Глеб Бабинцев: об особенностях Приказа Министерства экономического развития №803 от 31.12.2013 года
На заседании Совета Торгово-промышленной палаты России по саморегулированию предпринимательской и профессиональной деятельности, которое на прошлой неделе в состоялось в ТПП РФ, с докладом об особенностях недавно утвержденного Минюстом Приказа Министерства экономического развития №803 от 31.12.2013 выступил член Совета и рабочей группы по информационной открытости при Совете Глеб Бабинцев. В своем докладе он отметил, что сегодня в вопросах информационной открытости СРО появилась некоторая определенность и перспектива:
«Совместными усилиями профессионального и экспертного сообщества совместно с органами государственной власти создана сбалансированная правовая конструкция, в которой базовым законом №315-ФЗ заложены общие принципы открытости и состав информации для всех видов саморегулирования, Приказом Федерального органа исполнительной власти - Минэкономразвития - установлены технические частности, а Положениями о раскрытии информации регулируются особенности каждой конкретной профессиональной среды.
Процесс регулирования выстроен, таким образом, совершенно последовательно: с появлением новых сущностей, требующих публичного раскрытия на уровне профессиональной среды, они могут в любой момент быть внесены в Положение и утверждены на уровне саморегулируемой организации. Возникновение новых технологических, программных решений, а иногда и юридических схем для раскрытия, или, наоборот, сокрытия информации, может быть достаточно оперативно отражено в нормативном акте Федерального органа исполнительной власти, не требующем серьезных законодательных процедур».
Отдельное внимание в работе Бабинцева было уделено Положению о раскрытии информации:
«Сегодня законодателем определено, что этот документ принимается каждой саморегулируемой организацией самостоятельно. Практически это оставляет почву для информационной разнородности в форматах, способах и составе представления информации, поскольку многие законодательные нормы, увы, имеют не однозначное толкование. Однако все мы понимаем, что в одной отрасли не должно быть ста различных методик раскрытия информации, а должна быть одна и, следовательно, Положение должно быть единым для всех отраслевых саморегулируемых организаций с единой методикой раскрытия информации».
Приказ Минэкономразвития, по словам докладчика, в своей финальной версии значительно отличается от первоначального варианта в лучшую сторону. В результате конструктивного взаимодействия с Министерством экономического развития часть положений Приказа была исключена а часть скорректирована так, чтобы положения получили практический смысл и были исполнимы для СРО. Сегодня саморегулируемым организациям нужно соблюдать несколько правил для соответствия требованиям Приказа №803, в частности:
— Создать правильную структуру сайта
— Соблюдать форматы документов
— Отмечать дату и время изменений информации
— Использовать навигацию текстом
— Формировать карту сайта и путь к странице
— Вести открытый реестр всех членов в едином списке
Есть у Приказа и несколько особенностей, вызывающих наибольшее количество вопросов у СРО и докладчик прокомментировал их:
1. Пунктом 10 Приказа допускается размещение реестра в виде файла и электронной таблицы с последовательными переходами по гиперссылкам (электронный реестр). Однако размещение реестра в виде файла не позволяет выполнить требование пункта 12 а об обязательной возможности поиска члена СРО на сайте по сведениям, позволяющим его идентифицировать. Если реестр размещен в виде файла, то средствами сайта найти информацию в содержимом файла технически крайне сложно и для подавляющего большинства СРО просто нереализуемо
2. Пунктом 14 а Приказа налается требование использовать Электронную подпись или иной аналог собственноручной подписи в виде пароля, кода и т.д. Статья 5 п.2 Федерального закона № 63-ФЗ «Об электронной подписи» говорит нам, что удостоверение паролем - это и есть Простая электронная подпись, а статья 6 п.2 того же закона говорит, то простой электронной подписи достаточно для удостоверения документа, в котором требуется лишь собственноручная подпись и не требуется печать. Таким образом, если используемая в СРО система автоматизации сайта и реестра запрашивает пароль для ввода и изменения информации на сайт и в реестр - требование закона выполнено.
3. Пунктом 14 б Приказа налагается требование ведения журналов учета операций. Это требование особенно важно для надзорных органов, поскольку журнал является доказательной базой для установления факта и лица, ответственного за изменение конкретного реквизита или сведений, положенных законом. Безусловно, такие журналы должны автоматически вестись и для сайта и для реестра СРО. Журнал должен фиксировать лицо и точное время изменений информации, а так же хранить архив изменений.
С выходом Приказа №803 у многих СРО закономерно возникает вопрос, как привести свои информационные ресурсы в соответствие с требованиями законодательства и каким должен быть сайт саморегулируемой организации?
Член Совета ТПП по СРО и рабочей группы по информационной открытости при Совете так прокомментировал ситуацию:
«Исходить следует из назначения информационного ресурса и степени его «самостоятельности» в отношении каких-либо регулирующих норм. Сайт СРО не является развлекательным порталом, интернет-магазином или иным частным веб-ресурсом. Это информационный ресурс объединившихся субъектов деятельности, предназначенный, прежде всего, для осуществления коммуникаций объединившихся субъектов, их информирования, предоставления определенных сервисов для своих членов. Кроме того, сегодня структура сайта СРО в большой степени регламентирована законодательством, и, чем более единообразна будет эта структура, тем легче будет сориентироваться в этом многообразии и надзорному органу, и потребителю, и коллеге по профессии».
В качестве практической помощи саморегулируемым организациям в интернете создан ресурс, на котором будет размещен базовый шаблон с рекомендуемой структурой сайта СРО и даны рекомендации по его возможному применению. Шаблон сайта после его обсуждения и окончательной доработки будет доступен всем для бесплатного скачивания
Члены Совета ТПП и собравшиеся отметили высокую степень системной проработки вопроса докладчиком и, с учетом высокой актуальности вопроса приведения сайтов в соответствие с требованиями закона, приняли решение о создании раздела консультаций на сайте Совета, а так же решение о проведении в ближайшее время расширенного заседания посвященного этому вопросу.
Пресс-служба Совета ТПП по СРО
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru