1. Главная
  2. Статьи
  3. Михаил Воловик: «Взаимодействие власти, бизнеса и потребителя – единственный путь развития саморегулирования»
Статьи

195

Михаил Воловик: «Взаимодействие власти, бизнеса и потребителя – единственный путь развития саморегулирования»

 Михаил Воловик: «Взаимодействие власти, бизнеса и потребителя – единственный путь развития саморегулирования»В настоящее время система саморегулирования в строительной отрасли подвергается острой критике со стороны государства и профессионального сообщества. Накопившиеся за три года существования саморегулирования проблемы не позволяют системе совершенствоваться, тормозят ее развитие и провоцируют нездоровую ситуацию на рынке. О кардинальной переориентации, первоочередных проблемах и дальнейшей стратегии развития саморегулирования Информационному порталу «Все о саморегулировании» рассказал член Совета НОСТРОЙ, президент Ассоциации СРО «Единство» Михаил Воловик.
Одной из причин сегодняшнего кризиса системы саморегулирования является непонимание того, что саморегулирование – очень тонкий рыночный механизм, настроить который жесткими административными рычагами невозможно. Проблемы саморегулирования не должны обсуждаться без учета такой масштабной части целевой аудитории, как потребители, которые сегодня зачастую в большинстве своем не в силах объяснить разницу между лицензиями и допусками. Потребители должны стать союзниками системы саморегулирования и способствовать ее самоочищению от коммерческих СРО: им должно быть не все равно, в какую СРО вступать и компанию с допуском какой СРО выбирать. Идеология саморегулирования в конечном итоге должна привести к регулированию рынка потребителем, поскольку законодательные, карательные меры в борьбе с коммерческими СРО на практике уже доказали свою несостоятельность.
На IV Всероссийской научно-практической конференции «Саморегулирование в строительном комплексе: повседневная практика и законодательство» мы с руководителем Аппарата НОСТРОЙ Ильей Пономаревым активно дискутировали по этому вопросу. Илья Вадимович рассматривал особенности функционирования системы саморегулирования преимущественно с экономической точки зрения, делая отсылки к задачам бизнеса и условиям рынка и настаивая на том, что отсутствие должной квалификации у рядового потребителя никогда не позволит ему напрямую играть какую-либо значимую роль в системе саморегулирования. Я же со своей стороны акцентировал внимание профессионального сообщества на необходимости включения в процесс регулирования отношений между властью и бизнесом непосредственно потребителя, основная цель которого – приобрести качественный товар, не обладая должной квалификацией и компетенцией. Печальная статистика свидетельствует о том, что конечный потребитель – будь то крупный инвестор или частный заказчик – не только в полной мере не осознает те возможности, которые может предоставить ему система саморегулирования в строительстве, но зачастую и вовсе не знает о ее существовании. Эту ситуацию в ближайшее время необходимо в корне изменить, поскольку безответственность и юридическая незащищенность заказчиков и исполнителей препятствуют формированию положительного отношения к нынешней строительной отрасли, что в свою очередь наносит серьезный удар по развитию отечественного стройкомплекса в целом.
Если мы посмотрим на саморегулирование как на рыночный механизм, то поймем, что в отличие от многих других вещей, которые мы пытаемся решить административно, коммерция развивается по рыночным механизмам: есть спрос – есть предложение. Учитывая ту череду судебных разбирательств, которые сейчас проходят с отдельными СРО, можно сделать вывод, что в правовом поле законы всегда будут отставать на шаг-два от ситуации, и всегда найдутся люди, которые будут опережать законодательство, используя его пробелы. Поэтому единственный способ избавиться от коммерциализации и решить все эти вопросы – это вовлечь потребителя, который, в свою очередь, заставит строителя (то есть бизнес) выбирать, в какую саморегулируемую организацию вступать, и заставить уже саморегулируемую организацию соблюдать те законы, которые мы должны переписать и принять. Иными словами, наряду с совершенствованием законодательства профессиональное сообщество должно вовлечь потребителя в целевую аудиторию саморегулирования и сделать его активным союзником.
Одними из первоочередных требований заказчика являются выбор надежного подрядчика, наличие гарантии на выполненную работу, помощь в разрешении конфликтных ситуаций, наличие необходимой разрешительной документации, исполнение договорных обязательств, целевое расходование средств. Может ли СРО содействовать потребителю в данном вопросе? Не только может, но и обязана! Ведь строительная организация, недобросовестно выполнившая свою работу, - не конечная инстанция, а контролируемая системой саморегулирования единица, имеющая наряду с широкими правами ряд прямых обязанностей перед заказчиками ее услуг.
Так, активно муссируемая в последнее время в профессиональном сообществе идея создания рейтинга СРО, призванная облегчить взаимодействие потребителя и строительных организаций в рамках системы саморегулирования, возникла еще в 2011 году. Тогда моя инициатива, направленная, в том числе на борьбу с коммерческими СРО, не встретила должной поддержки на окружных конференциях. Кроме того, воспротивились этому методу ранжирования и малые СРО, численность компаний в которых чуть больше сотни, из-за чего сегодня мы наблюдаем полную анархию в строительной отрасли. Сегодня эта идея переживает второе рождение, и я надеюсь, что профессиональное сообщество уделит самое пристальное внимание этому способу отсеивания недобросовестных СРО.
На сегодняшний день отсутствует обратная связь саморегулирования с потребителем, и основная задача ближайшего периода – приложить максимум усилий для того, чтобы потребитель осознал свою роль, свою значимость, свои возможности в рамках функционирования этой системы. Необходимо донести до профессионального сообщества мысль, что взаимодействие, консолидация усилий, контроль и обратная связь – вот принципы, которые должны стать основополагающими в переориентации политики системы саморегулирования с внутренних противоречий на внешние факторы развития. Потребитель и строительные организации должны сознавать, что саморегулирование – открытая для взаимовыгодного сотрудничества система, созданная для реализации гарантийных обязательств сторон и исполнения роли арбитра в конфликтных ситуациях. Важно сформировать в сознании заказчиков строительных услуг понимание того, что СРО – это надежный тыл, крепкая стена, гарант выполнения обязательств и реализации прав, а саморегулирование – не узкая область, понятная лишь профессионалам, а надежный посредник, располагающий инструментами и средствами для того, чтобы обе стороны по окончании сотрудничества были максимально удовлетворены результатом.
Так, в возглавляемой мной Ассоциации СРО «Единство» квалифицированные специалисты предоставляют ряд профессиональных сервисов: услуги консалтинга, менеджмента, сертификации, юридического сопровождения, содействуют в получении заказов и объемов работ, а также предоставляют доступ к тендерным площадкам. Для повышения конкурентоспособности членов партнерств Ассоциации с целью роста их прибыли за счет увеличения объема работ, снижения издержек, а также повышения качества и безопасности регулярно проводятся круглые столы и семинары, функционируют испытательные лаборатории, регулярно пополняется онлайн-библиотека и работает горячая линия.
Я убежден, что если система саморегулирования в ближайшее время не повернется лицом к потребителю и продолжит игнорировать его нужды и потребности, она не сможет оправдать свое существование и навсегда останется печальным опытом недолгой независимости строительной сферы от государственного управления. Ориентация на потребителя – вот тот единственный импульс, который может возродить обладающую мощным ресурсом, но находящуюся сегодня в стадии стагнации систему.

Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru

Статьи

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных
12.01.2023

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных

Национальная финансовая организация (НФА) направила в Центробанк результаты опроса по Концепции внедрения открытых API на финансовом рынке. Отмечается, что респонденты высказали свое мнение реализации моделей «Открытый банкинг», «Открытые финансы», «Открытые данные». Также участники опроса прокомментировали плюсы и минусы этих моделей. Подробнее о моделях открытых данных в этом материале.
СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика
02.12.2022

СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика

24 ноября СРО "МиР" совместно с Центробанком провела вебинар, посвященный анализу отчета бюро кредитных историй (БКИ), который составляется для расчета показателей долговой нагрузки (ПДН). Соответствующая информация появилась на сайте саморегулятора.

Все статьи

Мероприятия

НОСТРОЙ проведет круглые столы для строительных СРО
20.03.2024

НОСТРОЙ проведет круглые столы для строительных СРО

28 марта в Москве НОСТРОЙ проведет серию круглых столов в рамках деловой программы Всероссийского съезда строительных СРО. Расскажут о цифровизации строительства, качестве строительных материалах и ценообразовании в строительстве.
Все мероприятия

Видео

Прямой эфир с конференции Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство
28.09.2018

Прямой эфир с конференции Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство

На ежегодной конференции организованной Саморегулируемой организацией Ассоциацией Балтийский строительный комплекс, поднимаются приемущественно вопросы затрагивающие основные проблемы связанные с институтом саморегулирования в строительной сфере.

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход
26.06.2017

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход

С 01 июля 2017 года, вступает в силу нормативный акт, регулирующий контрольную деятельность СРО, в соответствии с которым вводиться риск-ориентированный подход при контрольной деятельности членов СРО. Проверки СРО в строительной сфере, компаний и ИП осуществляющих деятельность на особо опасных, уникальных и технически сложных объектах теперь будут осуществляться и зависеть от значений показателей рисков, в соответствии с методикой

Все видео

Интервью

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"
27.10.2022

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"

Президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала нашему порталу о том, как индустрия ставок переживает 2022 год. По ее словам, букмекерство привыкло работать в стрессовых условиях. Так, пандемия и приостановленные из-за нее спортивные соревнования не смогли значительно навредить букмекерам и рынок покинули считанные единицы лицензиатов. Сейчас перед бизнесом стоят новые вызовы, но и с ними отечественные букмекеры смогут справиться, уверена глава отраслевой саморегулируемой организации.

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров
08.08.2022

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров

Наш постоянный эксперт - президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала о том, чем сегодня живет рынок букмекеров, как переживает реформу отраслевой саморегулятор.

Все интервью

Опрос

с 01.02.2014 по 08.03.2014

Событие (мероприятие) года в сфере саморегулирования?

6.5%

7

Первая международная конференция «Практическое саморегулирование»

52.3%

56

Отзыв ЦБ лицензий у банков и потеря СРО КФ

8.4%

9

III Всероссийский форум СРО

9.3%

10

День саморегулирования (12 декабря 2013 г.)

5.6%

6

Авторский курс В.С. Плескачевского «Эффективное управление СРО»

17.8%

19

Иной вариант

Вопрос-ответ

Вопрос:

Приказом Ростехнадзора от 05.07.2011 № 356 «Об утверждении формы свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» была утверждена новая форма допусков СРО. Согласно тому же Приказу, свидетельства, выданные ранее, могли действовать лишь до 1 января 2013 года. Действительны ли непереоформленные допуски СРО, выданные до конца 2012 года, а также действовавшие ранее лицензии?

Ответ:

С 1 января 2009 года на всей территории Российской Федерации отменена процедура лицензирования инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительной деятельности, работ по реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства. Лицензии, выданные до 01.01.2009 г., были действительны до 01.01.2010 г. (ч. 3 ст. 3.2. Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 N 191-ФЗ).

Относительно свидетельств о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, сообщаем, что изначально Приказ Ростехнадзора от 05.07.2011 N 356 предусматривал правило (п.3), согласно которому свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданные до вступления в силу указанного приказа, должны были действовать до 1 января 2013 года. Однако впоследствии данное положение утратило силу в связи с изданием Приказа Ростехнадзора от 29.01.2014 N 35.

Таким образом, свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданные до конца 2012 года, по-прежнему действительны.

Вопрос:

Мы, иркутская строительная организация, вступаем в строительное СРО в Москве, общестроительные виды работ (на особо опасные, технически сложных и уникальных работы мы не претендуем). Нам сказали, что дополнительно требуется сертификат ИСО при вступлении в данное СРО. Правомерно ли требование сертификата ИСО при вступлении в СРО?

Ответ:

Несмотря на наличие в Градостроительном кодексе РФ минимальных требований к получению свидетельства о допуске СРО строителей, саморегулируемые организации имеют право устанавливать дополнительные требования, непротиворечащие законодательству.
В частности, требовать сертификаты ISO (ИСО), разработанные международной организацией по стандартизации. В линейке стандартов для строительства наиболее популярными являются: ИСО 9000 (управление качеством), ИСО 14000 (экологический менеджмент), ИСО 50001 (энергетический менеджмент), ИСО 31000 (управление рисками).
Согласно п. 12 ст. 55.5 «Документы саморегулируемой организации» ГрадКодекса РФ, правилами саморегулирования может быть установлено требование о наличии сертификатов соответствия работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, сертификатов системы управления качеством, которые выдаются при осуществлении добровольного подтверждения международных стандартов.
Решение вопроса об установлении особых требований к выдаче свидетельств о допуске к работам на уникальных объектах предоставлено на усмотрение саморегулируемых организаций. В то же время, часть 2 статьи 48.1. Градостроительного кодекса РФ определяет характеристики уникальных объектов капитального строительства. Очевидно, что уникальные объекты, исходя из характеристик, обладают повышенной опасностью по сравнению с обычными объектами.
Таким образом, саморегулируемая организация вправе установить особые повышенные требования к работам, оказывающим влияние на безопасность уникальных объектов, т.е. выше требований, установленных для работ на объектах, не относимых к особо опасным и технически сложным.
Вернуть старый дизайн