ФАС поддерживает саморегулирование в ритейле
Глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев врамках «Недели российского ритейла», прошедшей в Москве, рассказал оположительном отношении регулятора к саморегулированию потребительского рынка.Спикер отметил, что надзорное ведомство готово стать равным участником развитиясистемы СРО в отечественном ритейле.
На прошедшей в столице «Неделероссийского ритейла» 3 июня состоялась панельная дискуссия на тему«Саморегулирование и «регуляторная гильотина» как факторы развитияпотребительского рынка». С докладом выступил глава Федеральной антимонопольнойслужбы Игорь Артемьев.
«Не секрет, что мы уже много лет поддерживаем любые формыпрофессиональных объединений, поскольку считаем, что в нашей странерегулирование близко по своим параметрам к перерегулированию. Бесконечнаячехарда принятия новых законов и поправок не улучшает ситуацию с инвестиционнымклиматом. Для нашей экономики нужна гармония. Я глубоко убежден, что работойгосударственных служащих эту гармонию не достичь. Общие регуляторные правила являютсядостаточно абстрактными. Принимают их и депутаты, которые глубоко не погружаютсяв суть дела, в производственные процессы. Это касается всех отраслей.
Конечно, когда начинаются переговоры внутри отрасли, когда повсей цепочке от производства до реализации продукции возникают профессиональныеобъединения, которые позволяют найти гармоничное решение в каждом случае, этозамечательно. В этом случае государственные органы, мы, как ФАС, осуществляющаянадзор в этой сфере, с удовольствием занялибы позицию наблюдателя. Если бы, а это сейчас происходит, произошла структуризация,а внутри рынка на базе добросовестных практик сложилось бы что-то по типувнутреннего арбитража, то нам бы в 99% случаев не нужно было бы возбуждатьдело, ходить с проверками. Мы бы полностью доверились профессиональномусообществу. Компетентные, квалифицированные, знающие свое дело люди, могли быэту позицию воспроизводить», - начал свое выступление Игорь Артемьев, отметивпозитивное отношение к профессиональным объединениям.
Для реализации такой системы, по словам главыантимонопольного ведомства, необходимо, чтобы каждый участник рынка согласилсяс ее условиями.
«Надо чтобы под этим подписались почти все участники рынка.Если кто-то будет заниматься самоограничением, а любой компромисс это всегда самоограничение,а кто-то будет находиться в стороне оттаких ограничений, то это создаст неравные условия. А нам будет казаться, чтоте, кто не присоединился к таким условиям, занимаются недобросовестной конкуренцией.У нас останется контингент, за кем мы будем вынуждены наблюдать внимательно,чтобы постараться прийти к тем правилам, которые выработаны самим сообществом.
Для юристов понятно, что мягкая сила всегда бывает в бизнесеболее действенной, чем сила принуждения или бесконечного надзора. И она как разсильно ограничивает коррупционные проявления в государственном аппарате - этотоже исключительно важно. И, наконец, она более гибкая. Если вы видитеизменения рынка, вы быстро под это подстраиваетесь, а принять новый федеральныйзакон или поправки к нему очень и очень сложно», - отметил глава надзорного ведомстванаиболее предпочтительные пути развития для саморегуляторов в сфере ритейла.
Также Игорь Артемьев указал на обязательные контрольныефункции, свойственные любой саморегулируемой организации, как на механизм,способствующий снятию государственной надзорной нагрузки с бизнеса.
«Для нас ключевым вариантом являются ваши договоренности, где,во-первых, будут даны некие хорошие практики, которые вы видите сами. Хорошо,если вы будете опираться на судебную практику, практику регуляторов, то естьучтете ее в написании новых документов.Во-вторых, в ежедневной своей жизни вы будете поддерживать друг друга вреализации кодекса добросовестных практик. Но главное, фактически, вы должныпринять на себя роль «субтретейского» суда, где компетентные люди, которыедолжны представлять и ритейл, и поставщиков, и может быть еще кого-то, должныпо каждому конкретному кейсу выносить решения. Вы должны регулятора уведомить об этом решении.Из этого будет складываться практика.
Мы со своей стороны, как и суды, пишем обзоры различныхпрактик. Вы знаете, что уже было квалифицированно нами, а позднее судами, какдобросовестное или недобросовестное поведение. Если такой внутренний арбитраж заработает,то через 2-3 года мы будем не особенно нужны. Мы сейчас практически все плановыепроверки свернули. Если у нас есть жалобы по внеплану, то мы должны прийти, нокуда мы должны прийти? Не обязательно на предприятие, мы можем прийти испросить объединение о том, рассматривает ли оно это дело. Первое что нам нужносделать - это пообщаться с главным партнером, с комиссией, где вы объединены.Получить ваше экспертное мнение, заключение, попросить вас выступить экспертомили третьим лицом, если придется идти на судебные процессы. Абсолютно ничего неимеем против этого. Как мне кажется, это лучший вариант, который может быть. Приэтом, конечно, должно быть взаимодействие на постоянной основе. У нас такиепрактики есть. С Ассоциацией европейского бизнеса все время встречаемся. Мывстречаемся и с Опорой России, проводим совместный президиум. Принимаем иподписываем протоколы, которые являются обязательными для исполнения по всейнашей системе, - заявил спикер.
Кроме того, Игорь Артемьев отметил причины, по которым ФАСбыла наделена надзорными функциями в сфере ритейла: «На основании вашихдокументов мы отправим соответствующие указания во все наши регионы. Ведьпочему нам отдали закон о торговле? Мы какое отношение к этому имеем? Монополийтам нет. Одна из самых демонополизированных сфер в России. А потому что у насесть сеть, у нас 84 территориальных органа, чтобы практика была единой по всейстране, мы вместе с вами готовы подготовить такие разъяснения на основаниитого, что вы захотите. Ну, немножко поспорим. В конце концов, Арбитражные судыи Верховный суд должны дать разъяснения по судебной системе. Вот это наши цели,которые не являются такими далекими, учитывая степень согласия, которая, на мойвзгляд, существует».
В завершении своего доклада глава ФАС сообщил о планахведомства по реформированию антимонопольного законодательства.
«Ну и последнее, что я хотел сказать, это важно дляпоставщиков, мы считаем, что в рамках антимонопольного законодательства должны существоватьзакупочные союзы, как во многих странах мира. Мы их легализуем через измененияантимонопольного законодательства, потому что сегодня очень часто тем, ктозакупает продукцию непонятно как мы будем квалифицировать. Существует рисккартелизации, там уголовная ответственность и так далее. Мы сейчас приступили кподготовке поправок вместе с Ассоциацией антимонопольных экспертов, чтобы четкопровести линию между этими гранями. Чтобы сделать создание закупочных союзовбезопасным, чтобы вы могли получать оптовые скидки. А система сдержек ипротивовесов еще больше усилится в таких условиях», - резюмировал Игорь Артемьев.
Элеонора Ширинова
Специально для Информационного портала «Все о саморегулировании» (Все о СРО)
www.all-sro.ru