1. Главная
  2. Новости
  3. Резолюция Всероссийского совещания СРО в области энергетического обследования
Новости

103

Резолюция Всероссийского совещания СРО в области энергетического обследования

 Резолюция Всероссийского совещания СРО в области энергетического обследованияОпубликована Резолюция, составленная по итогам Всероссийского совещания саморегулируемых организаций в области энергетического обследования, которое состоялось в Москве 20 марта 1014 года. Напомним, решение созвать совешание было инициировано профессиональным сообществом, обеспокоенным внесенными изменениями в федеральный закон №261-ФЗ «Об энергосбережении…» и сведениями о планируемых изменениях государственной политики по энергосбережению.

Основной целью Совещания стала объективная оценка итогов реализации федерального закона №261-ФЗ в части проведения энергетических обследований, обсуждение барьеров, препятствующих массовому использованию энергосервиса, выработка предложений по развитию энергоэффективности в России. Представляем вам итоговое решение всероссийской встречи.

РЕЗОЛЮЦИЯ

История энергетического обследования в современной России началась с принятия Федерального закона №28-ФЗ в 1996 году. Несмотря на высокий порог обязательности энергетических обследований (потребление 6000 т.у.т./год), в законе были применены административные рычаги, и удалось достичь многого: в период 1997-2004 г.г. были разработаны НТД, включая ГОСТы по энергоэффективности и энергетический паспорт промышленного потребителя, а также энергетический паспорт предприятий ТЭК России.
В этот период проведение обследований заказывали по большей части те, кому они были нужны, что в результате отразилось на качестве документов, в этот период было подготовлено много технических регламентов для промышленного сектора. Именно в этот период была сформирована база энергосберегающих технологий в крупных холдингах и корпорациях - Газпром, РАО ЕЭС России, Лукойл и т.д.
До ликвидации Госэнергонадзора в стране существовало более 2000 энергоаудиторских компаний, которые обеспечивали проведение энергетического обследования всех Российских организаций, потребляющих более 6000 т.у.т./год. Качество энергетического обследования достигалось благодаря:
- заинтересованности заказчика в итогах энергетического обследования;
- стандартизации энергетического обследования под цели Заказчика;
- регламентации требований к энергоаудиторам (квалификация, приборный парк и т.д.).
Надзором и методологическим обеспечением данной сферы занимался Госэнергонадзор, имевший вертикальную структуру управления, соответствующие полномочия по проведению контрольной работы, кадровый и научный потенциал.
В 2009 году энергоаудиторских организаций осталось не более 300, а принятый Закон №261-ФЗ увеличил объем обследуемых юридических лиц в сотни раз, но не предусмотрел механизмы реализации важнейших аспектов:
– в информационном обеспечении потенциальных Заказчиков отсутствовало понимание и мотивация;
– в системе подготовки и переподготовки ответственных за энергосбережение (в ходе реализации выявились полная некомпетентность со стороны Заказчиков и полное отсутствие контроля за исполнителями);
– в финансировании энергетических обследований и внедрения мероприятий (паспортизация без обеспечения и контроля реализации);
– уполномоченным органом до сих пор не разработаны единые требования к стандартам профессиональной деятельности.

Законом №261-ФЗ были расставлены ошибочные приоритеты в политике энергосбережения: на первое место встали региональные и муниципальные программы энергосбережения, затем установка приборов учета и на последнем месте - энергетическое обследование. Результатом стали декларативные программы энергосбережения, не основанные на фактических данных, энергетические паспорта без эффективных мероприятий, полный провал сроков оснащения приборами учета.
Система энергетических обследований была впервые организована при участии саморегулируемых организаций.

За 4 года реализации закона в России появилось 156 саморегулируемых организаций. Две трети из них зарекомендовали себя как действующие, осуществляющие сбор и отправку энергетических паспортов в Минэнерго России. Таким образом, профессиональное сообщество проявило активность и самоорганизовалось.
Вместе с тем, нормативное регулирование в большинстве случаев проявилось лишь в конце установленного срока проведения обязательного обследования: в начале 2013 года заработала процедура электронного приема энергетических паспортов. При этом не были официально приняты и доведены до СРО требования к заполнению энергетического паспорта, что привело к непрозрачности требований, лишней работе и непониманию на рынке, в т.ч. среди организаций-заказчиков. Это в определённой степени дискредитировало кампанию по обязательным энергетическим обследованиям.

Итогом реализации требований закона за 4 полных года стала повальная паспортизация учреждений при формализации результатов энергетического обследования, декларативные программы энергосбережения городов и регионов, десятки миллиардов неэффективного расходования бюджетных средств. Все это сделало невозможным использование паспортов для последующего повышения энергоэффективности у заказчика, привело к полному провалу сроков оснащения приборами учета.
Ответственность за неудовлетворительное исполнение Закона №261-ФЗ и государственной программы энергосбережения до 2020 года, как ни странно, пытаются возложить на саморегулируемые организации в области энергетического обследования.

Принятые и планируемые изменения в федеральном законодательстве об энергосбережении предполагают переход от обязательного энергетического обследования к добровольному, и это при том, что за 4 года государство так и не заинтересовало бюджетный сектор в энергосбережении.
Энергетическое обследование – это не столько расчет потенциала энергосбережения и разработка перечня мероприятий, это, прежде всего, первый, обосновывающий этап привлечения инвестиций в сферу производства, транспортировки и потребления энергетических ресурсов. Данные энергетического обследования должны стать источником информации об энергопотреблении, необходимой для сбора, систематизации и обработки в интересах государства, частных инвесторов, энергосервисных компаний, производителей и поставщиков энергоэффективного оборудования, без которой невозможно принятие обоснованных решений о капитальных вложениях в повышение энергоэффективности.

Принятые в декабре 2013 года изменения в Закон №261-ФЗ и планируемая законопроектная работа уполномоченных органов власти направлены на исключение из сферы обязательного энергетического обследования не менее 70% рынка, что неминуемо приведет к 40-50 тысячам безработных инженеров и специалистов, распаду сложившегося сектора экономики по производству, продвижению, монтажу и эксплуатации энергосберегающего оборудования, риску не реализации государственных, региональных и муниципальных программ в области энергетической эффективности.
Профессиональное сообщество, обеспокоенное внесенными изменениями и сведениями о планируемых изменениях государственной политики по энергосбережению, считает необходимым довести до сведения органов исполнительной и законодательной власти всех уровней свои предложения по совершенствованию системы проведения энергетических обследований.
1. Внести изменение в закон №261-ФЗ в части определения энергетического обследования: Энергетическое обследование (энергоаудит) - регулярное обследование объектов, производящих, транспортирующих и потребляющих энергетические ресурсы, с целью получения и анализа достоверных данных о потреблении энергетических ресурсов, энергоемкости продукции, услуг, выявления возможностей снижения энергозатрат, проведения мероприятий по повышению энергоэффективности с их технико-экономической оценкой.
В настоящее время все, что касается обязательного энергетического обследования, вытекает из его определения, установленного в ст. 2 Закона №261-ФЗ «Об энергосбережении …», и заключается в сборе данных для отражения в энергетическом паспорте.
В любом случае следует признать, что без комплексного подхода и анализа энергопотребления, хотя бы на уровне муниципального образования, ни энергоаудит, ни внедрение энергосберегающих технологий не принесут должного экономического эффекта.
2. Определить энергетическое обследование (энергоаудит), как прикладную научно-исследовательскую работу, регулируемую Федеральным законом от 23.08.1996 N 127-ФЗ (ред. от 02.11.2013) "О науке и государственной научно-технической политике".
В действительности качественный энергоаудит - это способ познания и установления неизвестных заказчику взаимосвязей, зависимостей в процессе генерации, транспортировки и потреблении ТЭР и воды и повышении эффективности их использования.
3. Сохранить введенный в Законе №261-ФЗ принцип обязательности энергетических обследований на законодательном уровне, довести компанию по обязательным энергообследованиям до логического конца, и по мере очевидной необходимости законодательно и/или нормативно совершенствоваться с учетом отечественного и мирового опыта.
При сохранении существующих групп, в отношении которых энергетическое обследование является обязательным, ввести требование об обязательном инвестиционном энергоаудите в отношении зданий перед их кап. ремонтом и/или вводом новых зданий в эксплуатацию, любом освоении инвестиций при модернизации зданий, оборудования, технологических процессов.
Отказываясь от обязательного энергетического обследования, при отсутствии заинтересованности бюджетного сектора в энергосбережении, и проведении его лишь на 50%, государство проявляет явную непоследовательность, что усугубляет понимание региональными и муниципальными служащими государственной политики и «правил игры», без чего невозможно создание условий для частных инвестиций.
Переход от обязательной паспортизации к обязательному инвестиционному энергоаудиту позволит повысить качество расчетов и индикаторов энергетической эффективности, что будет способствовать привлечению в данную сферу инвестиций.
4. Стандартизировать профессию «энергоаудитор» и «энергоменеджер» в соответствии с Порядком разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, устанавливаемых Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (в соответствии с федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 236-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ и статью 1 федерального закона «О техническом регулировании»).
Как только профессии будут стандартизированы, Министерство образования и науки Российской Федерации сможет усовершенствовать программы подготовки и переподготовки кадров. Опыт проведения энергетических обследований показал необходимость градации уровня подготовки и допуска энергоаудиторов к различным объектам обследования.
5. За счет средств текущего года, выделенных на научно-исследовательские работы, Минэнерго России провести конкурсы на разработку классификации стандартов профессиональной деятельности в области энергетического обследования и энергетического менеджмента, требований к стандартам СРО в области энергетического обследования.
В период с 2009 по 2013 год Минэнерго России провело конкурсы на разработку научно-исследовательских работ на общую сумму 690 млн рублей, сводившихся к анализу материалов, законодательства, достигнутых результатов.
В сферу энергетического обследования и энергоэффективности вовлечено большое количество ВУЗов, которые готовы с учетом опыта проведения обследований подготовить материалы по стандартизации энергетического обследования.
6. Создать при Общественном совете Минэнерго России рабочую группу по совершенствованию нормативно-правовой базы в области энергоэффективности из представителей профессионального сообщества.
Состав рабочей группы должен быть предложен участниками профессионального сообщества.
7. Расширить сферу деятельности саморегулируемых организаций в области энергетического обследования, включив в нее экспертизу, сертификацию энергетической эффективности оборудования, энергетическую паспортизацию жилых и административных зданий, обязательность энергетического обследования при сдаче зданий в эксплуатацию, разработку систем энергетического менеджмента.

Практика энергетических обследований по 261-ФЗ показала, что деятельность энергоаудитора не может быть ограничена только выполнением энергетических обследований. Необходим переход от формата энергоаудита к формату инвестирования энергосбережения. Считаем, что для успешной реализации данного направления целесообразно создание «Системы управления энергетической эффективностью», «Системы энергетического менеджмента предприятий, организаций, учреждений».

Настоящим представители саморегулируемых организаций в области энергетического обследования выражают единое мнение о важности и необходимости сохранения и развития системы обязательных и добровольных энергетических обследований.

Участники готовы объединить усилия по развитию и реализации предложений Резолюции Всероссийского совещания саморегулируемых организаций в области энергетического обследования.

В целях реализации настоящей Резолюции профессиональное сообщество принимает на себя обязательство разработать дорожную карту развития энергосбережения и повышения энергетической эффективности хозяйственного комплекса Российской Федерации.

Диана Шуняева
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru

Статьи

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных
12.01.2023

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных

Национальная финансовая организация (НФА) направила в Центробанк результаты опроса по Концепции внедрения открытых API на финансовом рынке. Отмечается, что респонденты высказали свое мнение реализации моделей «Открытый банкинг», «Открытые финансы», «Открытые данные». Также участники опроса прокомментировали плюсы и минусы этих моделей. Подробнее о моделях открытых данных в этом материале.
СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика
02.12.2022

СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика

24 ноября СРО "МиР" совместно с Центробанком провела вебинар, посвященный анализу отчета бюро кредитных историй (БКИ), который составляется для расчета показателей долговой нагрузки (ПДН). Соответствующая информация появилась на сайте саморегулятора.

Все статьи

Мероприятия

Ассоциация "Проектный портал" проведет круглый стол и расскажет о развитии исторических поселений
17.04.2024

Ассоциация "Проектный портал" проведет круглый стол и расскажет о развитии исторических поселений

19 апреля Ассоциация Экспертно-аналитический центр проектировщиков "Проектный портал" проведет круглый стол по теме "Гармоничное развитие исторических поселений и исторических центров регионов России".
Все мероприятия

Видео

Прямой эфир с конференции Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство
28.09.2018

Прямой эфир с конференции Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство

На ежегодной конференции организованной Саморегулируемой организацией Ассоциацией Балтийский строительный комплекс, поднимаются приемущественно вопросы затрагивающие основные проблемы связанные с институтом саморегулирования в строительной сфере.

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход
26.06.2017

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход

С 01 июля 2017 года, вступает в силу нормативный акт, регулирующий контрольную деятельность СРО, в соответствии с которым вводиться риск-ориентированный подход при контрольной деятельности членов СРО. Проверки СРО в строительной сфере, компаний и ИП осуществляющих деятельность на особо опасных, уникальных и технически сложных объектах теперь будут осуществляться и зависеть от значений показателей рисков, в соответствии с методикой

Все видео

Интервью

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"
27.10.2022

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"

Президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала нашему порталу о том, как индустрия ставок переживает 2022 год. По ее словам, букмекерство привыкло работать в стрессовых условиях. Так, пандемия и приостановленные из-за нее спортивные соревнования не смогли значительно навредить букмекерам и рынок покинули считанные единицы лицензиатов. Сейчас перед бизнесом стоят новые вызовы, но и с ними отечественные букмекеры смогут справиться, уверена глава отраслевой саморегулируемой организации.

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров
08.08.2022

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров

Наш постоянный эксперт - президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала о том, чем сегодня живет рынок букмекеров, как переживает реформу отраслевой саморегулятор.

Все интервью

Опрос

с 01.02.2014 по 08.03.2014

Событие (мероприятие) года в сфере саморегулирования?

6.5%

7

Первая международная конференция «Практическое саморегулирование»

52.3%

56

Отзыв ЦБ лицензий у банков и потеря СРО КФ

8.4%

9

III Всероссийский форум СРО

9.3%

10

День саморегулирования (12 декабря 2013 г.)

5.6%

6

Авторский курс В.С. Плескачевского «Эффективное управление СРО»

17.8%

19

Иной вариант

Вопрос-ответ

Вопрос:

Возможно ли привлечение к уголовной ответственности в соответствии со ст. 171 УК РФ («Незаконное предпринимательство») строительной организации, если имеющееся у нее свидетельство саморегулируемой организации приостановлено по причине имеющейся задолженности по основным взносам СРО?

Ответ:

В силу п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 ноября 2004 г. N 23 г. деятельность считается осуществляемой без лицензии (разрешения) и в тех случаях, когда действие лицензии (разрешения) приостановлено. Вместе с тем, для привлечения лица к уголовной ответственности по ст. 171 УК РФ, наряду с приостановлением допуска необходимо также одно из следующих условий:

- преступник извлек доход в размере 1 000 000 руб. или выше;
- преступник причинил ущерб в размере 1 000 000 руб. или выше.

Таким образом, привлечение к уголовной ответственности возможно только в том случае, когда для этого имеются достаточные основания.

Вопрос:

Возврат взноса в компенсационный фонд при выходе из СРО возможен?

Ответ:

Должны вас огорчить. Согласно ч. 4 статьи 55.7. ГрК РФ «Прекращение членства в саморегулируемой организации», лицу, прекратившему членство в саморегулируемой организации, не возвращаются уплаченные вступительный взнос, членские взносы и взносы в компенсационный фонд саморегулируемой организации.
Вернуть старый дизайн