Михаил Мень: о будущем саморегулирования, слиянии нацобъединений и двух компфондах
Накануне в рамках XI Съезда строительных СРО на вопросы журналистов о саморегулировании и итогах НОСТРОЙ под руководством президента Николая Кутьина ответил Министр строительства и ЖКХ России Михаил Мень. В частности, он еще раз рассказал о том, каким образом будет происходить реформирование саморегулирования. Напомним, в недавнем интервью он сообщил о трехэтапном совершенствовании института. Первым этапом стало наделение нацобъединений правом исключать из реестра недобросовестные СРО. Также глава министерства прокомментировал собственные слова об отмене саморегулирования.
- Мы пугаем иногда, что если так будет дальше продолжаться, то мы можем вернуться к лицензированию. Но если говорить серьезно, то нам бы очень не хотелось отказываться от саморегулирования. Оставшимися двумя этапами мы хотим вывести его на адекватную работу и, как было сказано у Николая Георгиевича Кутьина в выступлении, добиться изменения имиджа саморегулирования в положительную сторону. Надеемся, что с новым руководством, если все произойдет как запланировано, а я напомню, что ему оказана не только наша поддержка со стороны министерства и со стороны правительства, но и всех окружных конференций, нам это удастся. Он человек молодой, активный, и крупный застройщик. И он воистину заинтересован в изменении ситуации. Будем надеяться, что нам удастся наладить ситуацию и провести два остальных этапа.
- Одной из самых острых проблем саморегулирования неоднократно назвалась торговля допусками. Насколько остро сейчас стоит этот вопрос?
- Эта тема по-прежнему остается самой негативной в части репутации саморегулирования и СРО. Третий этап как раз подразумевает некое ее изменение. Пока рано говорить о какой-то конкретике, идут большие дискуссии. Мы работаем (над этой темой) с нацобъединениями, со всем сообществом, с общественными организациями. Но идея в том, чтобы обязательность членства в СРО была только для представителей тех компаний, которые являются генподрядчиками: неважно государственными или негосударственными. Также у нас есть целый ряд идей по второму компенсационному фонду именно для генподрядчиков. Я не хочу сейчас озвучивать все - все меняется. Хотелось бы озвучить конкретные решения, когда законопроект будет со всеми согласован и будет готовиться к внесению в Парламент. Мы надеемся, что с помощью третьего этапа изменений нам удастся избавиться от «коммерческих» СРО, за которые часто критикуется саморегулирование в стройке, торговли допусками и так далее.
- Как вы сказали в своем выступлении на Съезде, средства компфондов планируется переместить в системообразующие банки. Встает вопрос об их дальнейшем использовании. Они по-прежнему будут неприкосновенны в или есть иной вариант?
- Сначала надо понять сколько этих средств. Может там и вовсе не о чем речь вести (смеется). Но я все же надеюсь, что в нем что-то осталось. Напомню, что всего порядка 70 млн компенсационных выплат произошло. Мы будем двигаться в ту сторону, чтобы неприкасаемость их осталась, была безусловной. Но чтобы в то же время они были более востребованы в компенсациях. Не буду все раскрывать, но речь идет как раз о тех двух компфондах, которые планируется создать. Они и будут играть определенную роль. Это отдельный разговор, с решением мы затягивать не будем. Но в такой ситуации, когда такая масса средств заморожена, а выплаты столь малы - это тоже невозможно больше допускать.
- Прорабатывался ли вопрос об укрупнении и регионализации СРО?
- Возможность территориальной привязки обсуждалась, но пока решений никаких не принято. И, скорее всего, такое решение не будет принято.
- Планируется ли объединение НОСТРОЙ и НОПРИЗ?
- Пока мы не видим такой необходимости. У нас уже произошло объединение НОП и НОИЗ - был создан НОПРИЗ. Планируется формирование Координационного совета - структуры, состоящей из руководства НОСТРОЙ и НОПРИЗ, представителей нашего Министерства и Общественного совета, которые будут решать общие стратегические проблемы. В будущем можно будет вернуться к этому вопросу, но сегодня мы будем работать через Координационный совет.
- Замена президента НОСТРОЙ через 2 года - это результат слабой работы с «коммерческими» СРО или есть какие-то другие причины?
- Нет. Это было личное решение Николая Георгиевича. Он видит для себя другое развитие событий. Можно сказать, что в чем-то мы были удовлетворены работой этой команды, в чем-то есть вопросы. Но это всегда так. У любой команды есть и плюсы и минусы.
Шуняева Диана
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru