1. Главная
  2. Интервью
  3. Руководитель Северо-Западного отделения Арбитражного центра при РСПП Марина Горлачева о взаимодействии третейских судов с СРО
Интервью

239

Руководитель Северо-Западного отделения Арбитражного центра при РСПП Марина Горлачева о взаимодействии третейских судов с СРО

 Руководитель Северо-Западного отделения Арбитражного центра при РСПП Марина Горлачева о взаимодействии третейских судов с СРО С 1 сентября 2016 года СРО больше не могут самостоятельно формировать третейские суды для разрешения внутренних споров (споров СРО со своими членами, споров между членами одной СРО, а также между членами СРО и иными лицами). Произошло это в связи с внесением правок, исключивших соответствующую норму из рамочного закона "О саморегулируемых организациях".

О причинах и последствиях изменений в законодательстве, а также о сложившейся спустя 5 лет практике взаимодействия третейских судов с СРО нашему порталу рассказала руководитель Северо-Западного отделения Арбитражного центра при РСПП Марина Горлачева.

- Расскажите о том, почему была упразднена норма, позволявшая СРО создавать третейские суды?

- Причиной соответствующих изменений в законодательстве, которые и привели к утрате прав СРО создавать свои третейские суды, стала реформа системы третейских судов. Ее проведение во многом было вызвано злоупотреблениями при создании третейских судов в чьих-либо интересах. Это и явилось предпосылкой к реформированию системы создания и существования третейских судов, число которых к началу реформы исчислялось тысячами. Существовавший до реформы весьма простой порядок их создания и законность принимаемых третейскими судами решений стал удобным механизмом для легализации сомнительных схем.

Ключевым этапом состоявшейся реформы третейских судов стало вступление в силу Федерального закона №382-ФЗ от 29.12.2015 «Об арбитраже (третейском разбирательстве)» в Российской Федерации», который кардинально изменил порядок организации третейских судов.

Ее результатом стал переход от простого уведомительного порядка создания третейского суда к формированию системы постоянно действующих арбитражных учреждений, действующих при некоммерческих организациях и получивших право на администрирование (ведение) арбитража (третейского разбирательства) на основании распоряжения Правительства РФ.

Соответственно, в ключе реформы, в том числе, и была упразднена возможность СРО формировать свои третейские суды, т.е. для СРО была ликвидирована практика создания «корпоративных» третейских судов. После проведения реформы любой спор с участием СРО может быть предметом третейского разбирательства только в постоянно действующих арбитражных учреждениях. Именно это является гарантией законной силы решения третейского суда, которое признается государственным судом.

- Описанная вами практика, существовавшая до реформирования всей системы третейского разбирательства, была универсальной, то есть проблемы с легитимностью решений были характерны и для третейских судов, организованных в том числе и при СРО?

- Безусловно, сложившаяся тогда практика была характерной и для третейских судов, созданных СРО, поэтому параллельно реформе третейских судов было упразднено положение пункта 3 части 1 статьи 6 закона "О саморегулируемых организациях", предусматривавшее создание третейских судов при СРО. После вступления в силу Федерального закона от 29.12.2015 N 382-ФЗ"Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации" соответственно такой механизм прекратил свое существование.

Вместе с тем, существующая редакция Закона о СРО сохранила норму существования третейского суда при СРО, в частности, при определении компетенции постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации в статье 17. Такая непоследовательность в юридической технике может порождать заблуждения относительно возможности существования третейских судов при СРО как постоянно действующих арбитражных учреждений в настоящее время.

- Вы считаете, что саморегулируемым организациям нужен механизм третейского разбирательства?

- Конечно, этот механизм является универсальным средством, которое обеспечивает удовлетворение интересов участников СРО, особенно в строительной сфере. Существующий сейчас порядок создания третейских судов гарантирует присутствие в сфере третейского разбирательства лишь тех арбитражей, которые прошли тщательную проверку, в том числе Минюста.

Так, в 2018 году одним из первых право на осуществление арбитража получил Арбитражный центр, созданный при Российском союзе промышленников и предпринимателей. В настоящее время его отделения действуют во многих регионах страны, что способствует повышению доступности арбитража для предпринимателей. Соответствующее его отделение открыто и в городе Санкт-Петербурге. Также следует отметить, что повышенным гарантом качества решений третейского суда, созданного при Арбитражном центре при РСПП, является наличие специальной отраслевой коллегии - Коллегии по спорам в сфере строительства, которая включает опытных практикующих юристов, знакомых со строительной спецификой. Они глубже знают законодательство в области строительства, имеют соответствующую практику и специализацию. В связи с увеличением количества споров, возникающих из договоров строительного подряда, идея третейского разбирательства все чаще находит свое применение.

- Проведенная реформа, помимо изменения организационных вопросов создания третейских судов, внесла качественные перемены в арбитраж?

- Сегодня уже сложно представить, чтобы в третейском суде рассматривался спор с нарушением законодательства, так как и состав арбитров, и требования к их квалификации, и непосредственно регламент третейского суда являются гарантиями вынесения законных и обоснованных решений. Кроме того, безусловным преимуществом третейского разбирательства является его максимальная направленность на завершение спора посредством примирительных процедур, сохранение партнерских отношений между сторонами.

- Имеется ли посыл со стороны СРО к возврату существовавшего механизма создания третейских судов?

- Не думаю и не вижу необходимости, так как такой механизм не прошел проверку с точки зрения законности их деятельности. Арбитраж сегодня – это очень сложная и довольно затратная система. Зачем тратить силы и средства на создание новых арбитражей, если существующие уже успешно работают.

- То есть, если исключить негативные аспекты, существовавшие до реформирования института третейских судов, сам механизм третейского урегулирования работает?

- Конечно. Безусловными преимуществами такого способа урегулирования споров являются конфиденциальность рассмотрения дела, компетентность арбитров, комфортный график судебных заседаний и примирение сторон. Эти аспекты имеют значение, например, в свете учета репутационных рисков сторон арбитража, позволяют самостоятельно определять арбитров, так как сведения об арбитрах доступны, а также участвовать в формировании графика рассмотрения с учетом собственного комфорта и ряд других.

- Как налажено взаимодействие Северо-Западного отделения Арбитражного центра при РСПП с СРО?

- Такая практика существует. В частности, ряд СРО включили соответствующие арбитражные оговорки в свои учредительные документы с указанием на администрирование арбитража Северо-Западным отделением, тем самым перейдя в плоскость урегулирования споров третейским судом между членами СРО. Такой механизм уже показал свою жизнеспособность и обеспечил интересы СРО в случаях, когда такие споры имели место. Кроме того, в ряде случаев СРО урегулировали процедуру третейского разбирательства с точки зрения собственного удобства, в частности, включили в свои уставы условия о рассмотрении спора только по документам, без вызова сторон и т.п., то есть «настроили» в разрешенных пределах саму процедуру третейского разбирательства с учетом своих интересов.

- Кто сегодня может инициировать создание третейских судов?

- Постоянно действующее арбитражное учреждение может быть создано только при некоммерческой организации, получившей это право на основании распоряжения Правительства. Одной из немногих таких организаций как раз и является наш Арбитражный центр при РСПП.

Мне кажется, что в современных условиях СРО следует внимательнее присмотреться к учреждениям негосударственного арбитража, в частности, к Арбитражному центру при РСПП, примерить на себя процедуру третейского разбирательства, включив в свои документы арбитражные оговорки, и, конечно, оценить ее преимущества. Третейский суд, созданный в первую очередь как суд для предпринимателей, максимально учитывает интересы каждой из сторон, что в конечном итоге становится немаловажным фактором как для снижения «градуса» спора, так и для качества решения.

Элеонора Ширинова

совместно с пресс-службой Северо-Западного отделения Арбитражного центра при РСПП

Специально для Информационного портала «Все о саморегулировании» (Все о СРО)

www.all-sro.ru

Статьи

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных
12.01.2023

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных

Национальная финансовая организация (НФА) направила в Центробанк результаты опроса по Концепции внедрения открытых API на финансовом рынке. Отмечается, что респонденты высказали свое мнение реализации моделей «Открытый банкинг», «Открытые финансы», «Открытые данные». Также участники опроса прокомментировали плюсы и минусы этих моделей. Подробнее о моделях открытых данных в этом материале.
СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика
02.12.2022

СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика

24 ноября СРО "МиР" совместно с Центробанком провела вебинар, посвященный анализу отчета бюро кредитных историй (БКИ), который составляется для расчета показателей долговой нагрузки (ПДН). Соответствующая информация появилась на сайте саморегулятора.

