ФАС предложил два пути развития авторынка: саморегулирование или вариант Еврокомиссии
Пути развития российского авторынка обсуждались на сессии "Развитие конкуренции в сфере реализации и обслуживания легковых автомобилей", прошедшей в рамках VI ежегодной конференции "Антимонопольное регулирование в России".
Модератором сессии выступил начальник Управления контроля промышленности и оборонного комплекса Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) Максим Овчинников.
Он выступил с основным докладом, в котором рассказал о наиболее часто встречающихся нарушениях на рынке реализации и обслуживания легковых автомобилей, последствиях таких нарушений, исследовании европейского опыта и предложениях по развитию конкуренции в этой сфере.
По его словам, основными нарушениями антимонопольного законодательства на рынке реализации и обслуживания легковых автомобилей стало создание дискриминационных условий доступа дилерам внутри одной дилерской сети к автомобилям и запасным частям, навязывание дилерским центрам поставщиков оборудования и материалов, запрет на ремонт автомобилей конкурирующих марок, отказы в поставке оборудования для диагностики и техобслуживания независимым сервисным центрам и некоторые другие.
Говоря о навязывании дилерам определенных поставщиков, Максим Овчинников отметил, что «когда определен поставщик, цены становятся просто космическими, и понятно на кого будут переложены издержки по комплектованию дилерского центра - на потребителя».
Начальник Управления ФАС России отметил, что "проблемы, выявленные на этом рынке не уникальны для нашей страны, они существуют по всему миру". "Еврокомиссия провела большое исследование поведения дилеров и автоконцернов на рынке и заключила, что стоимость сервисного и гарантийного обслуживания у авторизованных сервисных центров дороже, чем у независимых на 30-120%", - констатировал он.
Между тем, как сообщил Максим Овчинников, требования Еврокомиссии к организации продаж и обслуживания автомобилей заключаются в создании прозрачных правил отбора автопроизводителями дилеров и сервисных центров на недискриминационных условиях, обеспечении недискриминационного доступа к автозапчастям, технической документации, диагностическому оборудованию и программному обеспечению для независимых сервис-центров и т.д.
Поэтому в целях развития конкуренции ФАС России также предлагает обеспечить недискриминационный доступ к запасным частям, сервисной документации, диагностическому оборудованию и программному обеспечению для авторизованных и независимых сервисных центров, упразднить необоснованные ограничения на продажу и ремонт автомобилей конкурирующих марок, а также ограничения выбора авторизованными дилерскими и сервисными центрами поставщиков необходимого оборудования и материалов.
Подводя итог обсуждения Максим Овчинников подчеркнул, что на сегодняшний день у рынка есть выбор "либо идти по пути Еврокомиссии, либо заняться саморегулированием".
Николай Жердяев
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru