1. Главная
  2. Новости
  3. Резолюция с рекомендациями провести антикоррупционную экспертизу законопроекта № 252540-5
Новости

118

Резолюция с рекомендациями провести антикоррупционную экспертизу законопроекта № 252540-5

 Резолюция с рекомендациями провести антикоррупционную экспертизу законопроекта № 252540-5 РЕЗОЛЮЦИЯ
по результатам Общественных слушаний «К чему приведут изменения градостроительного кодекса?»
(28 июня 2010 г.)

В ходе слушаний состоялось обсуждение законопроекта №252540-5 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Всеми участниками была обозначена важность и актуальность рассмотрения данного законопроекта с учетом высокой социальной значимости строительной отрасли.
По результатам слушаний были определены следующие основные положения, касающиеся обсуждаемого законопроекта.

Безопасность строительства

Первоочередной целью законодательства в области строительства должно быть обеспечение безопасности и эксплуатации строительных объектов.
В этой связи необходимо провести экспертизу положения законопроекта, предусматривающего уменьшение количества объектов, для выполнения работ на которых требуется Свидетельство о допуске. В результате этих нововведений увеличиваются риски некачественного проведения работ и повышаетcя опасность эксплуатации объектов, исключенных из списка, среди которых: гидротехнические сооружения, аэропорты и иные объекты авиационной инфраструктуры; объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и т.д.

Развитие конкуренции

Законопроект создает серьезные преимущества для крупнейших строительных компаний и непосильные барьеры для малых и средних предприятий, что противоречит инициативам Президента России по ослаблению фискального, контрольно-административного и финансового давления на малый и средний бизнес.
Предлагаемое законопроектом фактически заградительное увеличение размеров взносов в компенсационный фонд СРО для генеральных подрядчиков приведет к тому, что подавляющее большинство компаний будет поставлено в зависимость от небольшого числа генподрядчиков, которые будут способны оплатить эти взносы. В дальнейшем свои издержки генподрядчики будут перекладывать на субподрядчиков, а в конечном итоге на потребителей.
По этим же основаниям стоит пересмотреть повышение минимальных сумм по договорам страхования гражданской ответственности членов СРО, а также увеличение минимальных сроков договоров страхования до 5 лет. Данным требованиям смогут соответствовать только крупнейшие компании.
Одним из важнейших направлений эволюции института саморегулирования должно стать развитие конкуренции и поддержка предприятий малого и среднего бизнеса. Только развитие конкуренции является эффективным механизмом обеспечения качества строительства и сдерживания роста цен на жилье.

Обеспечение эффективного контроля
в соответствии с принципами саморегулирования

Новацией законопроекта является передача национальным объединениям полномочий по контролю за саморегулируемыми организациями.
Целесообразность предоставления национальным объединениям широких контрольных функций вызывает сомнение и является предметом для дальнейшего обсуждения.
Абсолютно недопустимым является совмещение в национальных объединениях следующих функций и полномочий:

  • право инициировать исключение организаций из государственного реестра СРО;
  • право экспроприировать компенсационные фонды ликвидируемых СРО;
  • право контроля над размещением денежных средств компенсационных фондов СРО в кредитных организациях и установления требований к таким кредитным организациям.

С учетом обязательного членства в национальных объединениях, такое совмещение функций и наличие беспрецедентного объема полномочий ведет к дискредитации идеи саморегулирования и подмене саморегулирования новой системой тотального регулирования.
Установление же контрольных функций в руках негосударственной организации в совокупности с поправками, предусматривающими условие, что, в случае исключения сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций, средства компенсационного фонда СРО подлежат зачислению на счет национального объединения, благоприятствует злоупотреблениям полномочиями, консолидации и укрупнению СРО в интересах руководства национальных объединений.
Институт саморегулирования должен быть направлен в первую очередь на обеспечение эффективного контроля строительных предприятий, обеспечивающего их бесперебойное функционирование, повышение качества и сокращение стоимости строительных работ, безопасность строительства.
Представление и защита интересов саморегулируемых организаций должна осуществляться на принципах добровольности, беспристрастности и транспарентности.

Обеспечение солидарно-субсидиарной ответственности и эффективное управление фондами.

Законопроектом не решается проблема обеспечения сохранности средств компенсационного фонда саморегулируемой организации.
Следует обратить внимание на положения законопроекта, в соответствии с которыми, предлагается размещение денежных средств компенсационных фондов только в тех кредитных организациях, которые будут соответствовать требованиям, установленным национальными объединениями. В законопроекте не установлен механизм, способный обеспечить надлежащий профессиональный уровень подготовки этих требований и беспристрастного контроля их исполнения.
Практически нивелируется система материальной ответственности членов СРО в случае ликвидации СРО.
Установление механизма немедленного возврата средств из компенсационного фонда члену СРО в случае выхода из саморегулируемой организации без указания на переходный период противоречит общей концепции саморегулирования.
Мы считаем, что эволюция института саморегулирования должна проходить по линии четкой регламентации условий обеспечения солидарно-субсидиарной материальной ответственности членов СРО, эффективного и транспарентного управления фондами с четко прописанными требованиями, исключающими возможность для злоупотребления со стороны должностных лиц национальных объединений СРО.

Страхование ответственности

Предложение ввести требование о наличии как договоров страхования гражданской ответственности членов СРО за причинение вреда третьим лицам вследствие недостатков работ, так и компенсационного фонда заслуживает поддержки.
Однако следует учесть, что фактически предлагаемый вариант страхования для СРО не увязывается с законодательными требованиями ни для обязательного, ни для добровольного страхования гражданской ответственности.
Внедрение страхования гражданской ответственности для членов СРО требует детального обсуждения и урегулирования законодательных неточностей и противоречий.

Обеспечение терминологической ясности

Должно быть поддержано введение в Градостроительный кодекс понятий «генеральный подрядчик на выполнение инженерных изысканий», «генеральный проектировщик» и «генеральный подрядчик на осуществление строительства».
Заслуживает одобрения нацеленность на внедрение четкой регламентации требований к таким лицам и повышение их ответственности при осуществлении профессиональной деятельности в условиях саморегулирования.
Однако предусмотренные законопроектом дефиниции требуют обсуждения и серьезной доработки, с точки зрения урегулирования вопросов ответственности исполнителей работ и приведения в соответствие с Гражданским кодексом.

По итогам обсуждения законопроекта необходимо констатировать, что цель создания полноценного законодательного механизма для решения проблем, связанных с ненадлежащим качеством строительства и эксплуатации зданий и сооружений, отсутствием ответственности строительных предприятий перед потребителями услуг в законопроекте не достигнута.


РЕКОМЕНДАЦИИ
по результатам Общественных слушаний «К чему приведут изменения градостроительного кодекса?»
(28 июня 2010 г.)

  1. Необходимо провести антикоррупционную экспертизу законопроекта в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».
  2. Необходимо предусмотреть возможность наличия нескольких национальных объединений по каждому виду деятельности.
  3. В соответствии с законопроектом саморегулируемые организации должны вступить в национальные объединения соответствующего вида до 1 июля 2010 года. В противном случае, саморегулируемые организации лишаются права выдавать допуски. Считаем внедрение таких ограничений необоснованным и невыполнимым. Предлагаем предусмотреть установление срока, до которого саморегулируемые организации необходимо вступить в национальные объединения соответствующих видов на 1 января 2011 г.
  4. Для того, чтобы интересы всех саморегулируемых организаций были учтены, необходимо провести всероссийские съезды саморегулируемых организаций строителей, изыскателей и проектировщиков в полном соответствии с законодательными требованиями. Для обеспечения легитимности национальных объединений должны быть соблюдены следующие условия: 1) съезд считается правомочным, если на нем присутствует не менее чем две трети саморегулируемых организаций соответствующего вида; 2) за учреждение национального объединения должны проголосовать не менее половины зарегистрированных участников съезда; 3) на съездах необходимо провести выбор Совета и прямые выборы Президента (для чего внести изменения в соответствующее законодательство), утвердить устав и регламент обыкновенным большинством голосов от числа зарегистрировавшихся участников съезда.
  5. Закрепить за национальными объединениями саморегулируемых организаций только те функции, которые предусмотрены действующим Градостроительным кодексом – защита интересов саморегулируемых организаций, обсуждение вопросов государственной политики в области инженерных изысканий, проектирования, строительства, формирование предложений по вопросам выработки государственной политики и т.п.

К функциям национальных объединений следует отнести:

а) обсуждение вопросов государственной политики в области соответственно инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства;

б) представление интересов саморегулируемых организаций соответствующих видов в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления;

в) формирование предложений по вопросам выработки государственной политики в области соответственно инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства;

г) защита интересов саморегулируемых организаций соответствующих видов;

д) рассмотрение обращений, ходатайств, жалоб саморегулируемых организаций соответствующих видов.

6) Следует предусмотреть обязательное привлечение в состав органов управления национальных объединений СРО представителей государственных органов власти, профильных министерств и ведомств, банковских и страховых структур.

  1. Требования к выдаче свидетельств о допуске должны быть исчерпывающе прописаны в законе.
  2. Компенсационные фонды СРО должны размещаться посредством привлечения профессиональных участников финансового рынка – управляющих компаний, имеющих соответствующие лицензии.
  3. В целях защиты интересов малого и среднего бизнеса, уменьшения финансового бремени уплаты высоких страховых премий по обязательным договорам страхования ответственности перед третьими лицами необходимо ввести дифференциацию размера минимального страхового покрытия в зависимости от видов работ. Также необходимо пересмотреть требования минимального срока страхования гражданской ответственности членов СРО.

Статьи

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных
12.01.2023

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных

Национальная финансовая организация (НФА) направила в Центробанк результаты опроса по Концепции внедрения открытых API на финансовом рынке. Отмечается, что респонденты высказали свое мнение реализации моделей «Открытый банкинг», «Открытые финансы», «Открытые данные». Также участники опроса прокомментировали плюсы и минусы этих моделей. Подробнее о моделях открытых данных в этом материале.
СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика
02.12.2022

СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика

24 ноября СРО "МиР" совместно с Центробанком провела вебинар, посвященный анализу отчета бюро кредитных историй (БКИ), который составляется для расчета показателей долговой нагрузки (ПДН). Соответствующая информация появилась на сайте саморегулятора.

Все статьи

Мероприятия

В Петербурге пройдет юбилейная XV Всероссийская конференция "Российский строительный комплекс"
19.08.2024

В Петербурге пройдет юбилейная XV Всероссийская конференция "Российский строительный комплекс"

20 сентября в Санкт-Петербурге состоится XV Всероссийская конференция "Российский строительный комплекс", которая с 2019 года проходит в рамках Форума "Устойчивое развитие".
Все мероприятия

Видео

2018: Конференция Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство
28.09.2018

2018: Конференция Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство

На ежегодной конференции организованной Саморегулируемой организацией Ассоциацией Балтийский строительный комплекс, поднимаются приемущественно вопросы затрагивающие основные проблемы связанные с институтом саморегулирования в строительной сфере.

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход
26.06.2017

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход

С 01 июля 2017 года, вступает в силу нормативный акт, регулирующий контрольную деятельность СРО, в соответствии с которым вводиться риск-ориентированный подход при контрольной деятельности членов СРО. Проверки СРО в строительной сфере, компаний и ИП осуществляющих деятельность на особо опасных, уникальных и технически сложных объектах теперь будут осуществляться и зависеть от значений показателей рисков, в соответствии с методикой

Все видео

Интервью

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"
27.10.2022

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"

Президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала нашему порталу о том, как индустрия ставок переживает 2022 год. По ее словам, букмекерство привыкло работать в стрессовых условиях. Так, пандемия и приостановленные из-за нее спортивные соревнования не смогли значительно навредить букмекерам и рынок покинули считанные единицы лицензиатов. Сейчас перед бизнесом стоят новые вызовы, но и с ними отечественные букмекеры смогут справиться, уверена глава отраслевой саморегулируемой организации.

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров
08.08.2022

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров

Наш постоянный эксперт - президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала о том, чем сегодня живет рынок букмекеров, как переживает реформу отраслевой саморегулятор.

Все интервью

Опрос

с 10.07.2023 по

Как вам новый дизайн портала?

0%

Стало лучше

0%

Стало хуже

0%

Мне всё равно

Вопрос-ответ

Вопрос:

Приказом Ростехнадзора от 05.07.2011 № 356 «Об утверждении формы свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» была утверждена новая форма допусков СРО. Согласно тому же Приказу, свидетельства, выданные ранее, могли действовать лишь до 1 января 2013 года. Действительны ли непереоформленные допуски СРО, выданные до конца 2012 года, а также действовавшие ранее лицензии?

Ответ:

С 1 января 2009 года на всей территории Российской Федерации отменена процедура лицензирования инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительной деятельности, работ по реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства. Лицензии, выданные до 01.01.2009 г., были действительны до 01.01.2010 г. (ч. 3 ст. 3.2. Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 N 191-ФЗ).

Относительно свидетельств о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, сообщаем, что изначально Приказ Ростехнадзора от 05.07.2011 N 356 предусматривал правило (п.3), согласно которому свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданные до вступления в силу указанного приказа, должны были действовать до 1 января 2013 года. Однако впоследствии данное положение утратило силу в связи с изданием Приказа Ростехнадзора от 29.01.2014 N 35.

Таким образом, свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданные до конца 2012 года, по-прежнему действительны.

Вопрос:

Можно ли вернуть взнос в компенсационный фонд?

Ответ:

В соответствии с ч. 4 ст. 55.7 Градостроительного кодекса Российской Федерации, лицу, прекратившему членство в саморегулируемой организации, взнос в компенсационный фонд не возвращается, если не предусмотрено иное.
Под «иным» подразумеваются определенные случаи, описанные в ст. 3.2 ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 г. № 191-ФЗ (в ред. ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 27.07.2010 г. № 240-ФЗ). В них сообщается, что строительная, инженерная, изыскательская СРО обязана вернуть организации или ИП, прекратившим членство в соответствующем партнерстве, уплаченные ими средства компфонда, в случае исполнения следующих условий:
1) получение допуска данного СРО к определенному виду или видам работ, исключенными 1 августа 2010 года из официального перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;
2) отсутствие у лица допуска к другим видам работ (отсутствие иных видов работ в допуске СРО);
3) прекращение членства в данной СРО не ранее двух и не позже 6 месяцев со дня исключения отраженных в допуске видов работ из официального классификатора перечня (то есть с 1 сентября 2010 года по 1 января 2011 года).
Отметим, что только в случае исполнения всех трех вышеуказанных условий саморегулируемая организация обязана вернуть вышедшим из состава членам взносы в компенсационный фонд в полном объеме.
Для возврата денежных средств был отведен срок в размере не более 10 календарных дней после прекращения членства. День прекращения членства определяется днем регистрации заявления от ИП или юридического лица о выходе из состава СРО.
В связи с тем, что с отведенного для официального прекращения членства в СРО промежутка времени уже прошло несколько лет, данные основания представляются неактуальными.
Градостроительным кодексом определено лишь несколько допущений для осуществления выплат из средств компенсационного фонда саморегулируемой организации. Деньги могут быть возвращены если были ошибочно перечислены на счет СРО; перечислены для размещения средств компенсационного фонда СРО в целях его сохранения и увеличения; использованы для осуществления выплат в результате наступления солидарной ответственности по обязательствам своих членов, возникшим вследствие причинения вреда.
Вернуть старый дизайн