Эксперты раскритиковали законопроект Минюста о третейских судах
Эксперты дали критическую оценку законопроекту о третейском судопроизводстве, подготовленному специалистами Министерства юстиции РФ. Общественные слушания были организованы Некоммерческим партнерством «Содействие развитию корпоративного законодательства». В них приняли участие представители Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), «Газпрома», НАУФОР, адвокатских объединений и других некоммерческих партнерств.
Организаторы мероприятия планируют обобщить все замечания и направить их в Минюст в рамках продолжающегося общественного обсуждения законопроекта, которое завершается 3 марта.
Напомним, существующие проблемы «карманных», а порой и криминальных третейских судов, отсутствие четких и понятных правил, касающихся конфликта интересов и его преодоления подтолкнули Минюст подготовить и вынести на общественное обсуждение законопроект «О третейских судах и арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации», а также пакет поправок в действующие законы и кодексы, которые потребуется внести, если законопроект станет законом.
Ранее Правительство России сообщало, что, выполняя поручение Президента РФ, подготовило комплекс мер по реформированию и развитию третейского судопроизводства, направленных на повышение привлекательности третейской формы разрешения споров, сокращение количества третейских институтов с одновременным повышением качества их работы, устранение «карманных» судов, противодействие преступным схемам с использованием третейских судов, обеспечение конкурентоспособности российских третейских институтов, что позволит в том числе бороться с существующей «офшоризацией» крупных споров с участием российских компаний.
Правительство предлагает, в частности, наделить правом учреждать третейские суды только некоммерческие организации (НКО), предусмотрев законодательные меры по обеспечению действительной независимости третейских судей от учредителей и сторон разбирательства. НКО, желающее учредить третейский суд, должно будет получить предварительное разрешение на создание третейского суда в специализированной комиссии при Минюсте России. Также предлагается обязать третейские суды вести реестр своих отмененных государственными судами решений, иметь в своем составе не менее 30 арбитров, создать комиссию по назначению судей и т.д.
Однако в механизмах отсечения криминальных третейских судов, юристы увидели их огосударствление – усложнение внутреннего третейского разбирательства, навязывание громоздкой процедуры, что ведет к удорожанию и удлинению разбирательства. По мнению некоторых выступающих с этим лучше могли бы справиться саморегулируемые организации.
По мнению представителя РСПП, новые механизмы контроля за третейскими судами поставят под угрозу их независимость, поскольку существует риск давления со стороны Минюста не на сами суды, а на их учредителей – НКО. При этом заявленные цели для третейских судов не будут достигнуты.
Участники слушаний, задавались вопросами, почему за рубежом хватает судебного контроля над третейскими судами и механизмы саморегулирования там успешно функционируют, осуществляя контроль, а у нас к этому хотят подключить и Минюст? Если цель законопроекта сделать так, чтобы третейский суд был разрешен и эффективно работал то, зачем выставлять новые запретительные барьеры? Но ответов не получили, ибо,, несмотря на приглашение, представители Минюста на заседании отсутствовали.
По общему мнению участников мероприятия, законопроект о третейских судах требует дополнительной проработки.
Сергей Жидков
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru