1. Главная
  2. Статьи
  3. Новые подходы к стратегии развития саморегулируемых организаций и управлению экономикой
Статьи

51

Новые подходы к стратегии развития саморегулируемых организаций и управлению экономикой

В 2018 году необходимость определения новых подходов к регулированию предпринимательских отношений, развитию экономики страны стала более чем очевидной. С 2013 года по 2017 год темп роста объема мировой экономики (валовый мировой продукт) существенно превысил темп роста объема экономики Российской Федерации. С такой динамикой развития национальной экономики не решить стратегические задачи по ее вхождению в пятерку крупнейших экономик мира, обеспечению темпов экономического роста выше мировых1.

Исходя из «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»2, «Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года»3, важно устранить или уменьшить влияние негативных факторов, сдерживающих развитие экономики, таких как недостаточная эффективность государственного управления, низкая производительность труда, невысокое качество продукции, недобросовестная конкуренция, коррупция, недостаточная конкурентоспособность организаций, компаний, административные барьеры, избыточное давление органов власти на субъекты, осуществляющие хозяйственную деятельность4.

Недостаточная эффективность государственного управления, как видно из доклада Центра стратегических разработок «Эффективность управления государственной собственностью в 2018-2024 годах и до 2035 года», приводит к увеличению доли государственного сектора в экономике, которая уже составляет 46%, подменяет рыночные механизмы регулирования использованием административного ресурса, неформально огосударствливает частный сектор5.

Сокращение доли частного сектора в экономике, применение административных методов и недостаточная эффективность государственных предприятий не приведут к повышению эффективности, конкурентоспособности, привлекательности российской экономики и не позволят экономике страны войти в число пяти ведущих держав мира по уровню экономического развития.

В свою очередь повышение эффективности государственного управления происходит в результате развития рыночных механизмов, изменения требований, правил, стандартов предпринимательской деятельности, норм права. На решение этих задач было направлено развитие в стране саморегулируемых организаций. В 2003 году развитие саморегулируемых организаций Указом Президента Российской Федерации6 рассматривалось в числе приоритетных направлений развития административной реформы. В 2007 году был принят Федеральный закон от 01.12.2007 №315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»7.

К 2018 году количество саморегулируемых организаций в общем количестве некоммерческих организаций составило 0,6%8. Закономерен вопрос: «Почему в период с 2003 года по 2018 год ни в одной отрасли экономики не была выполнена стратегическая задача по обеспечению приоритетного развития саморегулируемых организаций? И все ли было сделано для решения поставленной задачи на законодательном уровне?».

Для того, чтобы стратегические задачи выполнялись, должна быть заложена правовая основа, обеспечивающая возможность их выполнения. Нормы Федерального закона от 01.12.2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» должны соответствовать требованиям Федерального закона от 28.06.2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»9, нормам Конституции Российской Федерации, принятым правовым актам Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, другим нормативным актам.

Согласно Федеральному закону от 28.06.2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», целеполагание - ключевое положение, определяющее направления развития социально-экономических процессов. Целеполагание начинается с постановки задач, на решение которых должна быть направлена деятельность органов власти, субъектов экономической деятельности. Вопреки требованиям Федерального закона от 28.06.2014г. № 172-ФЗ, логике здравого смысла, Федеральный закон от 01.12.2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» не содержит ни задач, ни целей деятельности органов государственной власти в области саморегулирования. Нет в нем основных направлений деятельности органов власти, принципов организации деятельности саморегулируемых организаций, основных понятий. Нет в нем и задач, которые должны решать саморегулируемые организации.

Саморегулируемая организация - это ассоциация (союз), включенная в государственный реестр саморегулируемых организаций. Согласно п. 1 ст. 121 «Основные положения об ассоциациях (союзах)» ГК РФ10, «ассоциацией (союзом) признается объединение юридических лиц и (или) граждан, основанное на добровольном или в установленных законом случаях на обязательном членстве и созданное для представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов для достижения общественно полезных, а также иных, не противоречащих закону и имеющих некоммерческий характер целей».

Включение в государственный реестр саморегулируемых организаций ассоциаций (союзов) не изменяет их организационно-правовой формы, но дополнительно определяет задачи, на решение которых должны быть направлены действия саморегулируемых организаций. Это - разработка, установление стандартов, правил, требований для организации деятельности членов саморегулируемых организаций и организации контроля за их деятельностью. Правовое обеспечение стратегии развития саморегулируемых организаций определяет возможность достижения стратегических задач, на решение которых направлены действия саморегулируемых организаций и их членов. Эти задачи могут дополняться.

В настоящее время важным направлением в развитии саморегулируемых организаций является - выполнение задач, определенных Указом Президента Российской Федерации «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» от 27.12.2017 года № 618-ФЗ11 и Федеральным законом от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»12:

- приоритетное развитие добросовестной конкуренции;
- принятие мер, направленных на предупреждение коррупции.

С учетом вышеизложенного задачи, определенные Указом Президента РФ13 и Федеральным законом «О противодействии коррупции»14 должны стать стратегическими задачами развития саморегулируемых организаций. Для обеспечения приоритетного развития саморегулируемых организаций в экономике деятельность саморегулируемых организаций должна быть направлена на решение следующих стратегических задач развития саморегулируемых организаций:

1. Защита и представление интересов членов саморегулируемых организаций.
2. Разработка и установление правил, требований, стандартов деятельности членов саморегулируемых организаций.
3. Обеспечение дополнительной имущественной ответственности членов саморегулируемых организаций перед потребителями производимых товаров (работ, услуг) и иными лицами. Контроль за деятельностью членов саморегулируемых организаций.
4. Содействие развитию добросовестной конкуренции, повышению ответственности деятельности членов саморегулируемой организации.
5. Проведение оценки состояния конкуренции, эффективности государственной политики по развитию конкуренции.
6. Использование механизма общественного контроля за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления для выявления фактов и действий, направленных на ограничение конкуренции и создание необоснованных административных барьеров.
7. Взаимодействие с государственными органами по вопросам противодействия коррупции и формирования в обществе негативного отношения к коррупционному поведению и проявлениям актов недобросовестной конкуренции и экономической деятельности, направленной на монополизацию.

Для решения столь важных для развития российской экономики задач нормы федерального законодательства должны быть направлены на создание правового механизма, способствующего их достижению, инфраструктуры поддержки, мер, стимулирующих деятельность саморегулируемых организаций, увеличение их количества и роли в формировании правил предпринимательской, профессиональной деятельности. Развитие саморегулируемых организаций – рыночный механизм защиты предпринимателей, потребителей, регулирование предпринимательских отношений. Саморегулируемые организации – основа гражданского общества и повышения эффективности государственной политики и государственного регулирования экономикой. Но пока что неэффективные нормы права, административные барьеры сдерживают развитие саморегулируемых организаций и отечественной экономики.

Председатель Правления Межрегиональной общественной организации
«Федерация содействия развитию саморегулирования и обеспечению безопасности и качества работ
в сфере инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и строительства» (МОО «ФССБК»),
д.э.н., академик Международной академии информатизации Ю. И. Мхитарян
Специально для Информационного портала «Все о саморегулировании»
(Все о СРО)www.all-sro.ru


1 Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
2 Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
3 Указ Президента РФ от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года».
4 Указ Президента РФ от 23.07.2003 № 824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003 - 2004 годах».
5 Коммерсант.ru, 2 июля 2018 года «Слишком много государства/ЦСР беспокоит сокращение частного сектора».
6 Указ Президента РФ от 23.07.2003 № 824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003 - 2004 годах».
7 Федеральный закон от 01.12.2007 № 315-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О саморегулируемых организациях» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2016).
8 Ю.И. Мхитарян - «Правовые аспекты саморегулирования и повышение эффективности экономики Российской Федерации в XXI веке»: монография/ Ю.И. Мхитарян – М.: Издательский центр «Интерэкомс», 2017.
9 Федеральный закон от 28.06.2014 года № 172-З «О стратегическом планировании в Российской Федерации».
10 Гражданский кодекс Российской Федерации.
11 Указ Президента Российской Федерации «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» от 27.12.2017 года № 618-ФЗ.
12 Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ.
13 Указ Президента Российской Федерации «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» от 27.12.2017 года № 618-ФЗ.
14 Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ.

ОШИБКА: поле 'Описание' не задано

Статьи

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных

Национальная финансовая организация (НФА) направила в Центробанк результаты опроса по Концепции внедрения открытых API на финансовом рынке. Отмечается, что респонденты высказали свое мнение реализации моделей «Открытый банкинг», «Открытые финансы», «Открытые данные». Также участники опроса прокомментировали плюсы и минусы этих моделей. Подробнее о моделях открытых данных в этом материале.
СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика

СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика

24 ноября СРО "МиР" совместно с Центробанком провела вебинар, посвященный анализу отчета бюро кредитных историй (БКИ), который составляется для расчета показателей долговой нагрузки (ПДН). Соответствующая информация появилась на сайте саморегулятора.

Все статьи

Мероприятия

НОСТРОЙ выступит на первой Конференции по юридической поддержке строительного бизнеса

НОСТРОЙ выступит на первой Конференции по юридической поддержке строительного бизнеса

18 февраля в Москве пройдет первая Конференция "Юридическая поддержка строительного бизнеса: новые вызовы и перспективы". Среди спикеров мероприятия выступи вице-президент Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) Антон Мороз. Анонс и программа размещены на сайте НОСТРОЙ.
НОСТРОЙ проведет заочную Окружную в ЦФО

НОСТРОЙ проведет заочную Окружную в ЦФО

1 февраля НОСТРОЙ проведет Окружную конференцию строительных СРО из Центрального федерального округа. На повестку вынесен всего один вопрос. Анонс размещен на сайте Нацобъединения.
Все мероприятия

Видео

Прямой эфир с конференции Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство

Прямой эфир с конференции Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство

На ежегодной конференции организованной Саморегулируемой организацией Ассоциацией Балтийский строительный комплекс, поднимаются приемущественно вопросы затрагивающие основные проблемы связанные с институтом саморегулирования в строительной сфере.

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход

С 01 июля 2017 года, вступает в силу нормативный акт, регулирующий контрольную деятельность СРО, в соответствии с которым вводиться риск-ориентированный подход при контрольной деятельности членов СРО. Проверки СРО в строительной сфере, компаний и ИП осуществляющих деятельность на особо опасных, уникальных и технически сложных объектах теперь будут осуществляться и зависеть от значений показателей рисков, в соответствии с методикой

Все видео

Интервью

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"

Президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала нашему порталу о том, как индустрия ставок переживает 2022 год. По ее словам, букмекерство привыкло работать в стрессовых условиях. Так, пандемия и приостановленные из-за нее спортивные соревнования не смогли значительно навредить букмекерам и рынок покинули считанные единицы лицензиатов. Сейчас перед бизнесом стоят новые вызовы, но и с ними отечественные букмекеры смогут справиться, уверена глава отраслевой саморегулируемой организации.

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров

Наш постоянный эксперт - президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала о том, чем сегодня живет рынок букмекеров, как переживает реформу отраслевой саморегулятор.

Все интервью

Опрос

с 13.10.2014 по 25.11.2014

Слияние Национального объединения проектировщиков и Национального объединения изыскателей воспринимается членами национальных объединений неоднозначно. На ваш взгляд, это слияние:

5.6%

13

Необходимо в интересах изыскателей, положит конец конфликту

9.5%

22

В интересах проектировщиков

43.1%

100

В интересах президента НОП Михаила Посохина

20.3%

47

Принесет вред, ибо будут объединены разные отрасли

13.8%

32

Принесет пользу, работа будет более эффективной

7.8%

18

Иной вариант

Вопрос-ответ

Вопрос:

Может ли иностранная компания вступить в СРО строительной сферы без регистрации в ФНС филиала иностранной фирмы?

Ответ:

Несмотря на то, что в Градостроительном кодексе РФ прямо указано о том, что в СРО строителей, проектировщиков и изыскателей могут вступать иностранные юридические лица (иностранные компании), и не указывается на необходимость регистрации филиала или представительства иностранного юрлица на территории России (в ст. 55.6 ГрадКодекса — указаны иностранные компании), саморегулируемые организации при приеме в члены руководствуются нормами Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.1999 № 160-ФЗ, где в п. 3, ст. 4 указывается на необходимость аккредитации филиала или представительства иностранной компании на территории России, для осуществления коммерческой деятельности.
Цитируем: «Иностранное юридическое лицо, цель создания и (или) деятельность которого имеют коммерческий характер и которое несет имущественную ответственность по принятым им в связи с осуществлением указанной деятельности на территории Российской Федерации обязательствам (далее — иностранное юридическое лицо), имеет право осуществлять деятельность на территории Российской Федерации через филиал, представительство со дня их аккредитации, если иное не установлено федеральными законами. Иностранное юридическое лицо прекращает деятельность на территории Российской Федерации через филиал, представительство со дня прекращения действия аккредитации филиала, представительства.
Днем аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица или внесения изменений в сведения, содержащиеся в государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц, являющемся информационной системой (далее также — реестр), либо прекращения действия аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица признается день внесения соответствующей записи в реестр. (пункт в редакции Федерального закона от 05.05.2014 г. № 106-ФЗ)»

Вопрос:

Вступление в СРО в рассрочку и в другом регионе: Строительная компания из Екатеринбурга, планирует вступать в СРО в рассрочку в Московское СРО, насколько законно вступление в СРО в рассрочку, и могут ли быть у этой компании проблемы в связи с тем, что она будет состоять в СРО в Москве?

Ответ:

По поводу оплаты компенсационного фонда в рассрочку: СРО обязано сформировать компенсационный фонд в соответствии с законодательством, т.е. в полном объеме, поэтому предлагать вступать в СРО в рассрочку, СРО не имеет право, это незаконно. Однако вместо вступления в СРО в рассрочку, Вы можете использовать законные способы, в частности вступление в СРО в кредит или вступление в СРО в займ (когда не само СРО, а кредитные организации или иные третьи лица предоставляют займ или кредит). Минусом вступления в СРО в кредит или займ, является как правило необходимость оплаты процентов по кредиту (займу).
По поводу вступления в СРО в Москве: компания из любого региона России, или иностранная компания, может вступить в СРО в любом регионе. Ранее при лицензировании существовали территориальные ограничения, сейчас же таких ограничений нет, поэтому никаких проблем возникнуть не должно.