1. Главная
  2. Статьи
  3. Реалии саморегулирования строительной отрасли
Статьи

221

Реалии саморегулирования строительной отрасли

 Реалии саморегулирования строительной отраслиО несовершенстве законодательных основ перехода сферы капитального строительства на саморегулирование.
Опытные юристы в последнее время пытаются обратить внимание законодателей на целый ряд спорных, а то и противоречащих друг другу законодательных норм, прописанных в Гражданском законодательстве и Федеральном законе «О саморегулируемых организациях» относительно функционирования института саморегулирования. Они считают, что государство вовсе не отдало профессиональному строительному сообществу право осуществлять регулятивную деятельность в этой отрасли экономики, а лишь усилило административные бюрократические препоны и показало результат противоположный предполагаемому, то есть свою неспособность взаимодействовать на паритетных началах с организациями, ставшими на путь саморегулирования.
Предполагаемого устранения коррупции, которой себя запятнало лицензирование, не произошло. Она просто поменяла форму. С рынка вынуждены были уйти вполне благонадёжные фирмы, представляющие бизнес малых и средних форм, так как у них не было денег для покрытия взносов вступительных, членских, в компенсационный фонд, на содержание национального объединения соответствующего вида и для оформления страховки; они не обладали достаточным количеством кадров с образовательным уровнем, предусмотренным законодательными актами и техникой для производства работ. Они не могли легитимно существовать на рынке подобных услуг, так как вступление в СРО в обязательном порядке было законодательно закреплено.
У профессионального сообщества ещё отсутствовали разработанные апробированные методики борьбы с коммерциализованными СРО и число их разрасталось на первых порах перехода строительной отрасли на саморегулирование как на дрожжах. Свидетельства покупали не только недобросовестные игроки рынка, но и те, которые хотели легитимно работать, но денег для вступления в СРО и покрытия всех взносов не имели. Для них купить доступ было чуть дороже, чем лицензию и значительно дешевле, чем вступить в СРО в соответствии со всеми правилами.
Нужно отметить, что основы коллективной ответственности членов СРО в строительстве, подкреплённые средствами из компенсационных фондов, а так же система страхования гражданской ответственности имеют место. Однако механизмы осуществления выплат третьим лицам, в результате причинения им ущерба, из средств этих фондов не отлажены.
Специалисты права выступают с критикой целого ряда положений и статей законодательных актов и Градостроительного кодекса о саморегулировании. Начинается этот список с отнесения данных документов к сфере действия гражданского законодательства, включая различие модели саморегулирования, созданной в ГК от прописанной в базовом законе и заканчивая большим количеством специальных понятий, трактовка которых отсутствует в законодательстве, а правовой смысл, указанный в Градостроительном кодексе весьма расплывчат.
На поверку, государство не отдало свои управленческие функции отраслью профессиональному сообществу. Оно лишь предоставило ему (сообществу) возможность оформлять свидетельства о допуске к проведению работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства и то, под своим контролем. Ведь и порядок принятия в члены СРО, и условия при которых может быть выдано свидетельство, и Перечень этих работ (кстати, постоянно меняющийся) детально разработаны государством и имеют силу закона. Даже правила и стандарты по регулированию собственной профессиональной деятельности они не вольны принимать (статья 55.5, ч.3 ГК), что идёт в разрез с сутью функционирования некоммерческой организации.
Цели, поставленные Градостроительным кодексом перед СРО – усиление безопасности граждан и объектов, Конституцией нашего государства определены как функции государства. Соответственно саморегулируемые организации не вправе подменять собой госорганы. Повышение качества работ так же весьма расплывчатая цель, так как критерии хорошего качества нигде документально не определены и не закреплены.
Не лишне напомнить, что вступление в СРО и уплата всех взносов ещё не даёт право фирме легитимно работать на строительном рынке. Необходимо получить документ, разрешающий компании выполнять определённые виды работ. Минрегион, часто корректируя перечни этих видов, проявляет абсолютную некомпетентность и малодушие. То функции называет видами, либо наоборот, то в угоду малым предприятиям, сужает Перечень, то в соответствии с требованием Правительства расширяет его. И прошлогоднее изменение, далеко не последнее. Посему напрашивается вывод, что СРО ещё не один раз вынуждены будут менять как требования к свидетельствам о допусках, так и их самих. Эти бюрократические процедуры ещё не один раз будут отвлекать саморегулируемые организации от выполнения основной работы.
Нет в законодательных документах и чёткого определения, каким органом и в какой форме признаётся факт наличия оснований для выплат третьему лицу средств из компенсационного фонда СРО, механизмов осуществления этого процесса. Множество нареканий со стороны профессионального сообщества и юристов касаются размеров взносов в компенсационный фонд, их размещения, передачи на неопределённый срок соответствующим нацобъединениям, в случае исключения СРО из реестра Ростехнадзора (она ведь не перестаёт от этого являться собственником своих же денег).
Законодательно закреплённая обязанность вступать в Национальное объединение противоречит принципам гражданского общества, основой которого является принцип добровольной интеграции. Цели и задачи НО в Градостроительном кодексе, законодательных актах и уставных документах разняться. Похоже, государство намерено переложить на них часть своих функций.
Усилен в разы надзор и контроль государства над СРО, причем так и не разграничены эти понятия, не оговорены чётко задачи, стоящие перед каждым из органов осуществляющих эти функции. Подобная система нерациональна и свидетельствует о вмешательстве государства и его давлении на строительную отрасль. Так, где же саморегулирование?

Александр Пономарь
Специально для Информационного портала «Все о саморегулировании»
www.all-sro.ru

Статьи

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных
12.01.2023

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных

Национальная финансовая организация (НФА) направила в Центробанк результаты опроса по Концепции внедрения открытых API на финансовом рынке. Отмечается, что респонденты высказали свое мнение реализации моделей «Открытый банкинг», «Открытые финансы», «Открытые данные». Также участники опроса прокомментировали плюсы и минусы этих моделей. Подробнее о моделях открытых данных в этом материале.
СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика
02.12.2022

СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика

24 ноября СРО "МиР" совместно с Центробанком провела вебинар, посвященный анализу отчета бюро кредитных историй (БКИ), который составляется для расчета показателей долговой нагрузки (ПДН). Соответствующая информация появилась на сайте саморегулятора.

Все статьи

Мероприятия

НОСТРОЙ проведет заочную Окружную по СКФО
28.10.2024

НОСТРОЙ проведет заочную Окружную по СКФО

5 ноября состоится заочная Окружная конференция саморегулируемых организаций – членов НОСТРОЙ, зарегистрированных на территории Северо-Кавказского федерального округа.
Все мероприятия

Видео

2018: Конференция Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство
28.09.2018

2018: Конференция Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство

На ежегодной конференции организованной Саморегулируемой организацией Ассоциацией Балтийский строительный комплекс, поднимаются приемущественно вопросы затрагивающие основные проблемы связанные с институтом саморегулирования в строительной сфере.

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход
26.06.2017

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход

С 01 июля 2017 года, вступает в силу нормативный акт, регулирующий контрольную деятельность СРО, в соответствии с которым вводиться риск-ориентированный подход при контрольной деятельности членов СРО. Проверки СРО в строительной сфере, компаний и ИП осуществляющих деятельность на особо опасных, уникальных и технически сложных объектах теперь будут осуществляться и зависеть от значений показателей рисков, в соответствии с методикой

Все видео

Интервью

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"
27.10.2022

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"

Президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала нашему порталу о том, как индустрия ставок переживает 2022 год. По ее словам, букмекерство привыкло работать в стрессовых условиях. Так, пандемия и приостановленные из-за нее спортивные соревнования не смогли значительно навредить букмекерам и рынок покинули считанные единицы лицензиатов. Сейчас перед бизнесом стоят новые вызовы, но и с ними отечественные букмекеры смогут справиться, уверена глава отраслевой саморегулируемой организации.

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров
08.08.2022

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров

Наш постоянный эксперт - президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала о том, чем сегодня живет рынок букмекеров, как переживает реформу отраслевой саморегулятор.

Все интервью

Опрос

с 10.07.2023 по

Как вам новый дизайн портала?

0%

Стало лучше

0%

Стало хуже

0%

Мне всё равно

Вопрос-ответ

Вопрос:

Может ли член одной саморегулируемой организации медиаторов одновременно быть членом другой СРО той же отрасли, но расположенной в другом федеральном округе?

Ответ:

В силу ч. 4 ст. 5 Федерального закона №315 «О саморегулируемых организациях», субъект, осуществляющий определенный вид предпринимательской или профессиональной деятельности, может являться членом только одной саморегулируемой организации, объединяющей субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности данного вида. Аналогичное правило предусмотрено и ч. 8 ст. 18 ФЗ №193 «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».

Таким образом, член саморегулируемой организации медиаторов не может одновременно состоять в другой СРО медиаторов, даже если такая организация расположена в другом федеральном округе, поскольку такое основание не предусмотрено законом в качестве исключения из общего правила.

Вопрос:

Можно ли вернуть взнос в компенсационный фонд?

Ответ:

В соответствии с ч. 4 ст. 55.7 Градостроительного кодекса Российской Федерации, лицу, прекратившему членство в саморегулируемой организации, взнос в компенсационный фонд не возвращается, если не предусмотрено иное.
Под «иным» подразумеваются определенные случаи, описанные в ст. 3.2 ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 г. № 191-ФЗ (в ред. ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 27.07.2010 г. № 240-ФЗ). В них сообщается, что строительная, инженерная, изыскательская СРО обязана вернуть организации или ИП, прекратившим членство в соответствующем партнерстве, уплаченные ими средства компфонда, в случае исполнения следующих условий:
1) получение допуска данного СРО к определенному виду или видам работ, исключенными 1 августа 2010 года из официального перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;
2) отсутствие у лица допуска к другим видам работ (отсутствие иных видов работ в допуске СРО);
3) прекращение членства в данной СРО не ранее двух и не позже 6 месяцев со дня исключения отраженных в допуске видов работ из официального классификатора перечня (то есть с 1 сентября 2010 года по 1 января 2011 года).
Отметим, что только в случае исполнения всех трех вышеуказанных условий саморегулируемая организация обязана вернуть вышедшим из состава членам взносы в компенсационный фонд в полном объеме.
Для возврата денежных средств был отведен срок в размере не более 10 календарных дней после прекращения членства. День прекращения членства определяется днем регистрации заявления от ИП или юридического лица о выходе из состава СРО.
В связи с тем, что с отведенного для официального прекращения членства в СРО промежутка времени уже прошло несколько лет, данные основания представляются неактуальными.
Градостроительным кодексом определено лишь несколько допущений для осуществления выплат из средств компенсационного фонда саморегулируемой организации. Деньги могут быть возвращены если были ошибочно перечислены на счет СРО; перечислены для размещения средств компенсационного фонда СРО в целях его сохранения и увеличения; использованы для осуществления выплат в результате наступления солидарной ответственности по обязательствам своих членов, возникшим вследствие причинения вреда.
Вернуть старый дизайн