К ликвидации СРО приступить
Многие члены СРО в ближайшее время могут оказаться в ситуации, когда саморегулируемой организации грозит исключение из госреестра, либо это печальное событие уже произошло. Что же в таких случаях делать?
Если СРО грозит исключение из госреестра
За Ростехнадзором закреплено право ведения государственного реестра саморегулируемых организаций в строительной отрасли. Только Ростехнадзор имеет право вести надзорную деятельность над СРО, что определено ч.1 ст. 55.19 Градостроительного кодекса, но только в соответствии с №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Контроль над СРО осуществляется в виде плановых и внеплановых проверок на основании обращения граждан или юридических лиц, в том числе на основании обращения Национального объединения (ч.2-4 ст. 55.19 ГрК РФ). Ростехнадзор ведет плановую или внеплановую проверку, а по ее завершении вручает представителям СРО предписание, затем через некоторое время проводит повторную проверку для контроля над выполнением предписания и по ее завершении, в случае если нарушения не устранены, обращается в Национальное объединение о выдаче заключения о возможности исключения сведений о СРО из государственного реестра.
Национальное объединение в течение 30 дней со дня поступления обращения Ростехнадзора утверждает заключение о возможности исключения (или об отсутствии оснований для исключения) сведений о СРО из государственного реестра сведений, которое подлежит направлению в Ростехнадзор в течение пяти дней со дня его утверждения.
Если представители Национального объединения во время плановой или внеплановой проверки обнаружили у саморегулируемой организации нарушения, то они направляют в СРО соответствующее уведомление, что предусмотрено ч. 10 ст. 55.20 Градостроительного кодекса. В уведомлении должно содержаться предложение об устранении нарушений в указанные сроки. Вместе с этим, Национальное объединение направляет уведомление и копии документов, подтверждающих допущенное СРО нарушение, в Ростехнадзор.
Ростехнадзор при поступлении уведомления, согласно ч. 5 ст. 55.19 ГрК РФ, обязан принять решение о проведении внеплановой проверки деятельности СРО или об отказе в ее проведении и направить в Национальное объединение уведомление о принятом решении.
Следует уточнить, что Национальное объединение не имеет права осуществлять надзорную (контрольную) деятельность, так как такая деятельность закреплена Градостроительным кодексом за Ростехнадзором. Между тем, Национальное объединение может утвердить заключение о возможности исключения сведений о СРО из государственного реестра саморегулируемых организаций и направить указанное заключение в Ростехнадзор в случае неисполнения СРО предложения об устранении выявленных нарушений (ч.11 ст. 55.20 ГрК РФ).
При поступлении заключения Ростехнадзор в течение 30 дней вправе принять во внесудебном порядке решение об исключении сведений о СРО из государственного реестра. А может и не принять.
Например, при проверке деятельности Ассоциации «МООР-ЕМПЦ» (СРО-П-165-21062011) Национальным объединением были зафиксированы нарушения: не представлены документы, подтверждающие формирование Ассоциацией компенсационного фонда в размере 9 265 500 руб.; свидетельства о допуске выдавались без оплаты взноса в компенсационный фонд; ряду юридических лиц выдано свидетельство о допуске, а оплата взноса в компенсационный фонд произведена позже; оплата взносов в компенсационный фонд производились в рассрочку; у нескольких членов Ассоциации платежные поручения об оплате компенсационного фонда не совпадают со сведениями Единого реестра членов СРО; оплата взноса в компенсационный фонд производилась третьими лицами.
Как мы писали, на заседании Совета НОПРИЗ, прошедшем 17 августа в Москве, было принято решение за нарушения при формировании компенсационных фондов, выявленные в деятельности СРО, в соответствии с частью 5 статьи 55.2 Градостроительного кодекса РФ, инициировать исключение сведений о ней из госреестра.
18 сентября Ростехнадзор, после рассмотрения всех обстоятельств дела и проверок, принял решение об исключении сведений о Саморегулируемой организации Ассоциации «Межрегиональное отраслевое объединение работодателей - Единый межотраслевой проектный центр» (СРО-П-165-21062011) из государственного реестра саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Следует отметить, что исключение сведений о СРО из госреестра – это не мгновенный процесс. Каждый ненормативный акт или действие должностного лица может быть оспорено в судебном порядке – будь то распоряжение о проведении проверки, решение Совета Национального объединения о начале подготовки документов на исключение из реестра, предписание Ростехнадзора, уведомление Национального объединения об устранении нарушений, постановление о привлечении к административной ответственности. Поэтому у руководителей СРО есть возможность оспаривать акты проверок и предписания Ростехнадзора, действия должностных лиц при проверке вышестоящему лицу Ростехнадзора. Согласно ч. 12 ст.16 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений, в течение 15 дней с даты получения акта проверки СРО вправе представить в Ростехнадзор в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений.
Что делать, если ужасное событие все-таки произошло и СРО исключили из госреестра
В соответствии с частью 19 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в случае исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций, действие предоставленного индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу такой саморегулируемой организацией права осуществлять генподрядные работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, прекращается со дня исключения сведений о такой саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций.
Согласно части 8 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо в случае исключения сведений о саморегулируемой организации, членами которой они являлись, из государственного реестра саморегулируемых организаций и принятия в члены другой саморегулируемой организации вправе обратиться в Национальное объединение саморегулируемых организаций с заявлением о перечислении зачисленных на счет Национального объединения саморегулируемых организаций средств компенсационного фонда.
В соответствии с положениями Приказа Минстроя России от 08.09.2015 № 643/пр «Об утверждении порядка взаимодействия Национального объединения саморегулируемых организаций и саморегулируемой организации в случае исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций» (далее – Приказ) перечисление, зачисленных на счет Национального объединения саморегулируемых организаций средств компенсационного фонда исключенной СРО, осуществляется Национальным объединением саморегулируемых организаций по заявлениям юридических лиц или индивидуальных предпринимателей в размере уплаченного такими лицами взноса в компенсационный фонд исключенной саморегулируемой организации, но не более суммы взноса, уплаченного в компенсационный фонд действующей саморегулируемой организации. Заявление в Национальное объединение о перечислении средств компенсационного фонда должно содержать: наименование исключенной саморегулируемой организации, членом которой являлся заявитель; наименование саморегулируемой организации, являющейся членом Национального объединения саморегулируемых организаций, в члены которой вступил заявитель, ее регистрационный номер в государственном реестре саморегулируемых организаций и реквизиты её банковского счета, на котором размещены средства компенсационного фонда, на который подлежат зачислению средства компенсационного фонда СРО. К заявлению о перечислении средств компенсационного фонда на банковский счет действующей СРО прилагается выписка или заверенная копия протокола решения постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации о приеме юридического лица или индивидуального предпринимателя в члены СРО и предоставлении права осуществлять работы в соответствии с заявленным уровнем ответственности.
Общий порядок действий членов СРО по переходу из исключенной из госреестра в новую саморегулируемую организацию:
1. Подача заявления на исключение в старую СРО.
2. Вступление в новую СРО.
3. Подача заявления на перечисление средств компенсационного фонда в Национальное объединение.
В соответствии с пунктом 15 Приказа Минстроя, основанием для отказа в перечислении средств компенсационного фонда исключенной саморегулируемой организации является непоступление на счет Национального объединения средств компенсационного фонда исключенной саморегулируемой организации
Олег Путин
Специально для Информационного портала «Все о саморегулировании» (Все о СРО)
www.all-sro.ru