ФАС прекратила рассмотрение дела в связи с устранением злоупотребления доминирующим положением
Комиссия ФАС России рассмотрело дело № 1-10-35/00-21-13 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения группой лиц в составе НП «Совет Рынка» и ОАО «АТС» пунктов 8, 9 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением в форме создания дискриминационных условий приобретения электрической энергии (мощности) на оптовом рынке электрической энергии (мощности) и препятствий доступу на оптовый рынок электрической энергии (мощности), а также пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением в форме навязывания контрагентам условий договора о присоединении к торговой системе оптового рынка, невыгодных для них или не относящихся к предмету договора.
Заявители - ОАО «Оборонэнергосбыт» и ООО «МагнитЭнерго».
В ходе рассмотрения дела Комиссией было удовлетворено ходатайство одного из истцов (ОАО «Оборонэнергосбыт») об отказе от заявления о нарушении антимонопольного законодательства.
Комиссия тщательно рассмотрела все имеющиеся материалы дела. В соответствии с частью 1 статьи 33 Закона об электроэнергетике советом рынка является некоммерческая организация, которая образована в форме некоммерческого партнерства и объединяет на основе членства субъектов электроэнергетики и крупных потребителей электрической и тепловой энергии.
Целями создания совета рынка являются, в том числе организация на основе саморегулирования эффективной системы оптовой и розничной торговли электрической энергией, мощностью, иными товарами и услугами, допущенными к обращению на оптовом и розничных рынках, в целях обеспечения энергетической безопасности Российской Федерации, единства экономического пространства, свободы экономической деятельности и конкуренции на оптовом и розничных рынках, соблюдения баланса интересов производителей и покупателей электрической энергии и мощности, удовлетворения общественных потребностей в надежном и устойчивом снабжении электрической энергией.
Деятельность совета рынка осуществляется в соответствии с законодательством о некоммерческих организациях с учетом особенностей, установленных Законом об электроэнергетике
Частью 3 статьи 33 Закона об электроэнергетике установлено, что совет рынка осуществляет функцию по определению порядка ведения и ведение реестра субъектов оптового рынка, принятие решения о присвоении или лишении статуса субъекта оптового рынка.
Приказом ФАС России от 23.07.2009 № 476 ОАО «АТС» внесено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов. Таким образом, Комиссия установила, что ОАО «АТС» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по организации торговли на оптовом рынке электрической энергии (мощности).
В соответствии со статьей 9 Закона о защите конкуренции группой лиц признаются хозяйственное общество (товарищество) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо имеет в силу своего участия в этом хозяйственном обществе (товариществе) либо в соответствии с полномочиями, полученными от других лиц, более чем пятьдесят процентов общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества (товарищества). Следовательно НП «Совет рынка» и ОАО «АТС» представляют собой группу лиц в соответствии со статьей 9 Закона о защите конкуренции.
Комиссией также установлено, что в действиях группы лиц в составе НП «Совет Рынка» и ОАО «АТС» усматриваются признаки нарушения пунктов 8, 9 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением в форме создания дискриминационных условий приобретения электрической энергии (мощности) на оптовом рынке электрической энергии (мощности) и препятствий доступу на оптовый рынок электрической энергии (мощности).
Вместе с тем, в ходе анализа пояснений ООО «МагнитЭнерго» и группы лиц в составе НП «Совет Рынка» и ОАО «АТС», оценки фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, Комиссией установлено, что создание дискриминационных условий приобретения электрической энергии (мощности) на оптовом рынке электрической энергии (мощности) и препятствий доступу на оптовый рынок электрической энергии (мощности) совершается путем навязывания контрагентам условий Договора о присоединении, невыгодных для них, в части установления требований о наличии Акта соответствия АИИС техническим требованиям класса А для заявителей, желающих получить статус субъектов оптового рынка электрической энергии (мощности), а также субъектов оптового рынка, регистрирующих новую (-ые) ГТП потребления, в отличие от участников оптового рынка электрической энергии и мощности, зарегистрировавших в установленном порядке ГТП и получивших право участвовать в отношениях по купле-продаже в указанных ГТП, для которых Договором о присоединении установлена обязанность по приведению системы коммерческого учета в соответствие с требованиями о наличии Акта соответствия АИИС техническим требованиям класса А в срок до 01.07.2014.
Таким образом, в связи с наличием в действиях (бездействии) группы лиц в составе НП «Совет Рынка» и ОАО «АТС», выразившихся в злоупотреблении доминирующим положением в форме навязывания контрагентам условий Договора о присоединении, признаков нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции ФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции выдано предупреждение от 30.04.2013 № ИА/17633/13 о необходимости прекращения указанных действий (бездействия) путем внесения изменений в Договор о присоединении к торговой системе оптового рынка (в части установления равных требований к системам коммерческого учета для заявителей, желающих получить статус субъектов оптового рынка электрической энергии (мощности), а также субъектов оптового рынка, регистрирующих новую(-ые) ГТП потребления, и действующих субъектов оптового рынка электрической энергии (мощности)).
Однако на заседании Наблюдательного совета НП «Совет рынка» 16.07.2013 были утверждены изменения в ряд документов, которые устанавливали единые равные требования к системам коммерческого учета для действующих и для новых участников оптового рынка электрической энергии (мощности).
Данный факт свидетельствует о выполнении группой лиц в составе НП «Совет Рынка» и ОАО «АТС» вышеуказанного предупреждения и устранении злоупотребления доминирующим положением в форме навязывания контрагентам условий договора о присоединении к торговой системе оптового рынка, невыгодных для них или не относящихся к предмету договора. Поэтому на основании вышеизложенного Комиссия решила:
1. Прекратить рассмотрение дела № 1-10-35/00-21-13 в отношении группы лиц в составе НП «Совет рынка» и ОАО «АТС» в части пункта 3 части 1 статьи 10 Закон о защите конкуренции в связи с выполнением предупреждения.
2. Прекратить рассмотрение дела № 1-10-35/00-21-13 в отношении группы лиц в составе НП «Совет рынка» и ОАО «АТС» в части пунктов 8, 9 части 1 статьи 10 Закон о защите конкуренции в связи с отсутствием в действиях группы лиц в составе НП «Совет рынка» и ОАО «АТС» данных нарушений антимонопольного законодательства.
Сергей Жидков
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru