Необходимо совершенствовать законодательство о СРО так, чтобы «не выплеснуть воду из корыта вместе с младенцем»
Прошедшие 17 мая в Государственной Думе РФ Парламентские слушания на тему «Законодательное обеспечение саморегулирования в России: опыт и перспективы развития» вызвали бурную дискуссию среди ее участников: законодателей, чиновников, представителей национальных объединений и руководителей СРО.
Четыре с половиной часа дебатов не хватило, чтобы все смогли высказать свою точку зрения на актуальную тему.
Тем не менее, некоторые точки над «i» все же были расставлены. Так, участники слушаний обозначали круг существующих проблем: нецелевое использование механизмов саморегулирования, получение статуса СРО и его прекращение, порядок контроля за обязательными СРО со стороны государства, включая создание единой методологии ведения реестров СРО, проведение контрольных и надзорных мероприятий, уточнение роли национальных объединений и прочее.
Центром дискуссии стали предложения по систематизации законодательства о саморегулировании, пересмотру роли национальных объединений СРО и необходимости сохранения особенностей саморегулирования, закрепленных в отраслевых законах.
Иногда от выступающих звучали странные требования «прекратить и предотвратить дискредитацию саморегулирования».
Но в ситуации, когда на сайтах и документах действующих СРО, полностью искажена логика саморегулирования, согласитесь, трудно не высказать критические замечания. Более того, под «маркой» СРО появилось множество субъектов весьма отдаленно относящихся к саморегулированию, решающих коммерческие и сугубо собственные локальные задачи на рынке. Также, если одни участники выступали за усиление функций национальных объединений в области надзора, то другие выступали против, считая, что достаточно конкретизировать контрольные функции и расписать детальный регламент.
Между тем, в законе о СРО четко прописано, какими признаками обладают саморегулирующие организации. Напомним: едиными стандартами и правилами игры, контролем над их выполнением и применением санкций за их нарушение, имущественной ответственностью перед третьими лицами, информационной открытостью, работой с жалобами, внесудебным регулированием споров и т.д. Отказ от любого из этих признаков нарушает и разрушает саморегулируемую систему. Ее не просто жизнеспособность, а высокая работоспособность, зависит от жесткого контроля и надзора.
По официальным итогам слушаний Правительству РФ рекомендовано доработать и согласовать с заинтересованными ведомствами поправки к законопроекту № 126184-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и внести их в Государственную Думу. Согласно информации Комитета по вопросам собственности, второе чтение законопроекта планируется в конце летней сессии.
P.S. Парламентские слушания показали, что законодательство о СРО имеет массу дыр, которые необходимо как можно быстрее закрыть. Но самое главное «не выплеснуть воду из корыта вместе с младенцем», то есть при кодификации законодательства не навредить саморегулированию.
Сергей Жидков
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru