Минэкономразвития предложило проект закона в соответствии с которым вводиться обязательное саморегулирование коллекторов
Обязательное саморегулирование в сфере коллекторской деятельности предлагается ввести в России в соответствии с Проектом Федерального закона "О деятельности по взысканию просроченной задолженности" предложенным и опубликованном Министерством экономического развития РФ 28 июня 2011 года.
В статье 2 "Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе" проекта закона, дается определение саморегулируемой организации коллекторов. Саморегулируемая организация коллекторов – некоммерческая организация, созданная в целях регулирования, контроля и обеспечения коллекторской деятельности и объединяющая субъектов коллекторской деятельности на условиях членства, сведения о которой включены в единый государственный реестр саморегулируемых организаций коллекторов.
Для осуществления коллекторской деятельности, т.е. деятельности по взысканию просроченной задолженности в обязательном порядке в соответствии со ст.11 проекта федерального закона необходимо быть членом СРО коллекторов. Членом СРО коллекторов может быть как организация (юридическое лицо), так и индивидуальный предприниматель.
В главе V. «Регулирование коллекторской деятельности, саморегулируемые организации коллекторов» - определяются права и обязанности надзорного (регулирующего) органа - государственного органа исполнительной власти, так же определяется порядок и требования к некоммерческому партнерству для получения статуса СРО коллекторов. Так для оформления статуса СРО, некоммерческому партнерству необходимо сформировать компенсационный фонд, принять стандарты и правила обязательные для всех членов СРО, создать органы управления, а так же специализированные органы. Данным проектом закона не определяется минимальное количество членов СРО, необходимо для оформления статуса СРО, соответственно в данном случае необходимо руководствоваться Федеральным законом «О саморегулируемых организациях» в соответствии с которым для оформления статуса СРО необходимо иметь не менее 25 членов. Данной главой определяются функции, права и обязанности саморегулируемой организации, а так же порядок обеспечения СРО коллекторов доступа к информации, органы управления СРО, требования к членам СРО коллекторов, порядок приостановления и прекращения членства в СРО коллекторов, порядок страхования членов СРО. В данной главе очень подробно определяется порядок формирования, управления и использования компенсационного фонда СРО коллекторов.
Данный закон должен вступить в силу по истечении 10 календарных дней с момента опубликования, отдельные положения связанные с обязательным членством в СРО вступают по истечении одного года после опубликования. Для того чтобы данный проект закона стал законом необходимо чтобы он был принят в трех чтения в Государственной Думе РФ, одобрен Советом Федерации и подписан Президентом РФ, в процессе рассмотрения законопроекта в Государственной Думе РФ, в него могут быть внесены изменения и коррективы.
Одно понятно, что данный закон необходим профессиональном сообществу. Введение обязательного саморегулирования в этой сфере одно из самых правильных решений, так как по сути эта сфера деятельности не регулируемая, а внедрение саморегулирования позволит в самые коротки сроки создать правила и стандарты функционирования этой профессиональной сферы. Принятие данного проекта закона будет способствовать развитию в России добросовестной деятельности по взысканию просроченной задолженности, укреплению финансовой дисциплины, а также установлению механизма правовой защиты участников гражданского оборота.
Ранее различными объединениями коллекторов предлагались законопроекты, о регулировании коллекторской деятельности. Во всех ранее предлагаемых проектах предусматривалось обязательное саморегулирование, так АРБ предлагал Проект федерального закона "О коллекторской деятельности в Российской Федерации", а рабочая группа при МЭРТ - АРБ и АРКБ Проект федерального закона "О коллекторской деятельности". Предложенный Минэкономразвитием РФ проект федерального закона по видимому учел слабые и сильные стороны предыдущих проектов, можно сказав объединив их.
Михаил Самов
Специально для Информационного портала "Все о саморегулировании" (Все о СРО)
www.all-sro.ru