НОСТРОЙ выдвинул предложения по импортозамещению в области автодорожной техники
Председатель Комитета НОСТРОЙ по транспортному строительству Леонид Хвоинский выступил на совместной сессии Нацобъединения строителей, НОПСМ и РСС. В своем выступлении он рассказал об импортозамещении в сфере автодорожной техники, машин и механизмов. Соответствующая информация появилась на сайте НОСТРОЙ.
6 октября в Казани на площадке II Международного строительного чемпионата прошла совместная сессия НОСТРОЙ, Национального объединения производителей строительных материалов и строительной индустрии (НОПСМ) и Российского Союза строителей (РСС) на тему «Импортозамещение в строительной отрасли: новая реальность. Антикризисные меры и программы поддержки». В мероприятии принял участие председатель Комитета НОСТРОЙ по транспортному строительству Леонид Хвоинский. В своем выступлении он рассказал об импортозамещении в сфере автодорожной техники, машин и механизмов.
История вопроса
«Вопрос обеспечения предприятий дорожно-строительной техникой всегда был основой выполнения строительных планов. В советское время благодаря особому вниманию к этой сфере выпуск основных строительных машин находился на высоком уровне. В 70-е годы отечественная дорожная техника успешно конкурировала на мировом рынке, каждая выпущенная десятая машина шла на экспорт более чем в 50 стран мира, - заявил в своей презентации Леонид Хвоински. - В 1975 году выпускалось 6543 автогрейдера, 5525 катков, 51834 бульдозера. Этот уровень производства держался и в 80-е годы. Для сравнения - в прошлом, 2021 году в России выпущено 870 автогрейдеров, 343 катка, 571 бульдозер».
Как напомнил спикер, после распада Советского Союза в девяностые годы прошлого века большинство заводов прекратили работу. Остановка производства привела к отставанию от зарубежных конкурентов. В этой связи просела научно-техническая база, не стало долгосрочного планирования в производстве и строительстве, прекратились перспективные стратегические научные исследования.
«С открытием границ у подрядчиков появилась возможность выбирать лучшую технику и технологию для выполнения работ. Крупные и успешные подрядчики обзавелись парком надежных импортных машин и механизмов, в первую очередь, европейского и североамериканского производства, доля которых доходит во многих подрядных организациях до 80-90%, где наибольшая часть - WIRTGEN, Caterpillar, FAYAT и другие иностранные производители», - сообщил Леонид Хвоинский.
Он также напомнил о том, что еще в 2014 году Правительство заметило перекос в сторону импортных производителей и поставщиков техники и приняло основной документ программы импортозамещения. Речь о Постановлении Правительства №328, которое утвердило госпрограмму «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». Ориентируясь на принятый документ, Комитет НОСТРОЙ по транспортному строительству еще в 2014 году провел совещание совместно с СРО производителей колесных транспортных средств, самоходной техники и дорожно-строительного оборудования «СПЕЦАВТОПРОМ». Встречу также посетили представители машиностроительных предприятий и подрядных организаций.
«В ходе обсуждения машиностроителей и дорожников был выработан алгоритм создания новой техники. Ни один предприниматель не сможет, и не станет делать штучный товар, одну машину, которая будет конкурентоспособна по качеству и по цене массовому производству. А чтобы он начал работать над массовым производством, ему нужны гарантии того, что произведенная техника будет реализована и он получит определенную прибыль. К сожалению, привлечь внимание к вопросам развития отечественного дорожного машиностроения тогда не удалось», - сообщил докладчик.
2022 год
В текущем году из-за санкций остановились поставки новой дорожно-строительной техники и запасных частей к действующим машинам. Также было прекращено их сервисное обслуживание.
«Быстро восполнить отсутствие притока импортного оборудования можно за счет увеличения выпуска машин, которые продолжали производиться в нашей стране, таких, как катки и автогрейдеры и некоторых других. А как быть с техникой, которая не выпускается в России? Отечественное производство дорожных фрез, бетоноукладчиков, асфальтоукладчиков, специальных грузоподъемных кранов и другого современного оборудования полностью отсутствует, и надо искать пути его восполнения», - отметил Леонид Хвоинский.
Каталог российских производителей специализированной техники
Спикер анонсировал выпуск Каталога российских производителей специализированной техники. Его разработка организована силами Минпромторга и Ассоциации «Росспецмаш». В него вошли более 150 поставщиков такой техники и компонентов в сфере машиностроения. В Каталоге будет содержаться информация о производителях с указанием их контактных данных, перечня и фотографий выпускаемой продукции.
Меры поддержки
Леонид Хвоинский заявил, что для импортозамещения в сфере дорожно-строительной техники и оборудования необходимо сформировать госпрограмму по производству и локализации техники российского производства и важных комплектующих. Такая программа позволит производителям снизить затраты на изготовление техники, например, за счет оптовых закупок. Это должно уменьшить стоимость продукции.
Кроме того, спикер озвучил предложение о создании Фонда дорожного машиностроения с участием Минтранса, Минпромторга и Росавтодора, а также программы приоритетной закупки техники отечественных производителей.
«К решению вопросов импортозамещения сейчас приковано внимание всех профессиональных структур и организаций. На одном из Общественных советов при Федеральном дорожном агентстве поднималась тема создания Фонда развития дорожного машиностроения, который смог бы аккумулировать средства, координировать и гарантировать производителям оборудования закупку выпущенной ими техники. В этом случае должна появиться возможность для развития отечественного дорожного машиностроения в России, становление которого будет способствовать расширению научных исследований, развитию научных инженерных кадров», - заявил спикер.
Также Леонид Хвоинский сообщил о Распоряжении Правительства № 2796-р от 27 сентября 2022, которое позволило субсидировать из федерального бюджета кредитные организации, чтобы возместить недополученные доходы по кредитам, выданным на приобретение приоритетной техники компании «АвтодорЛизинг» (создана «АВТОДОРОМ» для обеспечения закупок дорожно-строительной техники, запасных частей и последующего сервисного обслуживания).
Инициативы НОСТРОЙ
Таким образом, по словам спикера, Комитет НОСТРОЙ по транспортному строительству выступил с несколькими предложениями, направленными на импортозамещение в области автодорожной техники, машин и механизмов. Среди них:
- Сформировать государственную программу производства и локализации выпуска в России техники российского производства и критически важных комплектующих;
- Создать Фонд дорожного машиностроения с участием Минтранса России, Минпромторга России и Росавтодора;
- Создать программу приоритетной закупки техники отечественных производителей.
Элеонора Ширинова
Специально для Информационного портала «Все о саморегулировании» (Все о СРО)
www.all-sro.ru