Все статьи

Мероприятия

НКК НОСТРОЙ и Комитет НОСТРОЙ по страхованию обсудят общие темы
03.05.2024

НКК НОСТРОЙ и Комитет НОСТРОЙ по страхованию обсудят общие темы

6 мая НОСТРОЙ проведет совместное заседание Научно-консультативной комиссии и Комитета по страхованию, охране труда и финансовым инструментам стройрынка. Информация появилась на сайте Нацобъединения.
Комитет по страхованию НОСТРОЙ готовится к совещанию
02.05.2024

Комитет по страхованию НОСТРОЙ готовится к совещанию

2 мая состоится Заседание Комитета по страхованию, охране труда и финансовым инструментам строительного рынка НОСТРОЙ. Обсудят имущественную ответственность СРО за вред, причиненный их членами собственникам объектов капитального строительства. Анонс и повестка мероприятия размещены на сайте Нацобъединения.
Все мероприятия

Видео

Прямой эфир с конференции Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство
28.09.2018

Прямой эфир с конференции Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство

На ежегодной конференции организованной Саморегулируемой организацией Ассоциацией Балтийский строительный комплекс, поднимаются приемущественно вопросы затрагивающие основные проблемы связанные с институтом саморегулирования в строительной сфере.

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход
26.06.2017

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход

С 01 июля 2017 года, вступает в силу нормативный акт, регулирующий контрольную деятельность СРО, в соответствии с которым вводиться риск-ориентированный подход при контрольной деятельности членов СРО. Проверки СРО в строительной сфере, компаний и ИП осуществляющих деятельность на особо опасных, уникальных и технически сложных объектах теперь будут осуществляться и зависеть от значений показателей рисков, в соответствии с методикой

Все видео

Интервью

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"
27.10.2022

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"

Президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала нашему порталу о том, как индустрия ставок переживает 2022 год. По ее словам, букмекерство привыкло работать в стрессовых условиях. Так, пандемия и приостановленные из-за нее спортивные соревнования не смогли значительно навредить букмекерам и рынок покинули считанные единицы лицензиатов. Сейчас перед бизнесом стоят новые вызовы, но и с ними отечественные букмекеры смогут справиться, уверена глава отраслевой саморегулируемой организации.

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров
08.08.2022

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров

Наш постоянный эксперт - президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала о том, чем сегодня живет рынок букмекеров, как переживает реформу отраслевой саморегулятор.

Все интервью

Опрос

с 10.07.2023 по

Как вам новый дизайн портала?

0%

Стало лучше

0%

Стало хуже

0%

Мне всё равно

Вопрос-ответ

Вопрос:

СРО в Забайкальском крае: В г. Чите действует СРО Некоммерческое партнерство «Управляющих организаций ЖКХ «Забайкалье» (СРО НП «УО ЖКХ «Забайкалье»). Данной организации я не нашла в реестре саморегулируемых организаций РФ, размещенного на вашем сайте, означает ли это то, что данная СРО осуществляет свою деятельность не законно?

Ответ:

СРО НП «УО ЖКХ «Забайкалье» зарегистрировано в государственном реестре добровольных СРО за номером 0021 от 28.12.2009. Реестр СРО в сфере ЖКХ (добровольных СРО), ведёт Росреестр, на нашем сайте информация о добровольных СРО размещена в Реестре добровольных СРО. Мы в реестре СРО публикуем подробную информацию о саморегулируемых организаций.

Вопрос:

Якутская компания, состоит в хабаровском СРО проектировщиков, в связи с отсутствием работ, хотим выйти из членов СРО. Что требуется для выхода из СРО?

Ответ:

Согласно ст. 55.7. ГрК РФ, членство в саморегулируемой организации прекращается в случае: 1) добровольного выхода члена саморегулируемой организации из саморегулируемой организации; 2) исключения из членов саморегулируемой организации по решению саморегулируемой организации.
В вашем случае достаточно заявления члена саморегулируемой организации о добровольном прекращении его членства в этой организации. Членство в саморегулируемой организации прекращается со дня поступления в саморегулируемую организацию заявления члена саморегулируемой организации о добровольном прекращении его членства в этой организации.
Вернуть старый дизайн