Классификатор со “звёздочками”
Прошло уже несколько месяцев с момента вступления в силу Приказа Министерства регионального развития № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства». Он заменил действующий список, утвержденный одноименным приказом этого же ведомства № 274 от 09.12.2008.
Перечень значительно переработан, он стал похож на классификатор, который до этого был в распоряжении Федерального лицензионного центра и не ссылается на иные документы. Строительной сфере отведено 33 вида работ с 270 подвидами. Но, несмотря на продолжительное время, документ до сих пор вызывает вопросы, касающиеся вариантов его применения, и самым главным камнем преткновения для саморегулируемых организаций стали так называемые пункты со “звёздочками”.
Нововведение породило правовую коллизию. Приказ № 274 был заменён обновлённой версией № 624. Следовательно, первый прекратил своё действие. Но с учётом того, что допуски на работы выдаются на неопределённое время, у многих возник вопрос о том, как должны поступить в этой ситуации владельцы разрешительных документов. Должны ли они поменять старое свидетельство на новое и какой порядок у этой процедуры? Закон позволяет это осуществить тогда, когда запрашиваемые виды работ соответствуют приписанным ранее. Проверяться это должно по специальным переводным таблицам, которые предоставлены Министерством регионального развития и рекомендуются к применению всем СРО.
По закону свидетельство о допуске со “звёздочками” необходимо иметь в случае проведения определённых видов работ на особо опасных, уникальных и технически сложных объектах.
К ним по 48.1 статье Градостроительного кодексу относятся:
• объекты использования атомной энергии (в том числе ядерные установки, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ);
• гидротехнические сооружения первого и второго классов, устанавливаемые в соответствии с законодательством о безопасности гидротехнических сооружений;
• линейно-кабельные сооружения связи и сооружения связи, определяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации;
• линии электропередачи и иные объекты электросетевого хозяйства напряжением 330 киловольт и более;
• объекты космической инфраструктуры;
• аэропорты и иные объекты авиационной инфраструктуры;
• объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;
• метрополитены;
• морские порты, за исключением морских специализированных портов, предназначенных для обслуживания спортивных и прогулочных судов;
• тепловые электростанции мощностью 150 мегаватт и выше;
• опасные производственные объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в количествах, превышающих предельные; получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов; ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях; используются стационарно установленные канатные дороги и фуникулеры.
• уникальные объекты капитального строительства, в проектной документации которых предусмотрена хотя бы одна из следующих характеристик: высота более чем 100 метров; пролеты более чем 100 метров; наличие консоли более чем 20 метров; заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли более чем на 10 метров; наличие конструкций и конструкционных систем, в отношении которых применяются нестандартные методы расчета с учетом физических или геометрических нелинейных свойств либо разрабатываются специальные методы расчета.
При этом газораспределительные системы, на которых используется, хранится, транспортируется природный газ под давлением до 1,2 мегапаскаля включительно или сжиженный углеводородный газ под давлением до 1,6 мегапаскаля включительно к особо опасным и технически сложным объектам не относятся, так как являются ими априори.
Без свидетельства о допуске выполнять помеченные «звездочкой» работы также можно при монтаже каменных и деревянных конструкций, кровельных, фасадных, монтажных, пусконаладочных работах и прокладке внутренних инженерных сетей. Одновременно с этим допуска СРО требуют многие виды деятельности, которые могут пересекаться на одном объекте.
Вот один характерный пример. Многие дома, магазины и торгово-развлекательные центры отвечая современным требованиям, строятся сегодня с подземными паркингами, где происходит углубление подземной части, как правило - больше чем на десять метров. Таким образом, получается, что они автоматически попадают в разряд уникальных объектов и согласно всё той же статье 48.1 для их возведения требуется специальное разрешение со “звёздочками” от СРО, причём осложняется это тем, что все сопутствующие несложные работы по монтажу внутренних коммуникаций также приобретают статус опасных. А это уже дополнительные трудности для застройщика – время, деньги и поиск необходимых специалистов.
Введение нового Перечня с уменьшением видов опасных работ было сделано, по мнению многих строителей, для облегчения и упрощения положения всех участников рынка, особенно - для компаний малого и среднего бизнеса. В итоге начинание дало только больше вопросов.
Приказ №624 своим 32 пунктом ввёл группы видов. Причём формулировка, которая бы раскрывала это понятие, отсутствует. Поэтому остаётся только догадываться о том, что же на самом деле имеется в виду. Должна ли эта группа быть указана в свидетельстве о допуске к работам? Как это регистрируется или отмечается в СРО?
Фактическое положение обязывает считать группу видов работ отдельным самостоятельным видом. Являются ли все группы видов самостоятельными видами работ, оказывающими влияние на безопасность объектов капитального строительства? Не лучше ли было сделать так, чтобы классификатор со звёздочками имел такую структуру, в которой все особо опасные работы были бы собраны в одном конкретном разделе документа?
Вероятно, сложности именно такого плана и вызвали появление поправок в проект федерального закона № 252540 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», касающихся сдвига сроков при изменении Перечня видов работ. В соответствии с последним документом, подписанным от 27 июля 2010 года, все нововведения вступают в силу по прошествии шести месяцев с момента их внесения.Помимо специфики допусков относящихся к классификатору со “звёздочками” существует целый ряд других окружающих его проблем. Одна из них - требования по Постановлению правительства РФ № 48 от 3 февраля 2010 г. “О минимально необходимых требованиях к выдаче саморегулируемыми организациями свидетельств о допуске к работам на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах капитального строительства, оказывающим влияние на безопасность указанных объектов”. Этот документ существенным образом изменил критерии подхода к проведению каких-либо видов строительных работ, а его основной задачей стало формирование новых жёстких правил индустрии. Он установил стандарты по количеству необходимых специалистов, которые должны быть в штате любой организации, работающей над определённым проектом, определил уровень их квалификации, периодические сроки переподготовки и опыт работы, установил нормы владения имуществом и ввёл обязательство наличия сертификата соответствия качества и в итоге значительно поднял общую планку.
Однако для многих это стало практически невыполнимо – не каждая компания смогла честно выполнить все эти требования, и при этом ещё вступить в саморегулируемую организацию, уплатив все соответствующие взносы. Это стало тяжёлым ударом для малого и среднего бизнеса и из тех, кто не закрыл своё дело, очень многие от этого не оправились до сих пор, хотя прошёл уже почти год.Безусловно, в основу подобных начинаний законодателей ставятся исключительно благие цели. Однако, как и большинство других законов в России, постановления и приказы, касающиеся строительной отрасли, страдают поспешностью ввода и просчётами практики правоприменения. Так например для того чтобы выполнить предписания по внедрению в штат организации новых кадров, обучить их до соответствующего уровня нужно неопределённое количество времени. А что делать компаниям в тех регионах, где количество специалистов в различных сферах деятельности крайне ограничено в связи со сложившейся годами демографической ситуацией? Таких депрессивных областей по стране достаточно, поиск кадров бывает непрост даже в городах-миллионниках, где имеются профильные высшие учебные заведения.
Трудности, возникающие при исполнении требований классификатора со “звёздочкой” - это не отдельный вопрос, а целый комплекс смежных проблем. Отсутствие точной правовой информации, малое количество специалистов по России, повышение размеров затрат на создание и формирование кадров приводят к увеличению сроков внедрения новых производственных процессов. Конечно, существуют фирмы торгующие допусками “со звёздочками” но их крайне мало, по сравнению с общим количеством продавцов документов для СРО - высокая ответственность и внимание государства обеспечивают надёжный заслон недобросовестным строителям, которые считают несущественным внимание к специфике особо опасных и технически сложных работ.
Не случайно большинство строителей считает крайне важным введение моратория на все изменения в строительной сфере. Государство, внимая этим предложениям, идёт навстречу стройсообществу – часть постановлений или статей законов теперь сдвигает день вступления в силу новых документов, устанавливая крайний предел с отсрочкой до полугода.
Наряду с совершенствованием законодательства актуально рассмотреть возможность облегчения налогообложения, качества оборудования и материалов, а также введения системы гарантийного обслуживания построенных объектов и прилегающей инфраструктуры. Главное – чтобы разработкой законов для отрасли занимались практики-профессионалы, которые учитывали бы интересы всего громадного строительного рынка страны.