Риелторы разработали собственный рейтинг
Нужны ли рейтинги в системе саморегулирования? Мнения специалистов по этому вопросу неоднозначны, а порой и совершенно противоположны. С одной стороны, рейтинги, как таковые, слишком дискредитированы многочисленными организациями, торгующими дипломами и наградами, инициирующими всевозможные конкурсные мероприятия. С другой стороны, как ещё ранжировать участников СРО, развивая при этом добросовестную конкуренцию? Специалисты Российской гильдии риелторов представили новый проект в области рейтингования членов СРО.
Как зачастую случается, в тех сферах, где нет избыточного контроля со стороны органов власти, сама система профессионального регулирования порождает новые идеи, инструменты и возможности… На заседании Совета ТПП по саморегулированию профессиональной и предпринимательской деятельности специалисты Российской гильдии риэлторов представили новый и пока ещё уникальный проект в области рейтингования участников профессиональных объединений.
По мнению вице-президента Гильдии Андрея Хромова, использование рейтингов может стать одним из эффективнейших инструментов продвижения добросовестных участников рынка. Инициировать данную тему побудили два момента. Во-первых, объединение сумело развить систему добровольной сертификации услуг на рынке недвижимости и сформировать, с её помощью, основные «признаки» добросовестных участников. Во-вторых — все та же популярность рейтингов, которыми активно пользуются как добросовестные игроки рынка, так и не очень…
В целом, любой рейтинг воспринимается обществом как мера популярности или успешности. Поэтому, используя систему рейтингования можно влиять на восприятие чего-либо, например, на восприятие потребителями добросовестных участников рынка как более успешных и популярных.
Важный показатель рейтинга — его измеримость. Рейтинг всегда базируются на группе оценочных параметров, которые обрабатываются по определенному алгоритму. Но вот какие оценочные параметры использовать для ранжирования добросовестных исполнителей?
Чтобы ответить на этот вопрос, специалисты Гильдии провели исследование потребительских ожиданий. Как оказалось, идеальный риэлтор, по мнению граждан — профессионал высокого уровня, способный обеспечить безопасность, надежность и качество услуги. Как сделать, чтобы реальность отвечала ожиданиям потребителей? «Полагаю, характеристика «лучший» должна означать, что специалист прошел обучение, сдал квалификационные экзамены, имеет гарантии добросовестности, готов нести ответственность за обязательства по договору и многое другое. И мы поставили для себя цель — создать такой рейтинг, на который люди смогут положиться», — рассказал Андрей Хромов.
Выбор критериев для инструмента ранжирования восходит к далёкому 2002 году. Когда было отменено лицензирование риэлторской деятельности, Российская гильдия риэлторов зарегистрировала в Росстандарте «Систему добровольной сертификации услуг на рынке недвижимости». И по сей день она является единственной системой добровольной сертификации…
Сведения о компаниях и специалистах, прошедших сертификацию, включаются в открытый для всеобщего доступа Единый реестр сертифицированных компаний и аттестованных специалистов рынка недвижимости.
При создании системы были сформированы её элементы, а именно:
- Наличие профессиональных и этических стандартов.
- Базовая подготовка и периодическое повышение квалификации персонала, а также сдача специального экзамена.
- Обеспечение имущественной ответственности субъектом профессиональной предпринимательской деятельности.
- Наличие органа и процедур контроля за соблюдением стандартов и правил.
- Наличие органов и процедур дисциплинарного воздействия за нарушение стандартов и правил.
- Наличие органов и процедур для разрешения споров между потребителями и исполнителями.
- Наличие органов и процедур для разрешения споров между исполнителями (обеспечивает добросовестную конкуренцию).
Таким образом был сформирован свод правил деятельности на рынке всех участников, которые проходили систему сертификации. В частности, агентства недвижимости и сотрудники обязаны соблюдать стандарты — профессиональные и этические. Персонал сертифицированных агентств недвижимости должен проходить базовую подготовку, периодически повышать квалификацию на основе специальных учебных программ и сдавать специальный экзамен… Кроме того, агентства недвижимости обязаны страховать профессиональную ответственность, при необходимости — участвовать в заседаниях Комиссий по спорам и этике, а также выполнять её решения.
Именно эти критерии стали базис-основой для формирования системы оценки и ранжирования специалистов. Расширенная и дополненная, она разрослась до тринадцати пунктов:
- Наличие сертификата у агентства недвижимости, это означает исполнение стандартов.
- Членство компании в профессиональном объединении (РГР).
Это важно, поскольку участники объединения принимают на себя обязательства соблюдать этический кодекс. В случае неэтичного поведения, член объединения должен явиться в Комиссию по этике и держать ответ.
- Наличие полиса страхования профессиональной ответственности у агентства недвижимости.
- Работа специалиста в сертифицированном агентстве.
- Стаж работы в статусе аттестованного специалиста.
- Наличие у специалиста аттестата «Агент по недвижимости».
- Наличие у специалиста аттестата «Брокер по недвижимости».
- Наличие объектов агентства (специалиста) в Единой базе недвижимости Российской гильдии риелторов.
Гильдия запустила проект под условным названием «Федеральная база недвижимости». Он основан на идее «чистой базы», где все объекты реальны и за каждым из них стоит добросовестный агент или агентство.
- Участие специалистов агентства в Национальном Конгрессе по недвижимости.
- Участие специалистов агентства в региональном форуме.? Количество положительных отзывов, поступивших на сайт Единого реестра.
- Количество отрицательных отзывов, поступивших на сайт Единого реестра.
- Количестве просмотров страницы агентства или специалиста на сайте Единого реестра.
Каждому из этих параметров, которые закладываются в оценочную систему рейтинга, присваивается «весовой коэффициент», в соответствии с которыми участник рейтинга набирает своего рода баллы.
«Для себя мы сформулировали две цели. Во-первых, стимулировать агентства недвижимости и специалистов соответствовать как можно большему количеству оценочных параметров, принятых профессиональным сообществом. Это необходимо, чтобы отвечать таким показателям, как профессионализм, ответственность перед потребителем, добросовестная конкуренция. Во-вторых, мы стремимся популяризировать добросовестные агентства недвижимости и таких специалистов в среде потребителей», — уточнил вице-президент Гильдии.
Ещё более амбициозная задача, которую ставит перед собой Российская гильдия риелторов — это интеграция сформулированных оценочных параметров в рейтинги других профессиональных объединений, например, банков и страховых компаний. «Мы будем стараться, чтобы наши параметры использовали в своих рейтингах и наши партнёры по рынку. На данный момент ведем переговоры по этому вопросу с одним из крупнейших российских банков», — отметил Андрей Хромов.
По мнению председателя Совета ТПП по саморегулированию предпринимательской и профессиональной деятельности Константина Апрелева, проект Российской гильдии риелторов — пример того, как саморегулируемая организация создает для своих членов инструменты развития конкурентоспособности.«То, что делает риелторское сообщество — достаточно круто. Мы видим явное отличие от суррогатных агентств, которые вводят потребителя в заблуждение, инициируя виртуальные рейтинги на основе непонятных критериев. Сегодня ни в одной сфере нет подобной системы, которая способна контролировать профессиональное сообщество с помощью инструмента, настолько отвечающего интересам потребителей. В данном случае мы видим схему, способствующую развитию добросовестной конкуренции. И это одна из сверхзадач, над которой должна работать любая саморегулируемая организация», — заключил Константин Апрелев.
Ксения Иванова-Погребняк
Специально для Информационного портала «Все о саморегулировании» (Все о СРО)
www.all-sro.ru