Оформление допуска СРО на особо опасные работы
Вступление в СРО для получения допуска на особые (уникальные, технически сложные и некоторые опасные) объекты
Все строительные объекты можно условно разделить на две категории: обычные, к процессу строительства которых не предъявляется никаких повышенных требований, и особо опасные, технически сложные и уникальные объекты. Перечень таких объектов содержится в Статье 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации. В ней также можно найти размеры объектов капитального строительства, которые принято считать уникальными.
Стоит отметить, что к категории особо опасных и технически сложных также относятся и некоторые опасные производственные объекты, которые подлежат регистрации в соответствующем государственном реестре.
Все виды работ, на которые необходимо получать свидетельство о допуске саморегулируемой организации, содержатся в утвержденном Министерством регионального развития перечне (Приказ № 624). Часть из них помечены звездочкой или, по-другому, астериском. Этот типографский знак свидетельствует о том, что данные работы должны выполняться с допуском СРО только на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах (соответственно, если объект простой – допуск СРО не требуется). Визуально обычный допуск и допуск на особые работы, помимо упомянутых в них видов деятельности, друг от друга ничем не отличаются.
Обращаем ваше внимание, что с допуском на особые виды деятельности работать можно и на обычной стройке и проектах, выполнять для них инженерные изыскания. А вот наоборот – категорически нельзя. Если выполнять работы на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах без специального разрешения СРО, эта деятельность будет признана незаконной. Санкции за проступок описаны в статье 171 Уголовного кодекса РФ.
Также отсутствие «особого» допуска при работе на соответствующих объектах ведет к повышению рисков производственного процесса, отсутствию юридических гарантий в страховом покрытии ущерба, штрафам и даже ликвидации компании.
Советуем учесть, что изыскательским организациям необходимо получать «особый» допуск СРО только на один вид работ. Это работы, которые входят в состав инженерно-экологических изысканий, – «Изучение растительности, животного мира, санитарно-эпидемиологические и медико-биологические исследования территории» (пункт 4.5.).
Так как работы на особых объектах сопряжены с большим количеством потенциальных опасностей, то и требования законодательства РФ к получению соответствующего допуска выше стандартных. Они определены Постановлением Правительства РФ от 24 марта 2011 г. № 207. Среди требований, в частности, обязательное наличие в штате большого количества специалистов высшего звена с соответствующим профессиональным образованием и стажем работы.
В числе прочих условий – наличие протоколов аттестации по промышленной безопасности ФСЭТиАН (Ростехнадзор), промышленного оборудования и прочего имущества, а также сертификата менеджмента качества ИСО 9001 (ISO 9001) или аналога – ГОСТ Р ИСО 9001 последней актуальной версии (2015 года). Чаще всего компании получают сертификат в аккредитованных на это организациях. В редких случаях система менеджмента качества разработана самим предприятием. Обязательное требование к сертификату ИСО – виды работ, указанные в бланке, должны совпадать с видами работ в допуске СРО на особые объекты.
Естественно, повышенные требования отсекли часть участников от выполнения сложных работ. Небольшие фирмы просто не в состоянии содержать значительный штат высокопрофессиональных сотрудников. Вместе с тем, жесткая регламентация позволяет не допускать на рынок неквалифицированных игроков.
Допуск СРО на атомку
Самые серьезные требования к объектам из числа опасных предъявляются для участников строительства в атомной сфере. И это понятно, ведь если работы будут выполнены некачественно, суммы выплат по компенсациям нанесенного ущерба могут достичь невероятных размеров. Не говоря уже о том, каким чудовищным может быть ущерб от таких работ.
По этим причинам «атомное» свидетельство о допуске получить сложнее всего. Фирма-претендент проходит строжайшую проверку, которая включает в себя многие требования, самым важным из них можно назвать наличие соответствующей атомной лицензии. Без нее получение допуска СРО на атомные виды работ невозможно.
Процесс получения атомной лицензии – отдельная и тоже непростая история. Процедура занимает как минимум пару месяцев. Лицензию для работы на объектах атомной энергии, предназначенных для оборонных целей, необходимо получать в Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»; выдачей лицензий для объектов атомной энергии, которая используется в мирных целях (промышленность, энергетика), заведует Ростехнадзор.
Стоит также иметь ввиду, что для получения допуска СРО, который позволит работать на объектах использования атомной энергии, к кандидату могут быть предъявлены повышенные требования, касающиеся размеров вступительного взноса, регулярного членского взноса, а также минимальной страховой суммы, которая должна быть зафиксирована в полисе страхования гражданской ответственности за причинение вреда вследствие недостатков работ.
Не смотря на все сложности, на территории Российской Федерации располагается немало предприятий, связанных с добычей, использованием и хранением радиоактивных материалов, ядерных энергетических установок, прочих объектов. Информацию об объектах использования атомной энергии можно почерпнуть в статье 3 Федерального закона от 21.11.1995 № 170-ФЗ. Заметим, что медицинские учреждения, работающие с оборудованием, в котором содержатся радиоактивные вещества или генерируется ионизирующее излучение, относятся к объектам использования атомной энергии. Но для того, чтобы осуществлять строительные, проектные, изыскательские работы для таких объектов, достаточно иметь соответствующее свидетельство о допуске саморегулируемой организации. Лицензию Ростехнадзора в этом случае получать не требуется.
Выбор СРО для получения допуска на особые объекты
Допуск СРО или точнее свидетельство о допуске СРО выдают некоммерческие партнерства (ассоциации, союзы), которые получили статус саморегулируемой организации.
Соответственно, для его получения необходимо с пакетом подтверждающих соответствие требованиям документов обратиться в одну из СРО соответствующего вида деятельности (СРО в строительстве, СРО в проектировании или СРО в области предпроектных изысканий). Можно попробовать оформить свидетельство о допуске самостоятельно, однако такой шаг таит в себе несколько потенциальных опасностей. Если недостаточно подробно изучить предложение и репутацию саморегулируемой организации, можно лишиться возможности работать и зарабатывать. Это произойдет, если выбранная СРО в результате своей неправомерной деятельности будет исключена из соответствующего государственного реестра (и таких случаев с каждым годом становится все больше).
Есть у недобросовестных СРО и немало уловок, которые также могут обернуться отзывом допуска. Далеко не все это осознают, отдавая деньги, предназначенные для перечисления в компенсационный фонд, в руки мошенников. На сегодняшний день нет ни одного прецедента, чтобы после отзыва статуса у СРО весь компфонд был перечислен другой саморегулируемой организации и члены партнерства вернули бы себе возможность работать не уплачивая взнос повторно.
Обязательно стоит принимать в расчет, что не каждая СРО имеет право выдавать свидетельства о допуске на особые объекты. Поэтому, перед тем, как подать документы на вступление, необходимо изучить перечень работ, на которые эта СРО уполномочена предоставлять допуск. Списки можно найти на специальном сайте Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Государственный реестр СРО стройкомплекса), на котором размещаются основные данные о каждой существующей СРО строительной сферы. В противном случае вам придется получать допуск на особые объекты в другой саморегулируемой организации, на сей раз которая обладает соответствующими возможностями, а это еще одна полноценная сложная процедура. Другое дело, если вы уже состоите в СРО, наделенной правом выдавать допуск на технически сложные, уникальные и иные особые объекты. В этом случае вы можете расширить указанный в вашем свидетельстве о допуске перечень выполняемых работ, предварительно доказав соответствие необходимым требованиям.
Верный выбор саморегулируемой организации возможен после тщательного изучения ее подноготной, в том числе, материалов СМИ. Вернее и проще, конечно же, обратиться к консультантам, которые уже обладают нужной вам информацией. Здесь тоже стоит с разумной настороженностью выбирать специалистов. Под личиной независимых экспертов могут скрываться обычные агитаторы, работающие на конкретную СРО на платной основе. И в данном случае могут пригодиться СМИ или коллеги, которые посоветуют хороших специалистов.
Опытные консультанты к тому же могут посоветовать СРО, которая лучше всего подходит конкретной компании по ее уникальным параметрам; проверить или дооформить необходимые документы; подсказать где найти недостающих до полного соответствия требованиям специалистов.
Взносы и стоимость сопровождающих вступление в СРО услуг:
Строительный допуск СРО на особо опасные работы:
- взнос в компенсационный фонд возмещения вреда — от 100 000 до 5 000 000 руб. (зависит от размера генподряда)*.
- членский взнос (ежемесячный взнос) — от 5 000 руб.;
- страховка (ежегодный взнос) — от 5 000 руб. (зависит от размера генподряда);
- консалтинговые и юридические услуги по подготовке дела для оформления допуска СРО на особо опасные работы — от 15 000 руб.
Проектный и изыскательский допуск СРО на особо опасные работы:
- взнос в компенсационный фонд возмещения вреда — от 50 000 до 1 000 000 руб. (зависит от размера генпроекта)*.
- вступительный взнос — от 5 000 руб.;
- членский взнос (ежемесячный взнос) — от 5 000 руб.;
- страховка (ежегодный взнос) — от 3 500 до 4 500 руб. (зависит от размера генпроекта и вида СРО);
- консалтинговые и юридические услуги по подготовке дела для оформления допуска СРО на особо опасные работы — от 15 000 руб.
Дополнительные услуги, при оформлении допуска СРО на особо опасные работы (при необходимости):
- сертификат ИСО — от 15 000 руб. (при ежегодном продлении — 30% от первоначальной стоимости);
- повышения квалификации специалистов — от 3 500 руб. (на одного специалиста);
- аттестация НОСТРОЙ — от 3 000 руб. (на одного специалиста);
- аттестация Ростехнадзора — от 15 000 руб. (на одного специалиста).
* в отдельных СРО практиковалась оплата взноса в компенсационный фонд в кредит под 18 — 40 % годовых (через кредитную организацию, кредитный кооператив или микрофинансовую организацию) или предоставлялась беспроцентная рассрочка, что нарушало действующее законодательство, однако в связи с принятием ФЗ-372 и уменьшением минимальных размеров взносов в компфонд, а так же прямым запретом на перечисление взноса в КФ от третьих лиц, на сегодняшний день вступление в СРО в рассрочку, а точнее в кредит возможно только при соблюдении требований - подробнее: Вступление в СРО в кредит.
Основные сложности при выборе вида допуска СРО
Как рассказывают специалисты, многие представители стройкомплекса неверно относят будущие объекты к категории особо опасных, технически сложных и уникальных. К примеру, любой режимный объект автоматически причисляется к сложным сооружениям. Однако это является ошибкой. Даже если на какой-нибудь секретный завод Минобороны и нельзя пройти без специального пропуска, все расположенные на его территории объекты не обязательно являются сложными, опасными или уникальными.
Не все также берут в расчет, чем может обернуться получение допуска СРО на «особенные» работы. Обладатели таких свидетельств подвержены ежегодным проверкам соответствия всем повышенным требованиям, установленным законами. Поэтому если нет перспективы работать на стройке метрополитена, объектах космической инфраструктуры, в морских портах (помимо сооружений, предназначенных для стоянок и обслуживания маломерных, спортивных парусных и прогулочных судов) и прочих сложных или уникальных объектах, – эксперты советуют получать «обычный» допуск СРО.
Есть и иные причины, по которым независимо от шансов на выполнение «сложных» работ компаниям приходится получать особый допуск. Ими являются предпочтение заказчика или его неквалифицированность. В первом случае заказчик руководствуется желанием нанять исполнителей с высокой квалификацией. Во втором – демонстрирует нежелание разбираться в требованиях законодательства.