Сергей Нарышкин: конечной целью саморегулирования должна быть подлинная независимость СМИ и журналиста
Председатель Государственной думы Сергей Нарышкин озвучил «Российской газете» задачи следующего парламентского сезона, особо остановившись на трансформации современного медийного пространства.
Не замечать произошедшие столь принципиальные изменения государство не вправе, заявил спикер. В летние месяцы не раз звучали и предложения повысить правовую защищенность СМИ. Наконец, еще один активно обсуждаемый вопрос - это правовой статус информационных интернет-ресурсов (в том числе, блогов), которые по своей популярности уже начинают «наступать на пятки» традиционным СМИ.
Председатель Госдумы считает, что главным здесь должна оставаться незыблемость конституционных гарантий свободы слова и свободы массовой информации. И парламент должен твердо стоять на страже именно этих - конституционных гарантий. А в обсуждении соответствующих инициатив особую роль должно играть мнение самих журналистов. Это - сфера их профессиональных интересов, и они заинтересованы не только в расширении собственных возможностей, но и в честной конкуренции на медиа-рынке, чему может способствовать саморегулирование СМИ, полагает Сергей Нарышкин.
Закон о СМИ, принятый еще в 1991 году, действует до сих пор. За два десятка лет в него вносилось немало изменений, но базовые подходы оставались неприкосновенными.
Свобода слова - не абсолютна и имеет свои ограничения, вытекающие из многовековой юридической и политической практики. Но любые рамки здесь - должны быть разумными и достаточными. Имею в виду не только требования закона, но и корпоративную этику самого журналистского сообщества. Если угодно - культуру использования свободы слова. Это должны регулировать сами журналисты, полагает спикер Госдумы.
Конечной же целью и такого саморегулирования, и правового «вмешательства» государства в жизнь медиа-индустрии тоже - должна быть подлинная независимость СМИ и журналиста. Причем, она не сводится к одной лишь юридической или политической свободе. Это - гораздо более широкая категория. Можно сказать - часть «общественного договора», основанного, во-первых, на реальной потребности в такой свободе и, во-вторых, на традициях и навыках ее использования. Не говоря уже о независимости СМИ и журналистов в экономическом плане.
Надо признать: здесь мы пока довольно уязвимы, что особенно видно во время избирательных кампаний. Предстоит еще многое сделать, чтобы Россия задавала тон в открытости информационного пространства, а конкурентоспособность на нашем медиа-рынке - определяли бы не готовность публиковать все, что хочется учредителям или «заказчикам», а только профессионализм, качество и беспристрастность.
Николай Жердяев
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru