Информационного портала «Все о саморегулировании» (Все о СРО)
www.all-sro.ru