1. Главная
  2. Статьи
  3. Валерий Мозолевский: о реальном положении дел с накоплением, движением и сохранностью средств компенсационных фондов в СРО
Статьи

30

Валерий Мозолевский: о реальном положении дел с накоплением, движением и сохранностью средств компенсационных фондов в СРО

Сегодня генеральный директор Некоммерческого партнерства Саморегулируемая организация «Сахалинское саморегулируемое объединение строителей» Валерий Мозолевский направил в адрес руководителей Национальных объединений строительной сферы, руководителя Федеральной службы РТН, Министру строительства РФ, председателя Комитета ГосДумы по земельным отношениям и строительству, а так же председателя ТПП РФ письмо «Об информационной открытости и сохранности компенсационных фондов». В нем Валерий Павлович обратил внимание на проблему «информационного вакуума о финансовой емкости компенсационного фонда», а также затронул вопросы, на которые с нетерпением ждет ответы все отраслевое сообщество.

Ниже приведен полный текст сообщения.

Уважаемые господа!

В последнее время, в средствах массовой информации и в Национальных объединениях саморегулируемых организаций строительной отрасли муссируется актуальная тема сохранности средств компенсационных фондов.

Однако, смущает однобокость обсуждения, касающаяся сохранности компенсационных фондов исключительно коммерческими банками, в которых размещены эти средства.

Конечно, эта проблема существует, но, убеждены - главная проблема - информационный вакуум о финансовой емкости компенсационного фонда, движение и размещение средств фонда. Эта информация должна быть публичной без никаких изъятий.

Эта проблема замалчивается, нет ни публикации, ни обсуждения вопросов, касающихся информационной открытости о порядке накопления средств компенсационных фондов за весь период деятельности размещения и движения этих средств саморегулируемыми организациями в конкретных коммерческих банках.

Потребители работ (услуг), члены СРО и надзирающие органы не видят финансовой статистики движения средств компенсационных фондов, суммы прогрессивного роста средств фонда в период размещения на депозитах банков.

Принимая во внимание Целевое назначение и расходование средств компенсационных фондов - они предназначены, и могут расходоваться, только в случаях, предусмотренных Федеральным законом, в основном, для осуществления возмещаемых выплат вреда и судебных издержек в результате наступления солидарной ответственности с членом партнёрства. Эта информация существенна для заказчиков, потребителей работ, выполняемых членами конкретной саморегулируемой организацией, для членов саморегулируемой организации и надзирающих органов.

Призываю разделить нашу обеспокоенность реальным положением дел с накоплением, движением и сохранностью средств компенсационных фондов в самих саморегулируемых организациях и акцентировать Ваше внимание на решении данной проблемы.

Федеральным законом от 7 июня 2013 г. М ПЗ-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения информационной открытости саморегулируемых организаций» (с изменениями и дополнениями), почему-то, практически не затронут вопрос информационной открытости накопления и размещения средств компенсационных фондов саморегулируемых организаций (их публичности), а также, вопрос ответственности за незаконное использование средств этих фондов, за неправильное их начисление и незаконное их размещение.

А при этом, интернет пестрит рекламой о возможности получить Свидетельство о допусках в течении от одного часа до 3-х суток без предоплаты или с рассрочкой внесения средств в компенсационный фонд. Есть реклама и простой продажи, так называемых, Свидетельств о допусках.

Учитывая имеющуюся закрытость информации о накоплении и размещения средств компенсационных фондов саморегулируемых организаций, нас интересует, почему, до настоящего времени, абсолютно никем серьёзно не обсуждаются и не принимаются решения по:
– Информационной открытости накопления и размещения средств компенсационных фондов саморегулируемых организаций,
– Неприкосновенности средств компенсационных фондов и накопленных процентов от их размещения для руководителей саморегулируемых организаций.
– Соответствию величины компенсационного фонда на депозитных и других специальных счётах саморегулируемых организаций количеству и статусу действующих и выбывших членов этих саморегулируемых организаций и полученных доходах от размещения компенсационных фондов на их сохранение.
– Разработке и принятии инструкции по проверке соответствия величины средств компенсационных фондов на депозитных счетах СРО представителями надзирающего органа при плановых и не плановых проверках;
– Административной и уголовной ответственности руководителей СРО за незаконное использование средств компенсационных фондов (включая доход от их размещения) и за недостоверную информацию на сайте саморегулируемой организации о его величине (сокрытие информации о фактически накопленных средств компенсационных фондов).
– Механизму (порядку) размещения на счетах саморегулируемой организации и начисления доходов, в случае приёма их членов и выдачи Свидетельств о допусках с условием рассрочки платежей в компенсационный фонд.
– Ответственности руководителей саморегулируемой организации за исключение сведений из реестра членов СРО, исключенных по разным причинам из данного СРО членов СРО и уменьшение, таким образом, законном установленной величины средств компенсационного фонда, которые должны быть на депозитных и специальных счетах СРО и на которые должны начисляться проценты от их размещения.
– Ответственности конкретных лиц в саморегулируемой организации (кто, конкретно, должен отвечать) за соответствие величины средств компенсационных фондов и за их сохранность.
– Срокам и порядку возмещения недостатка средств на депозитных счетах саморегулируемой организации при обнаружении недостатка этих средств в период проверки деятельности СРО.
– Ответственность руководства СРО и самой саморегулируемой организации при не приведении, в установленный в акте проверки срок, размера средств компенсационных фондов саморегулируемой организации к величине, рассчитанной с учётом всех начислений с момента получения статуса саморегулируемой организации до момента проведения проверки с учетом всех настоящих и выбывших, по разным причинам, членов СРО и дохода от размещения этих средств.
– Ответственность руководства СРО и самой саморегулируемой организации за размещение средств компенсационного фонда (полностью или частично) на заведомо не выгодных условиях, как за недобросовестное использование своих прав в нарушении законных интересов всех членов конкретной СРО.

Почему до настоящего времени исполнительные органы Национальных объединений строительной отрасли (Советы объединений и их аппараты) не выявили и не провели анализ причин практической потери компенсационных фондов некоторыми СРО? Где результаты этого анализа, выводы и рекомендации Советов Национальных объединений их членам для дальнейшего размещения этих средств?
В условиях саморегулирования в строительной отрасли почему эти вопросы мы не пытаемся урегулировать сами?

Почему до сих пор отсутствуют в открытом доступе на сайтах Национальных объединений строительной отрасли, реестры СРО (информация о СРО), у которых средства компенсационных фондов были размещены в банках, лишившихся лицензий? Какие СРО, в каких подобных банках, и на каких условиях, разместили указанные средства? Ведь это публичная информация, которую потребители и заказчики обязаны знать в первую очередь. Или эта информация стала уже давно реально коммерческой? Мы считаем это одним из реальных признаков давно устоявшейся коммерциализации деятельности коллегиальных исполнительных органов Национальных Объединений и постоянного наличия конфликтов интересов в их исполнительных органах управления.

Ситуация в Национальных Объединениях сложная.

Коммерческие СРО, недобросовестные СРО, коммерческие компенсационные фонды, СРО без компенсационных фондов (как показали предыдущие рейтинговые исследования), СРО с компенсационными фондами, размещенными в недобросовестных банках, у которых отозваны лицензии Центробанком России, коммерциализированный бюджет Национальны Объединений, превышающий покрытие нужд этих Объединений, постоянная коммерческая деятельность и постоянные конфликты интересов в исполнительных органах Национальных Объединений.

Что будет Дальше?

Куда развивается ситуация, в этом случае, не только с компенсационными фондами?

Будет ли реальное становление и развитие саморегулирования в строительной отрасли Российской Федерации?

Ведь саморегулируемые организации теряют компенсационные фонды не потому, что банк лишился лицензии. Банки лишались лицензий (лопались) и до этого. И этот процесс исчезновения коммерческих банков и появления новых закономерен в рыночных условиях.

Необходимо громко сказать: некоторые саморегулируемые организации строительной отрасли потеряли компенсационные фонды, только потому, что они разместили их в ненадежных банках «на свой страх и риск». Причина в этом?

В России всегда был и есть большой выбор коммерческих банков для размещения средств на депозитных счетах. Однако, есть банки разной надёжности и устойчивости. И, конечно, есть или могут появиться личные, или групповые, интересы во время решения вопросов размещения этих средств.

Во-первых, что заставляло руководителей этих СРО размещать средства компенсационного фонда целиком в одном банке.

Во-вторых, почему свои средства СРО разместили именно в этих банках?

При подробном рассмотрении вопроса практической потери компенсационных фондов в этих СРО, должны возникнуть конкретные вопросы:
– В этих СРО есть положения о размещении средств компенсационного фонда?
– Были ли решения общих Собраний членов этих саморегулируемых организаций о порядке размещения средств компенсационных фондов?
– Что написано об этом в Уставе?
– Есть ли решения Правления саморегулируемой организации по вопросу размещения средств компенсационного фонда одним траншем именно в этом банке?
– Размещаются ли каждые транши средства компенсационных фондов в соответствии установок Общего собрания членов СРО и по решению
Правлений этих СРО?

Исполнительные органы Национальных Объединений строительной отрасли проанализировали ли все эти вопросы? Или исполнительным органа национальных объединений (Советам и их аппаратам) кто-то или что-то мешает это сделать?

Уверен, что о результатах такого анализа необходимо сообщить строительному сообществу, если мы считаем, что у нас строится саморегулируемое сообщество и мы являемся приверженцами информационной открытости саморегулирования.

Поэтому, если даже согласиться с предложением по внесению изменений в федеральные законы известного подкомитета НОСТРОЙ, почему нет второй части изменения законодательства. Необходимо дополнение этого предложения относительно открытости и доступности информации по формированию, движению и размещению компенсационных фондов, о чём было сказано выше, а именно:

1. На главной странице сайта СРО должна быть информация о количестве действующих членов СРО на каждый сегодняшний день и величина компенсационного фонда на этот же день.

2. В каждой саморегулируемой организации должно быть Положение о способе и порядке размещении компенсационного фонда, утверждённое общим собранием членов саморегулируемой организации, проведённом в очной форме.

3. Размещать компенсационный фонд необходимо в, не менее| чем, в трёх банках.

4. Размещаются транши компенсационного фонда только по решению Правления саморегулируемой организации.

5. Саморегулируемые организации могут размещать транши компенсационного фонда только в коммерческих банках, имеющихся в реестре Минфина РФ (подобно 44-ФЗ, относительно банковским гарантиям), желательно в банках с государственном участии.

6. Ответственность за выбор коммерческого банка для размещения средств компенсационного фонда всегда ложится на членов Правления СРО, по решению которого исполнительный орган СРО размещает эти средства.

7. При обнаружении недостачи 20% и более объёма средств компенсационного фонда, рассчитанного с момента регистрации СРО и с учётом всех действующих и выбывших по разным причинам членов СРО и дохода от размещения на депозитных и иных, специально для этого открытых счетах в коммерческих банках, данная саморегулируемая организация должна быть ликвидирована уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющей надзор за деятельностью саморегулируемых организаций в строительной сфере в административном порядке.

Против руководителей исполнительного и коллегиального органов управления этих саморегулируемых организаций дела передаются в правоохранительные органы на предмет возмещения ими недостачи и привлечения их к уголовной ответственности где, наряду с вопросами возмещения недостачи, возможного лишения свободы, обязательное лишение права занимать должности в исполнительном органе или быть избранным в коллегиальный орган управления СРО любой сферы деятельности сроком 10 лет.

8. Тоже, при обнаружении недостачи менее 20% средств компенсационного фонда, рассчитанного с момента регистрации СРО и с учётом всех действующих и выбывших по разным причинам членов СРО и дохода от размещения на депозитных и иных, специально для этого открытых счетах в коммерческих банках, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющей надзор за деятельностью саморегулируемых организаций в строительной сфере вводится в этой саморегулируемой организации внешнее управление.
– Устанавливается этой саморегулируемой организации срок возмещения недостачи компенсационного фонда.
– В случае не погашения недостачи компенсационного фонда членами СРО в установленный в предписании срок, эта саморегулируемая организация ликвидируется в административном порядке.
– Члены этой саморегулируемой организации могут вступить в СРО, зарегистрированное в субъекте Федерации, в котором зарегистрирован и данный член ликвидируемой СРО.
– В этом случае назначенный руководитель этой СРО перечисляет другой СРО в которую вступает член ликвидируемой организации в величине, пропорционально остатку средств на счетах компенсационного фонда ликвидируемой СРО.
– Остаток средств в компенсационный фонд новой СРО вносит вступающий в неё член ликвидируемой СРО.
– Руководители исполнительного и коллегиального органов управления отстраняются от руководства этой СРО, без права исполнять эти должности и работать в этих органах СРО сроком не менее 10-ти лет и возбуждается уголовное делопроизводство на предмет возмещения недостачи компенсационного фонда.

9. На сайтах Национальных Объединения строительной отрасли должна быть информация на каждый момент изменения в размещении траншей компенсационного фонда, нарастающим итогом, с момента получения статуса СРО, о величине компенсационного фонда, с учётом дохода от его размещения, каждого члена Национального объединения, о размещении каждого транша КФ в конкретных банках, проценты, под которые размещаются транши КФ и номера расчетных счетов в банках, на которые размещён каждый транш компенсационного фонда СРО.

10. На сайте саморегулируемой организации должна быть таблица расчёта подтверждения величины компенсационного фонда, подобной, как пример, размещённой на сайте НП СРО «Сахалинстрой».

Только при принятии этих требований и условий в Градостроительном Кодексе РФ и в других НПА можно рассматривать первую часть предложений о внесении изменений в Федеральные законы о придании средствам компенсационного фонда особого статуса, которую предложили специалисты НОСТРОЙ.

Иначе, считаю, никто не может рассматривать предложенный ими законопроект? Это понятно даже неспециалисту. Без обеспечения гласности, доступности и информационной открытости накопления, размещения и движения средств компенсационных фондов - предложение подкомитета НОСТРОЙ, считаю вредным и не соответствующим принципам саморегулирования в строительной сфере.

Если принять то, что предложили авторы «чудного законопроекта», без обеспечения полной информационной открытости накопления, движения и размещения компенсационных фондов в определённых государством банках, это значит выпустить «ДЖИНА из бутылки».

Авторы и иже с ними, как мне кажется, надеются и дальше «ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАТЬ» с компенсационными фондами, и хотят, чтобы за все «ИХ НЕВИННЬ1Е ШАЛОСТИ» отвечало государство. Однобокость предложенного законопроекта, по моему убеждению, сможет послужить дальнейшей коммерциализации деятельности саморегулируемых организаций.

Обращаясь к Вам с данными предложениями, надеюсь, что они будут учтены при Вашей дальнейшей работе по совершенствованию подходов к становлению и развитию саморегулирования, особенно, в строительной отрасли России.

Прошу сообщить ваше мнение по затронутым проблемам.

С уважением,
Генеральный директор В.П. Мозолевский

Светлана Демидова
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru

ОШИБКА: поле 'Описание' не задано

Статьи

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных

Национальная финансовая организация (НФА) направила в Центробанк результаты опроса по Концепции внедрения открытых API на финансовом рынке. Отмечается, что респонденты высказали свое мнение реализации моделей «Открытый банкинг», «Открытые финансы», «Открытые данные». Также участники опроса прокомментировали плюсы и минусы этих моделей. Подробнее о моделях открытых данных в этом материале.
СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика

СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика

24 ноября СРО "МиР" совместно с Центробанком провела вебинар, посвященный анализу отчета бюро кредитных историй (БКИ), который составляется для расчета показателей долговой нагрузки (ПДН). Соответствующая информация появилась на сайте саморегулятора.

Все статьи

Мероприятия

Региональный этап "СТРОЙМАСТЕР-2023" состоится 28-30 марта в Санкт-Петербурге

Региональный этап "СТРОЙМАСТЕР-2023" состоится 28-30 марта в Санкт-Петербурге

28-30 марта 2023 года в Санкт-Петербурге пройдет очное соревнование лучших монтажников каркасно-обшивных конструкций и лучших штукатуров города. Конкурс мастеров организуют НОСТРОЙ, Профсоюзом строителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области во взаимодействии с объединениями работодателей и при поддержке Правительства Северной столицы.
Экспертный совет НОСТРОЙ проведет заседание в Архызе. Обсудят сообщение координатора по СКФО и поправки в законодательство о СРО

Экспертный совет НОСТРОЙ проведет заседание в Архызе. Обсудят сообщение координатора по СКФО и поправки в законодательство о СРО

10 февраля в Карачаево-Черкесской Республике пройдет заседание Экспертного совета НОСТРОЙ. Его участники рассмотрят сообщение Координатора НОСТРОЙ по Северо-Кавказскому федеральному округу, а также проекты нормативных актов в области саморегулирования и градостроительства. Мероприятие анонсирует пресс-служба НОСТРОЙ.
Все мероприятия

Видео

Прямой эфир с конференции Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство

Прямой эфир с конференции Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство

На ежегодной конференции организованной Саморегулируемой организацией Ассоциацией Балтийский строительный комплекс, поднимаются приемущественно вопросы затрагивающие основные проблемы связанные с институтом саморегулирования в строительной сфере.

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход

С 01 июля 2017 года, вступает в силу нормативный акт, регулирующий контрольную деятельность СРО, в соответствии с которым вводиться риск-ориентированный подход при контрольной деятельности членов СРО. Проверки СРО в строительной сфере, компаний и ИП осуществляющих деятельность на особо опасных, уникальных и технически сложных объектах теперь будут осуществляться и зависеть от значений показателей рисков, в соответствии с методикой

Все видео

Интервью

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"

Президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала нашему порталу о том, как индустрия ставок переживает 2022 год. По ее словам, букмекерство привыкло работать в стрессовых условиях. Так, пандемия и приостановленные из-за нее спортивные соревнования не смогли значительно навредить букмекерам и рынок покинули считанные единицы лицензиатов. Сейчас перед бизнесом стоят новые вызовы, но и с ними отечественные букмекеры смогут справиться, уверена глава отраслевой саморегулируемой организации.

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров

Наш постоянный эксперт - президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала о том, чем сегодня живет рынок букмекеров, как переживает реформу отраслевой саморегулятор.

Все интервью

Опрос

с 13.10.2014 по 25.11.2014

Слияние Национального объединения проектировщиков и Национального объединения изыскателей воспринимается членами национальных объединений неоднозначно. На ваш взгляд, это слияние:

5.6%

13

Необходимо в интересах изыскателей, положит конец конфликту

9.5%

22

В интересах проектировщиков

43.1%

100

В интересах президента НОП Михаила Посохина

20.3%

47

Принесет вред, ибо будут объединены разные отрасли

13.8%

32

Принесет пользу, работа будет более эффективной

7.8%

18

Иной вариант

Вопрос-ответ

Вопрос:

Возврат взноса в компенсационный фонд при выходе из СРО возможен?

Ответ:

Должны вас огорчить. Согласно ч. 4 статьи 55.7. ГрК РФ «Прекращение членства в саморегулируемой организации», лицу, прекратившему членство в саморегулируемой организации, не возвращаются уплаченные вступительный взнос, членские взносы и взносы в компенсационный фонд саморегулируемой организации.

Вопрос:

Может ли иностранная компания вступить в СРО строительной сферы без регистрации в ФНС филиала иностранной фирмы?

Ответ:

Несмотря на то, что в Градостроительном кодексе РФ прямо указано о том, что в СРО строителей, проектировщиков и изыскателей могут вступать иностранные юридические лица (иностранные компании), и не указывается на необходимость регистрации филиала или представительства иностранного юрлица на территории России (в ст. 55.6 ГрадКодекса — указаны иностранные компании), саморегулируемые организации при приеме в члены руководствуются нормами Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.1999 № 160-ФЗ, где в п. 3, ст. 4 указывается на необходимость аккредитации филиала или представительства иностранной компании на территории России, для осуществления коммерческой деятельности.
Цитируем: «Иностранное юридическое лицо, цель создания и (или) деятельность которого имеют коммерческий характер и которое несет имущественную ответственность по принятым им в связи с осуществлением указанной деятельности на территории Российской Федерации обязательствам (далее — иностранное юридическое лицо), имеет право осуществлять деятельность на территории Российской Федерации через филиал, представительство со дня их аккредитации, если иное не установлено федеральными законами. Иностранное юридическое лицо прекращает деятельность на территории Российской Федерации через филиал, представительство со дня прекращения действия аккредитации филиала, представительства.
Днем аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица или внесения изменений в сведения, содержащиеся в государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц, являющемся информационной системой (далее также — реестр), либо прекращения действия аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица признается день внесения соответствующей записи в реестр. (пункт в редакции Федерального закона от 05.05.2014 г. № 106-ФЗ)»