Марина Петрушина: Чем обернется обязательное саморегулирование в сфере кадастровой деятельности?
Процесс создания и деятельность саморегулируемых организаций (СРО) – сегодня одна из самых обсуждаемых тем. СРО – институт, который даёт возможность минимизировать роль государства в отдельных отраслях за счёт усиления ответственности бизнеса перед потребителем, внедрения стандартов и повышения качества оказываемых услуг. Это относится и к рынку кадастровых услуг, где пока членство кадастровых инженеров в саморегулируемых организациях – дело добровольное. Однако в скором времени это может измениться. Что дадут ожидаемые изменения профессиональному сообществу? На вопросы журналиста информационного портала «Все о саморегулировании» отвечает генеральный директор СРО НП «Кадастровые инженеры», член Президиума НП «Национальная палата кадастровых инженеров» Марина Ивановна Петрушина.
– Законодатели обсуждают возможность создания Национальной палаты кадастровых инженеров. Что именно хотят закрепить в законе, как профессиональное сообщество реагирует на инициативу и какими функциями планируется наделить объединение саморегулируемых организаций в сфере кадастровой деятельности?
– Необходимо отметить, что объединение саморегулируемых организаций в сфере кадастровой деятельности уже произошло, и тоже на добровольной основе. В 2012 году по инициативе 7 из 11 существующих на тот момент СРО в сфере кадастровой деятельности при участии Минэкономразвития России было создано Некоммерческое партнерство «Национальное объединение саморегулируемых организаций в сфере кадастровой деятельности», сокращенно НП «Национальная палата кадастровых инженеров». Президентом НП «Национальная палата кадастровых инженеров» является Кислов Виктор Степанович, директором Тихонов Владимир Васильевич.
Сегодня НП «Национальная палата кадастровых инженеров» объединяет 12 из 21 СРО, еще с 5-тью СРО – имеет соглашения о взаимодействии и сотрудничестве.
В законопроекте № 664656-6 о совершенствовании кадастровой деятельности предусматривается регистрация Национальной палаты кадастровых инженеров Росреестром как надзорным органом в сфере саморегулирования кадастровой деятельности. Также планируется наделить Национальную палату правами и обязанностями.
Национальная палата будет иметь право:
1) представлять интересы саморегулируемых организаций кадастровых инженеров в государственных органах, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, а также общественных и иностранных организациях в сфере кадастровой деятельности;
2) формировать предложения по выработке сбалансированной государственной политики в отношении кадастровой деятельности, в том числе по совершенствованию правового и экономического регулирования кадастровой деятельности;
3) осуществлять предварительную экспертизу проектов нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих кадастровую деятельность;
4) осуществлять методическую деятельность в области саморегулирования кадастровой деятельности, подготовку проектов нормативных актов, методических пособий и рекомендаций в сфере кадастровой деятельности, в том числе осуществляет мероприятия, обеспечивающие единообразие качества услуг оказываемых кадастровыми инженерами вне зависимости от места оказания таких услуг;
5) осуществлять защиту прав и законных интересов саморегулируемых организаций кадастровых инженеров и кадастровых инженеров;
6) содействовать страхованию ответственности членов саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, в том числе проводить аккредитацию страховых организаций;
7) осуществлять иную, не противоречащую законодательству Российской Федерации деятельность, соответствующую целям, для достижения которых она создана.
Национальная палата будет обязана:
1) участвовать в работе апелляционных комиссий, контролировать подготовку экспертных заключений саморегулируемыми организациями кадастровых инженеров;
2) осуществлять проектирование, внедрение и эксплуатацию автоматизированной системы, необходимой для проведения квалификационного экзамена на соответствие требованиям к кадастровому инженеру, разрабатывает вопросы для проведения такого экзамена;
3) разрабатывать и утверждать федеральные стандарты кадастровой деятельности, правила профессиональной этики кадастровых инженеров, правила деятельности саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, правила прохождения стажировки в качестве помощника кадастрового инженера, порядок проведения саморегулируемой организацией кадастровых инженеров конкурса по выбору эксперта, правила осуществления саморегулируемой организацией кадастровых инженеров контроля за соблюдением ее членами требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих кадастровую деятельность, федеральных стандартов, стандартов кадастровой деятельности, правил профессиональной этики кадастровых инженеров, в том числе порядок рассмотрения информации, обращений (жалоб) на действия (бездействие) членов саморегулируемой организации кадастровых инженеров, дел о нарушении членами саморегулируемой организации кадастровых инженеров требований Федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих кадастровую деятельность, федеральных стандартов кадастровой деятельности, правил профессиональной этики кадастрового инженера, и порядок наложения мер дисциплинарного воздействия;
4) разрабатывать и утверждать типовые формы договоров на выполнение кадастровых работ в зависимости от вида кадастровых работ, в том числе рекомендации по установлению предельных сроков проведения кадастровых работ для различных видов объектов недвижимости, порядка определения цены договора на выполнение кадастровых работ, типовых норм времени в зависимости от вида кадастровых работ;
5) осуществлять организацию профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадастровых инженеров;
6) проводить анализ деятельности членов Национальной палаты в соответствии с правилами, утвержденными Национальной палатой, в том числе на предмет выявления нарушений требований, установленных для саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, несоблюдения саморегулируемыми организациями установленных для своих членов требований, отсутствия у саморегулируемой организации кадастровых инженеров имущественной ответственности перед потребителями работ (услуг) в сфере кадастровой деятельности, а также не обеспечения саморегулируемой организацией доступа к информации о своей деятельности и деятельности своих членов в соответствии с Федеральным законом и федеральным законом «О саморегулируемых организациях»;
7) представлять в орган надзора информацию об изменении устава Национальной палаты, адреса и места нахождение, адреса официального сайта, состава членов Национальной палаты.
– Прошел первое чтение закон, которым хотят ввести обязательность членства кадастровых инженеров в саморегулируемых организациях с 1 января 2016 года. Стоит ли, на ваш взгляд, делать членство обязательным или надо оставить добровольным? Что даст саморегулирование отрасли и ее специалистам. И почему сам закон вступает в силу только с 1 июля 2016 года?
– О необходимости введения в будущем обязательного саморегулирования кадастровой деятельности в России впервые заговорили в 2004 году. При разработке Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» была написана глава, посвященная обязательному саморегулированию кадастровой деятельности, но в окончательный текст закона она не вошла. При этом Минэкономразвития России неоднократно все эти годы заявляло о том, что кадастровая деятельность входит в десятку, а потом и в пятерку, приоритетных отраслей для введения обязательного саморегулирования.
В раздел V. «Повышение эффективности кадастровой деятельности » Плана мероприятий («дорожная карта») «Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.12.2012 №2236-р был включен пункт 30.4 о введении обязательного членства кадастровых инженеров в СРО в сфере кадастровой деятельности.
Неожиданностью для профессионального кадастрового сообщества положения законопроекта № 664656-6 о введении с 1 января 2016 года обязательности членства кадастровых инженеров в саморегулируемых организациях не стали. Более 50% осуществляющих кадастровую деятельность кадастровых инженеров уже являются членами СРО на добровольной основе. В государственном реестре саморегулируемых организаций содержатся сведения о 21 СРО в сфере кадастровой деятельности, осуществляет свою работу НП «Национальная палата кадастровых инженеров».
Кадастровое сообщество поддержало инициативу Минэкономразвития России по введению обязательного членства. Это отражено в резолюциях Второго и Третьего Всероссийских съездов кадастровых инженеров, проведенных по инициативе НП «Национальная палата кадастровых инженеров», а также в Резолюции «О совершенствовании саморегулирования в сфере кадастровой деятельности в России», принятой по итогам совещания в Росреестре при участии Минэкономразвития России, Росреестра, ФГБУ ФКП «Росреестра», НП «Национальная палата кадастровых инженеров», саморегулируемых и некоммерческих организаций в сфере кадастровой деятельности, АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов», Совета по саморегулированию предпринимательской и профессиональной деятельности ТПП РФ, Совета Российского союза промышленников и предпринимателей по развитию саморегулирования, квалификационных комиссий по аттестации кадастровых инженеров по субъектам РФ, профильных высших учебных заведений, крупных работодателей кадастровых инженеров.
В настоящее время деятельность органов кадастрового учета вызывает многочисленные и обоснованные нарекания со стороны заявителей (юридических и физических лиц), прежде всего, в связи с неясностью процедур при проведении кадастрового учета, что сопровождается наличием значительного количества технологических, временных и материальных издержек заявителей, а также множественностью необоснованных приостановлений и отказов при проведении кадастрового учета, что подтверждается статистикой. Такое положение дел ежегодно увеличивает количество ошибок в публичном реестре (ГКН), а в результате затраты заявителей и расходы государства на совершение учетно-регистрационных действий и поддержание должного уровня функционирования системы постоянно растут.
Совершенно очевидно, что просто необходимо создать условия для активного участия саморегулируемых организаций (СРО) кадастровых инженеров в исправлении реестровых ошибок, основанием которых стали ошибки в документах кадастровой деятельности. Реализация данной инициативы позволит существенно сократить расходы государства на судебные процедуры. Выходом из сложившейся ситуации может и должно стать введение внесудебного порядка отмены необоснованных решений органа кадастрового учета апелляционными комиссиями, созданными при Росреестре. Указанная внесудебная процедура может быть внедрена только при условии проведения независимой экспертизы, организацией которой должны заняться СРО в сфере кадастровой деятельности, членство в которых для лиц, осуществляющих такую деятельность, должно стать обязательным в силу следующим причин:
– эффективно используя институт саморегулирования необходимо создать условия для проведения действенного государственного контроля кадастровой деятельности (в настоящее время такой контроль сведен к минимуму формальной проверки сведений и персональных данных лиц, имеющих аттестат кадастрового инженера), в том числе в области ценообразования при проведении кадастровых работ (расходы на оплату таких работ составляют большую часть всех расходов заявителей на совершение учетно-регистрационных действий);
– следует возложить на СРО контроль за профессиональной деятельностью своих членов, а на государство контроль за СРО в этой сфере регулирования (например, не допускать ситуации, когда лицо, исключенное из СРО за несоблюдение требований закона, стандартов профессиональной деятельности и т.д. будет иметь право стать членом другого СРО и сохранить аттестат кадастрового инженера, что при необязательном членстве трудно поддается контролю);
– следует исключить случаи, когда создание СРО будет обусловлено лишь правом для его членов проводить в рамках СРО независимые экспертизы для необоснованного и незаконного пересмотра решения органа учета;
– необходимо возложить на СРО обязанность формирования дополнительных имущественных гарантий при осуществлении кадастровой деятельности его членами через механизмы субсидиарной и (или) солидарной ответственности, что позволит обеспечить реальную ответственность за действия или бездействие всех лиц, участвующих в системе регистрации и учета, приведшие к возникновению убытков у граждан и юридических лиц;
– законодателю следует определить содержание и место кадастровой деятельности как деятельности публичной (в интересах неограниченного круга лиц), хотя и осуществляемой на основании гражданско-правового договора;
– введение внесудебного порядка отмены необоснованных решений по приостановлениям и отказам в совершении кадастрового учета объектов недвижимости и обязательности членства в СРО необходимы для снижения расходов государственных средств для скорейшего формировании полного и достоверного реестра прав и объектов, являющегося основой системы налогообложения недвижимости.
Положения законопроекта № 664656-6 о совершенствовании кадастровой деятельности вступят в силу в разное время. Часть положений «привязана» к «Единому закону» о регистрации прав на недвижимое имущество, который должен вступить в силу 1 января 2017 года, другая часть положений предусматривает переходные периоды для уже аттестованных кадастровых инженеров, для созданных до вступления этого закона СРО и др.
Шуняева Диана
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru