Национальная Гильдия Градостроителей комментирует внедрение СРО
Проект о внедрении саморегулирования в области градостроительного проектирования был вынесен на обсуждение и прокомментирован Национальной Гильдией Градостроителей. Речь идет о внутреннем регламенте НП «Объединение разработчиков градостроительной документации», за создание которого отвечает Российский Союз архитекторов.
В общих чертах регламент НП не противоречит нынешним законам. Но при этом ряд недоразумений вызывает субъектный состав будущей СРО градостроительных проектировщиков. Ответы на данные вопросы способны в корне изменить отношение к формированию СРО в вышеупомянутой области.
Дело в том, что нынешняя версия устава будущей СРО содержит ряд противоречий, из-за чего четко определить круг потенциальных членов саморегулируемой организации становится невозможно. Положения проекта касательно вопроса состава партнерства на деле ничем не помогают и ничего не конкретизируют, напротив, поднимают лишь дополнительные вопросы. Попытаемся разобраться в ситуации.
Согласно нынешним законам РФ, СРО представляют собой обособленную, ведомую заинтересованными субъектами деятельность, направленную на разработку и утверждение норм и требований ведения той или иной деятельности, и естественно, последующий контроль их обязательного соблюдения всеми членами СРО.
Если опираться на закон №315 «О саморегулируемых организациях», то становится ясно, что под субъектами предпринимательской деятельности имеются ввиду индивидуальные предприниматели, а также юр.лица узаконившие свою деятельность в соответствии с нынешним законодательством, тогда как к субъектам профессиональной деятельности относятся предприниматели проводящие профессиональную деятельность, контролируемую действующим законодательством. В итоге получается, что в нашей стране в состав СРО имеют право входить как юр.лица так и индивидуальные предприниматели, а также физические лица осуществляющие проф.деятельность. Ввиду того что законы о саморегулировании касаются не только строительной отрасли, но и всех остальных, то исходя из этого можно смело заявлять о том, что участникам СРО градостроительных проектировщиков могут стать все вышеупомянутые субъекты. Подобное положение дел вписывается в нынешние законы, но в тоже время лишено некого смысла.
Иными словами, ФЗ о саморегулировании позволяют самим СРО в индивидуальном порядке утверждать и устанавливать круг членов. И данные меры понятны, ведь все отрасли и рынки различаются друг с другом, порой различия кардинальны, поэтому прописать в законодательстве положения для всех рынков и отраслей не представляется возможным. Именно поэтому государство пришло к решению об узаконивании формирования СРО в определенных областях и рынках. Если говорить конкретно о внедрении системы СРО в области градостроительного проектирования, то тут самым логичным и правильным решением видится вступление в СРО только создателей градостроительной документации (зарегистрированные фирмы и компании). В пользу подобного подхода говорит многое.
В случае приема в саморегулируемую организация градостроительных проектировщиков субъектов проф.деятельности, важно учитывать, что подобные субъекты в основном имеют трудовые контракты с собственными заказчиками. Непосредственно заказчиков можно охарактеризовать как разработчиков градостроительной документации, однако непосредственно заказчик не занимается этим, ввиду того что все проекты создаются не им, как следствие привлечь его к ответственности не представляется возможным. Именно поэтому саморегулируемые организации и иже связанные с ними законопроекты не властны над данными лицами и не имеют возможности контролировать их деятельность.
При вступлении и работе в рамках саморегулирования индивидуальных предпринимателей, подобных трудностей не возникнет. Индивидуальный предприниматель представляет собой субъект, осуществляющий в рамках законодательства некую профессиональную деятельность. Но если говорить о рациональности и максимальной эффективности функционирования СРО в области градостроительного проектирования, то данный подход к субъектному составу партнерства – является отнюдь не самым эффективным. В основном индивидуальные предприниматели, ввиду отсутствия материально-технической базы и персонала соответствующего уровня, не способны предложить услуги соответствующие высоким стандартам, как следствие и взять на себя ответственность за предлагаемые услуги, а также обеспечить необходимую безопасность не представляется возможным.
Непосредственно концепция системы СРО предполагает обеспечение максимального уровня безопасности, который могут обеспечить лишь серьезные компании, ведь только большие игроки имеют надлежащий состав профессиональных специалистов, материально-техническую базу соответствующего уровня и способны нести материальную ответственность за свою деятельность. Индивидуальные предприниматели и отдельные лица не способны удовлетворить жесткие требования саморегулирования, от их присутствия в СРО могут пострадать не только третьи лица, но и сами партнерства, ввиду низкого уровня качества предоставляемых ими услуг. Помимо этого сотрудничество крупных компаний и совместное развитие поспособствует скорейшему и максимально быстрому движению вперед, и как следствие эффективному развитию института градостроительного проектирования. Вот почему объединение в СРО градостроительных проектировщиков лишь крупных и серьезных компаний является самым грамотным и логичным подходом.