1. Главная
  2. Статьи
  3. Саморегулирование лизинга, связанного с государством, откладывается. Все о поправках ч.2
Статьи

205

Саморегулирование лизинга, связанного с государством, откладывается. Все о поправках ч.2

 Саморегулирование лизинга, связанного с государством, откладывается. Все о поправках ч.2На рассмотрении Госдумы еще с 2018 года находится законопроект, предусматривающий введение обязательного членства в СРО для лизинговых компаний, связанных с государством.

Еще в ноябре 2018 года Правительство внесло в Госдуму законопроект, предусматривающий обязательное саморегулирование лизинговых компаний, связанных с государством. В январе 2019 поправки успешно прошли первое чтение. Однако в июле 2020 депутаты перенесли рассмотрение законопроекта. С того момента движение реформы лизингового сектора остановилось.

Разработка законопроекта

Проанализировав финансовое положение лизингового сектора, Нацсовет по обеспечению финансовой стабильности под председательством Первого зампреда Правительства Игоря Шувалова решил, что сектор нуждается в реформировании и инициировал разработку поправок. Для разработки основных положений реформы Минфин в 2016 году сформировал межведомственную рабочую группу, в которой участвовали заинтересованные федеральные госорганы. К ее работе были привлечены крупнейшие аудиторы и рейтинговые агентства, которые провели анализ финансовых проблем крупнейших лизингодателей, причины их дефолтов. В результате исследования эксперты пришли к выводу о том, что целесообразно ввести специальное регулирование деятельности лизинговых компаний, напрямую или косвенно связанных с государством, а также получающих господдержку.

В структуре межведомственной группы было создано несколько рабочих подгрупп, в которые вошли представители лизинговых и аудиторских компаний. Каждая подгруппа подготовила свои предложения. Они вошли в сводный пакет предложений по реформе лизинга. В 2017 году Нацсовет в утвердил концепцию реформы, а также план совместных действий Минфина и Центробанка по ее реализации.

Саморегулирование лизинговых компаний

Законопроект вводит саморегулирование для компаний, связанных с государством, состоящих в реестре субъектов лизинговой деятельности Центробанка. Отмечается, что поведенческое регулирование субъектов лизинговой деятельности планируется отнести, по большей части, на уровень СРО. В долгосрочной перспективе принятие законопроекта позволит снизить стоимость лизинга для нефинансового сектора, а также обеспечит приемлемое кредитное качество лизингового портфеля и эффективное управление рисками через стандарты отраслевой саморегулируемой организации.

Как отметили авторы поправок, в отличие от лицензионной модели, для которой характерно действие всех пруденциальных требований, для российского рынка лизинга целесообразно введение облегченной разрешительной системы регулирования. На текущем этапе развития рынка лизинга законопроект предполагает введение разрешительной системы регулирования, основной целью которой является контроль доступа на рынок, мониторинг рынка со стороны регулятора и обеспечение общих стандартов СРО. Считается, что остальные компании (частные и иностранные) могут быть заинтересованы в добровольном вступлении в Реестр по репутационным и деловым причинам.

Власти полагают, что создание СРО на лизинговом рынке будет способствовать достижению целей вводимого регулирования, в частности:

  • защите и представлению интересов зарегистрированных лизинговых компаний;
  • разработке обязательных для субъектов лизинговой деятельности базовых стандартов;
  • осуществлению контроля за соблюдением членами СРО законодательства и стандартов СРО.

Разработка и принятие СРО обязательных для ее членов базовых стандартов предоставит субъектам лизинговой деятельности, связанным с государством, возможность самостоятельно урегулировать отдельные отраслевые проблемы, включая вопросы в сфере управления рисками и внутреннего контроля.

Регулятор - Центробанк

Законопроект помещает лизинговые компании, связанные с государством, а также получающие господдержку, под надзор Центробанка. Для лизинговых компаний, состоящих в Реестре, это будет означать применение к ним общих положений, предусмотренных Федеральным законом "О Центральном банке".

Кто может заниматься лизингом?

Сегодня в России лизингом могут заниматься любые физические и юридические лица. К моменту выхода поправок в 2018 году около трех тысяч организаций задекларировали заключение договоров лизинга как лизингодатели. Однако, по экспертным оценкам, тогда на профессиональной основе лизингом занимались около двухсот организаций.

Кто сможет заниматься лизингом?

Законопроект не запрещает заниматься лизингом компаниям, сведения о которых не будут занесены в Реестр Центробанка.

«Субъекты лизингового рынка, не претендующие на получение государственных преференций, могут не участвовать в программе повышения прозрачности лизинговой деятельности путем внесения сведения о них в Реестр. В случае отсутствия о них сведений в Реестре и невыполнения других норм законопроекта к ним не будут предъявляться санкции или иные меры реагирования», - отметили авторы поправок.

Однако организациям, связанным с государством, для осуществления лизинговой деятельности придется войти в Реестр ЦБ. Отмечается, что при допуске на лизинговый рынок регулятор будет проверять организацию на соответствие минимальным требованиям, а именно, к организационно-правовой форме и собственным средствам (капиталу). При этом субъект лизинговой деятельности, исключенный из Реестра за нарушения, на год потеряет возможность работать.

Кроме того, в отношении лизинговых компаний, связанных с государством, предусматривается обязательное саморегулирование. То есть для выхода на рынок фирме потребуется не только состоять в Реестре ЦБ, но и войти в отраслевую СРО.




Элеонора Ширинова
Специально для Информационного портала «Все о саморегулировании» (Все о СРО)
www.all-sro.ru

Статьи

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных
12.01.2023

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных

Национальная финансовая организация (НФА) направила в Центробанк результаты опроса по Концепции внедрения открытых API на финансовом рынке. Отмечается, что респонденты высказали свое мнение реализации моделей «Открытый банкинг», «Открытые финансы», «Открытые данные». Также участники опроса прокомментировали плюсы и минусы этих моделей. Подробнее о моделях открытых данных в этом материале.
СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика
02.12.2022

СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика

24 ноября СРО "МиР" совместно с Центробанком провела вебинар, посвященный анализу отчета бюро кредитных историй (БКИ), который составляется для расчета показателей долговой нагрузки (ПДН). Соответствующая информация появилась на сайте саморегулятора.

Все статьи

Мероприятия

В Петербурге пройдет юбилейная XV Всероссийская конференция "Российский строительный комплекс"
19.08.2024

В Петербурге пройдет юбилейная XV Всероссийская конференция "Российский строительный комплекс"

20 сентября в Санкт-Петербурге состоится XV Всероссийская конференция "Российский строительный комплекс", которая с 2019 года проходит в рамках Форума "Устойчивое развитие".
Все мероприятия

Видео

2018: Конференция Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство
28.09.2018

2018: Конференция Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство

На ежегодной конференции организованной Саморегулируемой организацией Ассоциацией Балтийский строительный комплекс, поднимаются приемущественно вопросы затрагивающие основные проблемы связанные с институтом саморегулирования в строительной сфере.

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход
26.06.2017

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход

С 01 июля 2017 года, вступает в силу нормативный акт, регулирующий контрольную деятельность СРО, в соответствии с которым вводиться риск-ориентированный подход при контрольной деятельности членов СРО. Проверки СРО в строительной сфере, компаний и ИП осуществляющих деятельность на особо опасных, уникальных и технически сложных объектах теперь будут осуществляться и зависеть от значений показателей рисков, в соответствии с методикой

Все видео

Интервью

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"
27.10.2022

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"

Президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала нашему порталу о том, как индустрия ставок переживает 2022 год. По ее словам, букмекерство привыкло работать в стрессовых условиях. Так, пандемия и приостановленные из-за нее спортивные соревнования не смогли значительно навредить букмекерам и рынок покинули считанные единицы лицензиатов. Сейчас перед бизнесом стоят новые вызовы, но и с ними отечественные букмекеры смогут справиться, уверена глава отраслевой саморегулируемой организации.

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров
08.08.2022

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров

Наш постоянный эксперт - президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала о том, чем сегодня живет рынок букмекеров, как переживает реформу отраслевой саморегулятор.

Все интервью

Опрос

с 10.07.2023 по

Как вам новый дизайн портала?

0%

Стало лучше

0%

Стало хуже

0%

Мне всё равно

Вопрос-ответ

Вопрос:

Приказом Ростехнадзора от 05.07.2011 № 356 «Об утверждении формы свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» была утверждена новая форма допусков СРО. Согласно тому же Приказу, свидетельства, выданные ранее, могли действовать лишь до 1 января 2013 года. Действительны ли непереоформленные допуски СРО, выданные до конца 2012 года, а также действовавшие ранее лицензии?

Ответ:

С 1 января 2009 года на всей территории Российской Федерации отменена процедура лицензирования инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительной деятельности, работ по реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства. Лицензии, выданные до 01.01.2009 г., были действительны до 01.01.2010 г. (ч. 3 ст. 3.2. Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 N 191-ФЗ).

Относительно свидетельств о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, сообщаем, что изначально Приказ Ростехнадзора от 05.07.2011 N 356 предусматривал правило (п.3), согласно которому свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданные до вступления в силу указанного приказа, должны были действовать до 1 января 2013 года. Однако впоследствии данное положение утратило силу в связи с изданием Приказа Ростехнадзора от 29.01.2014 N 35.

Таким образом, свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданные до конца 2012 года, по-прежнему действительны.

Вопрос:

Можно ли вернуть взнос в компенсационный фонд?

Ответ:

В соответствии с ч. 4 ст. 55.7 Градостроительного кодекса Российской Федерации, лицу, прекратившему членство в саморегулируемой организации, взнос в компенсационный фонд не возвращается, если не предусмотрено иное.
Под «иным» подразумеваются определенные случаи, описанные в ст. 3.2 ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 г. № 191-ФЗ (в ред. ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 27.07.2010 г. № 240-ФЗ). В них сообщается, что строительная, инженерная, изыскательская СРО обязана вернуть организации или ИП, прекратившим членство в соответствующем партнерстве, уплаченные ими средства компфонда, в случае исполнения следующих условий:
1) получение допуска данного СРО к определенному виду или видам работ, исключенными 1 августа 2010 года из официального перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;
2) отсутствие у лица допуска к другим видам работ (отсутствие иных видов работ в допуске СРО);
3) прекращение членства в данной СРО не ранее двух и не позже 6 месяцев со дня исключения отраженных в допуске видов работ из официального классификатора перечня (то есть с 1 сентября 2010 года по 1 января 2011 года).
Отметим, что только в случае исполнения всех трех вышеуказанных условий саморегулируемая организация обязана вернуть вышедшим из состава членам взносы в компенсационный фонд в полном объеме.
Для возврата денежных средств был отведен срок в размере не более 10 календарных дней после прекращения членства. День прекращения членства определяется днем регистрации заявления от ИП или юридического лица о выходе из состава СРО.
В связи с тем, что с отведенного для официального прекращения членства в СРО промежутка времени уже прошло несколько лет, данные основания представляются неактуальными.
Градостроительным кодексом определено лишь несколько допущений для осуществления выплат из средств компенсационного фонда саморегулируемой организации. Деньги могут быть возвращены если были ошибочно перечислены на счет СРО; перечислены для размещения средств компенсационного фонда СРО в целях его сохранения и увеличения; использованы для осуществления выплат в результате наступления солидарной ответственности по обязательствам своих членов, возникшим вследствие причинения вреда.
Вернуть старый дизайн