1. Главная
  2. Статьи
  3. Почему методы управления крупными бизнес-структурами не подойдут для институтов саморегулирования?
Статьи

54

Почему методы управления крупными бизнес-структурами не подойдут для институтов саморегулирования?

В основе деятельности крупных бизнес-структур лежит непрерывно повторяющийся процесс - поиск и концентрация капитала, направление его на возрастание стоимости активов. Бизнес ищет способы постоянного роста прибыли, увеличения доли на рынке. Закон управления капиталом предполагает уменьшение числа участников рынка в целях концентрации капитала у ограниченного круга его участников.

В социальном государстве, каким является Россия, основой деятельности института саморегулирования и всего третьего, некоммерческого сектора экономики становится защита деятельности участников рынка, представление их интересов, решение социальных задач. Назначение некоммерческого сектора экономики - выявление узких мест для решения задач социального государства. Управление этим сектором экономики преследует другие цели: увеличение числа участников, институтов некоммерческого сектора для обеспечения развития социального государства и т.д.

Ситуация, сложившаяся сегодня в саморегулировании в строительном комплексе, стала результатом применения в этом социальном институте технологий управления крупными бизнес-структурами: поиск капитала (цель крупного капитала); сокращение количества участников (цель крупного капитала); поиск правонарушителей (цель прокуратуры, следственных органов).

Ни одна из этих задач не свойственна развитию института саморегулирования в строительном комплексе. Каждый сектор экономики должен выполнять свои задачи, и в каждом секторе экономики должны применяться свои технологии управления.

При всем уважении к задачам, решаемым крупным бизнесом, остается одно пожелание: чтобы при переходе в структуры третьего сектора экономики, что вполне допустимо, его представители применяли другие технологии управления. Это вполне возможно, ведь руководители крупных бизнес-структур имеют хорошее образование, опыт управленческой работы, позволяющие им успешно управлять организациями некоммерческого сектора.

Цель саморегулируемых организаций стройкомплекса состоит в предупреждении причинения вреда, повышении качества. Национальные объединения саморегулируемых организаций должны выступать с позиции защиты интересов своих членом, а не с позиции их обвинения и поиска виновного. Защитник - не прокурор, адвокат - не судья. Такое ролевое распределение задач - не случайное явление в общественном управлении.

За семь лет существования саморегулирования в стройкомплексе у органов государственной власти было достаточно времени для того, чтобы определить в законодательстве «узкие места», внести соответствующие изменения в формирование дополнительной имущественной ответственности членов саморегулируемых организаций для того, чтобы не создавать коррупционные, коррупционно-криминальные схемы вокруг банкротства банков, потерянных средств компенсационных фондов.

Однако возникает вопрос, какой орган государственного управления отвечает за формирование норм права, регулирующих деятельность членов саморегулируемых организаций, института саморегулирования в строительном комплексе?

Еще в 2014 г. в решениях арбитражных судов было определено, что «законодательного регулирования, позволяющего исключать средства компенсационных фондов, размещенные на счетах кредитных организаций из конкурсной массы банков-банкротов, не существует», и что обеспечение сохранности комфондов в российских кредитных организациях возможно только при условии внесения изменений в законодательство.

Семь лет бездействия органов государственного управления в решении этой задачи, возможно, и не носит преднамеренный характер. Но теперь настало время отвечать за действия (бездействие) должностных лиц согласно нормам гражданского права, а также привести нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации в соответствие с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, Конституции Российской Федерации. Не надо социальную болезнь под названием «недостаточная эффективность норм права» загонять внутрь и делать вид, что этих проблем не существует.

Применение административных методов управления в системе саморегулирования стройкомплекса стало причиной падения уровня требований к участникам рынка по предупреждению причинения вреда, то есть в фактическому отходу от законодательно установленной цели по предупреждению причинения вреда, что привело к снижению доверия к власти, к отходу от основного тренда развития саморегулирования, заложенного в российском законодательстве.

Необходимо отметить, что требования Федерального закона от 01.12.2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», Градостроительного кодекса Российской Федерации (ред. 2015 г.) в части дополнительной имущественной ответственности по возмещению причинения вреда в форме компенсационных фондов и страхования гражданской ответственности всеми саморегулируемыми организациями в основном выполнены.

Предъявлять к СРО и их членам требования, не соответствующие законодательству, а также установленным целям и содержанию их деятельности, - означает беспрецедентный разворот, не лучшим образом характеризующий уровень управления в отдельных государственных органах. Выходит, прав Президент России, поддержавший усиление гражданского контроля за работой госаппарата.

Но не все представители административной системы хотят развития механизма общественного контроля, не спешат выполнять поставленные на высоком уровне задачи. И наглядный пример здесь - использование административных методов воздействия на СРО. Видимо, кое-кто не хочет, чтобы СРО и их члены приобрели опыт гражданского контроля, усилили свой общественный вес. Ведь чем эффективнее и крепче институт саморегулирования, тем меньше у должностных лиц возможностей для злоупотреблений.

Развитие института саморегулирования, как и всего некоммерческого сектора, безусловно, требует поддержки со стороны государства, органов государственного управления, но не в том виде, как это, к сожалению, осуществляется сейчас. Административные методы, хотя и самые доступные, не способствуют повышению конкурентоспособности экономики, созданию цивилизованного рынка, что достигается только путем развития всех секторов экономики и применения к каждому из них своих технологий управления.

Ю.И. Мхитарян,
Председатель Общественного проекта «За эффективную систему саморегулирования строительной отрасли»,
помощник первого заместителя Председателя Комитета Госдумы РФ по транспорту и строительству А.Ю. Русских,
Генеральный директор Общероссийского межотраслевого объединения работодателей Союз «СтройСвязьТелеком»,
д.э.н., магистр права, академик Международной академии информатизации
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru

ОШИБКА: поле 'Описание' не задано

Статьи

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных

Национальная финансовая организация (НФА) направила в Центробанк результаты опроса по Концепции внедрения открытых API на финансовом рынке. Отмечается, что респонденты высказали свое мнение реализации моделей «Открытый банкинг», «Открытые финансы», «Открытые данные». Также участники опроса прокомментировали плюсы и минусы этих моделей. Подробнее о моделях открытых данных в этом материале.
СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика

СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика

24 ноября СРО "МиР" совместно с Центробанком провела вебинар, посвященный анализу отчета бюро кредитных историй (БКИ), который составляется для расчета показателей долговой нагрузки (ПДН). Соответствующая информация появилась на сайте саморегулятора.

Все статьи

Мероприятия

НОСТРОЙ выступит на первой Конференции по юридической поддержке строительного бизнеса

НОСТРОЙ выступит на первой Конференции по юридической поддержке строительного бизнеса

18 февраля в Москве пройдет первая Конференция "Юридическая поддержка строительного бизнеса: новые вызовы и перспективы". Среди спикеров мероприятия выступи вице-президент Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) Антон Мороз. Анонс и программа размещены на сайте НОСТРОЙ.
НОСТРОЙ проведет заочную Окружную в ЦФО

НОСТРОЙ проведет заочную Окружную в ЦФО

1 февраля НОСТРОЙ проведет Окружную конференцию строительных СРО из Центрального федерального округа. На повестку вынесен всего один вопрос. Анонс размещен на сайте Нацобъединения.
Все мероприятия

Видео

Прямой эфир с конференции Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство

Прямой эфир с конференции Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство

На ежегодной конференции организованной Саморегулируемой организацией Ассоциацией Балтийский строительный комплекс, поднимаются приемущественно вопросы затрагивающие основные проблемы связанные с институтом саморегулирования в строительной сфере.

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход

С 01 июля 2017 года, вступает в силу нормативный акт, регулирующий контрольную деятельность СРО, в соответствии с которым вводиться риск-ориентированный подход при контрольной деятельности членов СРО. Проверки СРО в строительной сфере, компаний и ИП осуществляющих деятельность на особо опасных, уникальных и технически сложных объектах теперь будут осуществляться и зависеть от значений показателей рисков, в соответствии с методикой

Все видео

Интервью

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"

Президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала нашему порталу о том, как индустрия ставок переживает 2022 год. По ее словам, букмекерство привыкло работать в стрессовых условиях. Так, пандемия и приостановленные из-за нее спортивные соревнования не смогли значительно навредить букмекерам и рынок покинули считанные единицы лицензиатов. Сейчас перед бизнесом стоят новые вызовы, но и с ними отечественные букмекеры смогут справиться, уверена глава отраслевой саморегулируемой организации.

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров

Наш постоянный эксперт - президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала о том, чем сегодня живет рынок букмекеров, как переживает реформу отраслевой саморегулятор.

Все интервью

Опрос

с 13.10.2014 по 25.11.2014

Слияние Национального объединения проектировщиков и Национального объединения изыскателей воспринимается членами национальных объединений неоднозначно. На ваш взгляд, это слияние:

5.6%

13

Необходимо в интересах изыскателей, положит конец конфликту

9.5%

22

В интересах проектировщиков

43.1%

100

В интересах президента НОП Михаила Посохина

20.3%

47

Принесет вред, ибо будут объединены разные отрасли

13.8%

32

Принесет пользу, работа будет более эффективной

7.8%

18

Иной вариант

Вопрос-ответ

Вопрос:

Возможно ли привлечение к уголовной ответственности в соответствии со ст. 171 УК РФ («Незаконное предпринимательство») строительной организации, если имеющееся у нее свидетельство саморегулируемой организации приостановлено по причине имеющейся задолженности по основным взносам СРО?

Ответ:

В силу п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 ноября 2004 г. N 23 г. деятельность считается осуществляемой без лицензии (разрешения) и в тех случаях, когда действие лицензии (разрешения) приостановлено. Вместе с тем, для привлечения лица к уголовной ответственности по ст. 171 УК РФ, наряду с приостановлением допуска необходимо также одно из следующих условий:

- преступник извлек доход в размере 1 000 000 руб. или выше;
- преступник причинил ущерб в размере 1 000 000 руб. или выше.

Таким образом, привлечение к уголовной ответственности возможно только в том случае, когда для этого имеются достаточные основания.

Вопрос:

Можно ли вернуть взнос в компенсационный фонд?

Ответ:

В соответствии с ч. 4 ст. 55.7 Градостроительного кодекса Российской Федерации, лицу, прекратившему членство в саморегулируемой организации, взнос в компенсационный фонд не возвращается, если не предусмотрено иное.
Под «иным» подразумеваются определенные случаи, описанные в ст. 3.2 ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 г. № 191-ФЗ (в ред. ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 27.07.2010 г. № 240-ФЗ). В них сообщается, что строительная, инженерная, изыскательская СРО обязана вернуть организации или ИП, прекратившим членство в соответствующем партнерстве, уплаченные ими средства компфонда, в случае исполнения следующих условий:
1) получение допуска данного СРО к определенному виду или видам работ, исключенными 1 августа 2010 года из официального перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;
2) отсутствие у лица допуска к другим видам работ (отсутствие иных видов работ в допуске СРО);
3) прекращение членства в данной СРО не ранее двух и не позже 6 месяцев со дня исключения отраженных в допуске видов работ из официального классификатора перечня (то есть с 1 сентября 2010 года по 1 января 2011 года).
Отметим, что только в случае исполнения всех трех вышеуказанных условий саморегулируемая организация обязана вернуть вышедшим из состава членам взносы в компенсационный фонд в полном объеме.
Для возврата денежных средств был отведен срок в размере не более 10 календарных дней после прекращения членства. День прекращения членства определяется днем регистрации заявления от ИП или юридического лица о выходе из состава СРО.
В связи с тем, что с отведенного для официального прекращения членства в СРО промежутка времени уже прошло несколько лет, данные основания представляются неактуальными.
Градостроительным кодексом определено лишь несколько допущений для осуществления выплат из средств компенсационного фонда саморегулируемой организации. Деньги могут быть возвращены если были ошибочно перечислены на счет СРО; перечислены для размещения средств компенсационного фонда СРО в целях его сохранения и увеличения; использованы для осуществления выплат в результате наступления солидарной ответственности по обязательствам своих членов, возникшим вследствие причинения вреда.