1. Главная
  2. Новости
  3. НОСТРОЙ против компенсации для государственных и муниципальных заказчиков
Новости

193

НОСТРОЙ против компенсации для государственных и муниципальных заказчиков

 НОСТРОЙ против компенсации для государственных и муниципальных заказчиковАппарат Национального объединения строителей отправил письмо в Минстрой по поводу очередного проекта поправок в Градостроительный кодекс, размещенного на едином портале 27 мая, заявив, что этот документ нуждается в существенной доработке.

Говоря о поправках, предлагающих установить в статье 55.1 кодекса возможность компенсации причиненных убытков для государственных и муниципальных заказчиков-застройщиков из средств компфондов СРО, НОСТРОЙ высказался против них по следующим причинам.

Во-первых, потому что это означает преференции для этой категории заказчиков, в то время как остальным такие выплаты не полагаются. Во-вторых, принятие такой нормы носит дискриминационный характер для членов СРО, не заключающих контракты с государственными и муниципальными заказчиками, так как законом предусмотрена солидарная ответственность для всех членов СРО. И, в-третьих, для выполнения контрактов по капитальному ремонту законодательством не предусмотрена обязательность разработки проектной документации. А без этого возложение ответственности на СРО за неисполнение обязательств по договору нецелесообразно.

В случае же принятия нормы о компенсации причиненных убытков для государственных и муниципальных заказчиков из средств компфондов СРО, по мнению НОСТРОЙ, целесообразно установить переходный период. И за это время создать: во-первых, СРО, члены которых участвуют в контрактных закупках; во-вторых, СРО, члены которых являются представителями малого бизнеса, не участвуют в контрактных закупках и выполняют исключительно субподрядные работы. При этом нужно предусмотреть сохранение ранее уплаченного взноса в компфонд для членов СРО, желающих перейти в другую саморегулируемую организацию.

НОСТРОЙ также высказался против того, что обеспечение исполнения обязательств по договорам возлагается только на строительные СРО. Поскольку предлагаемой нормой устанавливается предмет договора – выполнение инженерных изысканий и осуществление архитектурно-строительного проектирования. Поэтому обеспечение исполнения обязательств по контрактам, по мнению НОСТРОЙ, нужно распространить также и на изыскательские и проектные СРО.

Предлагаемые поправки в статью 55.13 кодекса устанавливают обязанность контроля СРО за исполнением своими членами обязательств по договорам. При этом предполагается, что порядок такого контроля устанавливается уполномоченным правительством федеральным органом исполнительной власти. Однако предлагаемый срок вступления в силу поправок, как полагают эксперты НОСТРОЙ, явно недостаточен для принятия нормативного акта РФ, регламентирующего порядок такого контроля.

Кроме того, проект поправок не содержит изменений в нормы кодекса, предусматривающие применение в отношении членов СРО мер дисциплинарного воздействия за неисполнение обязательств по заключенным договорам. Отсутствие в статье 55.15 кодекса права СРО применять в отношении своих членов меры дисциплинарного воздействия не позволит им справиться с этой задачей.

Проектом поправок в статью 55.16 кодекса предлагается на выбор СРО использовать один из способов размещения средств компфонда: через управляющую компанию путем заключения договора доверительного управления или самостоятельно их размещать на специальном счете кредитной организации.

По мнению НОСТРОЙ, нужно отказаться от размещения средств компфонда через управляющую компанию. Поскольку это не обеспечит сохранность и своевременность выплат в случае неисполнения членами СРО обязательств по договору. К тому же, как полагают ностройевцы, в случае банкротства управляющих компаний не решается проблема возвратности средств компфондов саморегулируемых организаций.

Эксперты НОСТРОЙ также высказали сомнение в необходимости размещать средства компфондов СРО, поступивших (в случае исключения их из госреестра – прим. автора) в Национальные объединения саморегулируемых организаций, с использованием договоров доверительного управления, заключенных с управляющими организациями. Поскольку средства компфондов СРО не входят в состав бюджетных средств, поэтому отнесение к полномочиям правительства РФ установление требований к их размещению и (или) инвестированию противоречит конституционному закону от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации».

Поэтому аппарат НОСТРОЙ считает, что принятие данного законопроекта не отвечает интересам строительного комплекса, создаёт предпосылки для коммерциализации СРО, увеличивает риски, связанные с размещением средств компфондов, а также необоснованно наделяет правительство РФ полномочиями по определению порядка распоряжения денежными средствами, не находящимися в государственной собственности.

***

Постскриптум или наш комментарий

По мнению автора этих строк, поправки, предлагаемые НОСТРОЙ по наделению СРО полномочиями по принятию мер дисциплинарного воздействия к своим членам можно только приветствовать. Вполне обоснованным кажется и его предложение о том, что обеспечение исполнения обязательств по контрактам нужно также распространить и на изыскательские и проектные СРО.

А вот для того чтобы устранить возникающую в случае принятия этих поправок дискриминацию среди членов СРО, по нашему мнению, вполне логичным было бы не делить их на две группы - на тех, кто участвует в контрактных закупках и тех, кто в них не участвует. А распространить компенсацию причиненных убытков не только на государственных и муниципальных заказчиков, но и на всех остальных заказчиков. Это к тому же будет еще и экономически целесообразно.

Так, по данным Минэкономразвития, за пять лет существования саморегулирования в России гражданская ответственность членов строительных СРО застрахована на сумму более, чем 350 млрд. руб. При этом страховые выплаты по возмещению вреда вследствие недостатков работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства составили 200 млн. руб., т.е. 0,05 % от страховой суммы по договорам страхования и 3% от общей суммы страховых премий, оплаченных членами саморегулируемых организаций в страховые компании. А средства компенсационных фондов для возмещения вреда до недавнего времени почти совсем не использовались. По мнению Минэкономразвития, сложившаяся практика имущественной ответственности саморегулируемых организаций с использованием компенсационных фондов обладает исключительно дестимулирующим эффектом, противоречит целям и задачам развития экономики страны, а также системы саморегулирования в РФ в целом.

Хотя, конечно, позицию НОСТРОЙ можно понять, поскольку он по своей социальной сути призван отражать мнение большинства саморегулируемые организаций, которые вряд ли в восторге от предлагаемых мер по повышению имущественной ответственности. Они бы и сегодня предпочли бы продолжать практику приема новых членов СРО с годовой скидкой по взносам в компфонд. Зная при этом, что они ничем не рискуют, поскольку компенсации из этих фондов сегодня составляют незначительную сумму, а, следовательно, о выплатах за причиненные членами СРО убытки не стоит беспокоиться…

Владимир Брюков
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru

Статьи

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных
12.01.2023

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных

Национальная финансовая организация (НФА) направила в Центробанк результаты опроса по Концепции внедрения открытых API на финансовом рынке. Отмечается, что респонденты высказали свое мнение реализации моделей «Открытый банкинг», «Открытые финансы», «Открытые данные». Также участники опроса прокомментировали плюсы и минусы этих моделей. Подробнее о моделях открытых данных в этом материале.
СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика
02.12.2022

СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика

24 ноября СРО "МиР" совместно с Центробанком провела вебинар, посвященный анализу отчета бюро кредитных историй (БКИ), который составляется для расчета показателей долговой нагрузки (ПДН). Соответствующая информация появилась на сайте саморегулятора.

Все статьи

Мероприятия

НОСТРОЙ проведет Окружную конференцию по СКФО
26.06.2024

НОСТРОЙ проведет Окружную конференцию по СКФО

На следующей неделе состоится Окружная конференция строительных СРО, зарегистрированных на территории Северного Кавказа. На повестку вынесли всего один вопрос о награждении наградами НОСТРОЙ кандидатов от округа.
Все мероприятия

Видео

2018: Конференция Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство
28.09.2018

2018: Конференция Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство

На ежегодной конференции организованной Саморегулируемой организацией Ассоциацией Балтийский строительный комплекс, поднимаются приемущественно вопросы затрагивающие основные проблемы связанные с институтом саморегулирования в строительной сфере.

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход
26.06.2017

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход

С 01 июля 2017 года, вступает в силу нормативный акт, регулирующий контрольную деятельность СРО, в соответствии с которым вводиться риск-ориентированный подход при контрольной деятельности членов СРО. Проверки СРО в строительной сфере, компаний и ИП осуществляющих деятельность на особо опасных, уникальных и технически сложных объектах теперь будут осуществляться и зависеть от значений показателей рисков, в соответствии с методикой

Все видео

Интервью

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"
27.10.2022

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"

Президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала нашему порталу о том, как индустрия ставок переживает 2022 год. По ее словам, букмекерство привыкло работать в стрессовых условиях. Так, пандемия и приостановленные из-за нее спортивные соревнования не смогли значительно навредить букмекерам и рынок покинули считанные единицы лицензиатов. Сейчас перед бизнесом стоят новые вызовы, но и с ними отечественные букмекеры смогут справиться, уверена глава отраслевой саморегулируемой организации.

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров
08.08.2022

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров

Наш постоянный эксперт - президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала о том, чем сегодня живет рынок букмекеров, как переживает реформу отраслевой саморегулятор.

Все интервью

Опрос

с 10.07.2023 по

Как вам новый дизайн портала?

0%

Стало лучше

0%

Стало хуже

0%

Мне всё равно

Вопрос-ответ

Вопрос:

Мы, иркутская строительная организация, вступаем в строительное СРО в Москве, общестроительные виды работ (на особо опасные, технически сложных и уникальных работы мы не претендуем). Нам сказали, что дополнительно требуется сертификат ИСО при вступлении в данное СРО. Правомерно ли требование сертификата ИСО при вступлении в СРО?

Ответ:

Несмотря на наличие в Градостроительном кодексе РФ минимальных требований к получению свидетельства о допуске СРО строителей, саморегулируемые организации имеют право устанавливать дополнительные требования, непротиворечащие законодательству.
В частности, требовать сертификаты ISO (ИСО), разработанные международной организацией по стандартизации. В линейке стандартов для строительства наиболее популярными являются: ИСО 9000 (управление качеством), ИСО 14000 (экологический менеджмент), ИСО 50001 (энергетический менеджмент), ИСО 31000 (управление рисками).
Согласно п. 12 ст. 55.5 «Документы саморегулируемой организации» ГрадКодекса РФ, правилами саморегулирования может быть установлено требование о наличии сертификатов соответствия работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, сертификатов системы управления качеством, которые выдаются при осуществлении добровольного подтверждения международных стандартов.
Решение вопроса об установлении особых требований к выдаче свидетельств о допуске к работам на уникальных объектах предоставлено на усмотрение саморегулируемых организаций. В то же время, часть 2 статьи 48.1. Градостроительного кодекса РФ определяет характеристики уникальных объектов капитального строительства. Очевидно, что уникальные объекты, исходя из характеристик, обладают повышенной опасностью по сравнению с обычными объектами.
Таким образом, саморегулируемая организация вправе установить особые повышенные требования к работам, оказывающим влияние на безопасность уникальных объектов, т.е. выше требований, установленных для работ на объектах, не относимых к особо опасным и технически сложным.

Вопрос:

Возможно ли привлечение к уголовной ответственности в соответствии со ст. 171 УК РФ («Незаконное предпринимательство») строительной организации, если имеющееся у нее свидетельство саморегулируемой организации приостановлено по причине имеющейся задолженности по основным взносам СРО?

Ответ:

В силу п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 ноября 2004 г. N 23 г. деятельность считается осуществляемой без лицензии (разрешения) и в тех случаях, когда действие лицензии (разрешения) приостановлено. Вместе с тем, для привлечения лица к уголовной ответственности по ст. 171 УК РФ, наряду с приостановлением допуска необходимо также одно из следующих условий:

- преступник извлек доход в размере 1 000 000 руб. или выше;
- преступник причинил ущерб в размере 1 000 000 руб. или выше.

Таким образом, привлечение к уголовной ответственности возможно только в том случае, когда для этого имеются достаточные основания.

Вернуть старый дизайн