НКК НОСТРОЙ о продлении разрешения на строительство объекта НЗС
НКК НОСТРОЙ рассказала о проблемах, связанных с возобновлением строительства объекта НЗС, когда не требуется изменение проектных решений, а необходимо исключительно продление срока действия разрешения на строительство.
Научно-консультативная комиссия НОСТРОЙ представила аналитическую справку об окончании работ на объектах незавершенного строительства (НЗС) в соответствии с требованиями, которые действовали еще на момент выдачи разрешения на строительство. Об основных выводах комиссии по данному вопросу рассказала Ирина Кузьма в рамках заседания, прошедшего 13 сентября.
Как сообщает НКК НОСТРОЙ, власти установили следующие особенности внесения изменений в разрешение на строительство в связи с продлением срока действия такого разрешения:
- застройщик не обязан представлять вместе с заявлением о внесении изменений документы, прилагаемые к разрешению на строительство (градостроительный план земельного участка, проектную документацию, правоустанавливающие документы на земельные участки и т.д.), застройщику не может быть отказано во внесении изменений в разрешение на строительство в связи с отсутствием таких документов;
- застройщику не может быть отказано во внесении изменений в разрешение на строительство, если планируемое размещение капитального объекта не соответствует требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства;
- застройщику не может быть отказано во внесении изменений в разрешение на строительство в случае несоответствия планируемого объекта капитального строительства разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату принятия решения о внесении изменений в разрешение на строительство;
- застройщику не может быть отказано во внесении изменений в разрешение на строительство в случае несоответствия планируемого размещения объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Таким образом, изменения в разрешение на строительство исключительно в связи с продлением срока его действия вносятся в упрощенном порядке:
- без представления полного комплекта документов,
- без проверки проектной документации объекта на соответствие требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
«В случае внесения каких-либо изменений в проектную документацию должен применяться общий порядок изменений в разрешение на строительство», - говорится в аналитической справке НКК НОСТРОЙ.
Однако, как считают члены комиссии, применение упрощенного порядка продления разрешений на строительство на практике может оказаться невозможным по ряду причин. К примеру, в состав проектной документации объектов капитального строительства в обязательном порядке включается проект организации строительства (ПОС). Разрешение на строительство выдается на весь срок, предусмотренный ПОС, за исключением случаев, предусмотренных Градкодексом. А в состав ПОС, помимо прочего, включаются следующие сведения:
- обоснование принятой организационно-технологической схемы, определяющей последовательность возведения зданий и сооружений, инженерных и транспортных коммуникаций, обеспечивающей соблюдение этапов строительства;
- обоснование принятой продолжительности строительства объекта капитального строительства и его отдельных этапов;
- календарный план строительства, включая подготовительный период (сроки и последовательность строительства основных и вспомогательных зданий и сооружений, выделение этапов строительства).
«Таким образом, внесение изменений в разрешение на строительство исключительно в связи с продлением срока его действия все равно предполагает необходимость внесения изменений в проектную документацию в части ПОС», - говорится в аналитической справке НКК НОСТРОЙ.
В этой связи госорганы, отвечающие за внесение изменений в разрешение на строительство, при поступлении соответствующего заявления требуют от застройщика представлять откорректированный ПОС. Кроме того, судебная практика свидетельствует о том, что уполномоченные органы при поступлении заявлений о внесении изменений в разрешение на строительство исключительно в связи с изменением срока его действия требуют представления не только откорректированного ПОС, но и иных документов, указанных в части 7 статьи 51 Градкодекса.
«Более того, суды в определенных случаях признают законность требований о представлении застройщиком дополнительных документов (в частности, измененной проектной документации) для внесения в разрешение на строительство изменений исключительно в связи с продлением срока его действия. При этом они указывают, что продолжение строительства без соответствующих изысканий, корректировки проектной документации и получения экспертизы по ней невозможно, поскольку это будет противоречить требованиям безопасности.
При разрешении таких дел суды ссылаются на общие принципы законодательства о градостроительной деятельности (статья 2 ГрК РФ), одним из которых является осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», - добавили эксперты НКК.
По мнению членов НКК, подобная позиция фактически нивелирует волю законодателя, направленную на установление в Градкодексе упрощенной процедуры внесения изменений в разрешение на строительство исключительно в связи с продлением срока действия такого разрешения.
«Таким образом, из приведенных норм, а также материалов судебной практики следует, что возобновление строительства объекта НЗС в подавляющем большинстве случаев будет осуществляться в соответствии с общей процедурой внесения изменений в разрешение на строительство, которая предусмотрена частями 21.14-21.15 статьи 51 ГрК РФ. Применение общего порядка в большинстве случаев приведет к невозможности возобновления строительства объектов НЗС в связи с необходимостью получения нового градостроительного плана земельного участка (далее также – ГПЗУ), изменением требований к строительству, реконструкции, изменением разрешенного использования земельного участка, установлением новых ограничений (в том числе зон с особыми условиями использования территорий)», - уверены в НКК НОСТРОЙ.
В этой связи Научно-консультативная комиссия сочла необходимым обратиться в Экспертный совет НОСТРОЙ в целях подготовки предложений по внесению изменений в действующее законодательство.
Элеонора Ширинова
Специально для Информационного портала «Все о саморегулировании» (Все о СРО)
www.all-sro.ru