Басин рассказал, что предшествовало ликвидидации «Корпорации Инжтрансстрой»
Частая смена руководства компаний-заказчиков строительных работ, снижение стоимости объектов, когда те уже были построены, и отсутствие компенсации, покрывающей разницу между заявленной и увеличившейся конечной стоимостью товаров и услуг – это те причины, по которым один из главных подрядчиков российских объектов федерального значения – «Корпорация Инжтрансстрой» – был вынужден заявить о ликвидации. Об этом рассказал основатель, владелец и генеральный директор компании Ефим Басин, также занимающий должность президента Национального объединения строительных саморегулируемых организаций.
«Откровенный разговор», как его окрестили в корпорации, Ефим Басин провел 18 марта в офисе НОСТРОЙ. И откровений действительно было много. В ходе пресс-конференции Басин рассказал о нюансах возведения олимпийских объектов и его последствиях для строительных компаний, при этом намекнув, что «Инжтранстрой» – лишь первая фирма, которая после участия в сочинской стройке объявила себя банкротом.
«Корпорация Инжтранстрой», входящая в НП «Саморегулируемая организация «Межрегиональное объединение строителей», зародилась в 2007 году. Уже через год компания Басина стала занимать на рынке важные позиции. В течение последних 5 лет – и вовсе была одним из лидеров России и СНГ. В свои лучшие времена объем работ «Инжтранстроя» доходил до 60 млрд в год. Однако в 2011 году он сократился более чем 2 раза – до 27,5 млрд руб. А в прошлом году – компания и вовсе ушла на 3 млрд в минус.
«Мы приняли активное участие в строительстве объектов Олимпиады, выиграли тендеры на 14 объектов на сумму более 60 млрд рублей. С гордостью я хочу заметить, что эти объекты были введены в эксплуатацию в сроки, необходимые для проведения и тестовых соревнований, и проведения соревнований на основной Олимпиаде. Пока не одного замечания и во время проведения олимпиады, и паралимпиады мы не услышали.
Но к сожалению, выстраивая эти объекты, мы оказались в трудных условиях, тяжелейшей ситуации, которая сегодня притормозила наше движение. С чем это связано. Во-первых, нам приходилось заключать контракты с заказчиками, будь то «Олимпстрой», будь то представители Краснодарского края, не имея [на руках] документации, не представляя четкой стоимости объекта, но имея задание, имея сроки, имея над собой как дамоклов меч приближающуюся Олимпиаду, сроки которой отодвинуть, естественно, было нельзя. Приходилось идти на какие-то компромиссы, заключая договоры, рассчитывая на порядочность заказчиков, на взаимную ответственность.
Так получилось, что люди менялись. За годы подготовки к Олимпиаде в «Олимпстрое» сменилось 4 президента и 40 вице-президентов. Вы можете себе представить, какая смена кадров имела место! Приходили новые люди, они начинали все с начала, забывая о том, что уже было сделано. В результате многие договоры, многие допсоглашения, которые были заключены, с определением расценок, и так далее, потом отвергались. При этом зачастую снижалась стоимость работ, уже после их выполнения», – поделился своим опытом Басин.
При этом гендиректор напомнил, что скоро строителям предстоит возведение объектов не меньшего, чем олимпийская стройка размаха и значения. В частности, он привел в пример строительство объектов для чемпионата мира по футболу, программу модернизации Транссиба, БАМа, строительство высокоскоростных магистралей. Учитывая свой негативный опыт, этим объектам Басин предрекает срыв сроков сдачи. По его мнению, это будет связано с запоздалым предоставлением необходимой документации.
«Документация у нас всегда отстает. Она всегда рождается в процессе строительства. Государственная экспертиза, которая необходима в таких случаях, тоже всегда отстает. И проводится уже чуть ли не к моменту сдачи объекта в эксплуатацию. Это вносит элементы неопределенности, которые влияют, прежде всего, на судьбы подрядчиков. К сожалению, мы не сумели добиться внедрения условий четкого подписания договоров [на строительство своих объектов]», – отметил он.
Еще одна причина, по которой «Корпорация Инжтрансстрой» прекращает свое существование – это условия, которые диктовались строительным рынком Краснодарского края. По словам основателя компании, в период сочинской стройки местные строительные материалы оказались в руках локальных монополистов, которые устанавливали цену на продукцию в обстановке повышенного спроса.
«Приведу в пример ситуацию с цементом. Когда мы начинали строить Олимпийские объекты, примерно в 2010 году, цемент с крупнейшего Российского цементного завода – Новороссийского – стоил 2800 рублей за тонну. Когда мы завершали объекты к Олимпиаде, его цена достигла уже 5000 рублей за тонну. То есть увеличилась практически в 2 раза. То же самое можно сказать и о бетоне, и о растворе, который тоже практически в 1,5-2 раза вырос в цене», – продолжил свой рассказ Басин.
Со времени начала олимпийской стройки, отмечает гендиректор корпорации, также в 2-3 раза выросла и стоимость проживания и питания рабочих.
«Но это естественно – это рынок. К сожалению, все эти затраты не были компенсированы заказчиком, так как не было соответствующих договоров», – поделился с присутствующими инициатор встречи.
Однако несмотря на то, что «Корпорация Инжтранстстрой» прекращает свое существование, действующий президент Национального объединения строительных СРО, по всей видимости, не жалеет об участи своей компании в строительстве Олимпийских объектов.
«Несмотря на трудности, мы обеспечили ввод в эксплуатацию всех своих объектов вовремя. Я считал своим долгом обеспечить ввод объектов, не сорвать Олимпиаду и не подвести Россию. Цена не соответствовала себестоимости, заказчики снижали расценки, не решались вопросы с освобождением территорий, но мы не разрывали контракты, а брали кредиты и строили. Я горжусь построенными нами объектами», – сказал он на встрече.
Заявление о ликвидации «Корпорация Инжтранстстрой» подала в налоговую инспекцию 13 марта. На сегодняшний день, по оценке Басина, заказчики должны «Инжтрансстрою» примерно 3,5-4 млрд рублей. Некоторую сумму ему вернут получившие аванс поставщики. По словам гендиректора, активов компании хватит, чтобы рассчитаться со всеми кредиторами. Однако часть этих денег строительной фирме, скорее всего, придется возвращать через суд. То есть, как подчеркнул Ефим Басин, по всем долгам она рассчитается в том случае, «если мы сумеем доказать нашу правоту».
Диана Шуняева
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru