1. Главная
  2. Новости
  3. Первый проект саморегулирования в Белоруссии «не пошел»
Новости

123

Первый проект саморегулирования в Белоруссии «не пошел»

 Первый проект саморегулирования в Белоруссии «не пошел»На сегодняшний день в соседней с Россией Республике Беларусь механизм регулирования определенных сфер предпринимательской деятельности посредством создания негосударственной организации фактически не развит. Только адвокатская деятельность имеет отдельные признаки саморегулирования. Пожалуй, это единичный пример саморегулирования в Беларуси.
Поэтому во многом от того, как глубоко будет проработана концепция саморегулирования, насколько полно в ней будут содержаться ответы на накопленные вопросы, зависит дальнейшая судьба проекта Закона Республики Беларусь «О саморегулируемых организациях» Подготовку этой концепции осуществляет в текущем году Министерство юстиции РБ.
По словам начальника Главного управления нормотворческой деятельности в сфере экономики и экологии Министерства юстиции Беларуси Михаила Хиля, в республике проводится политика, направленная на упрощение ведения предпринимательской деятельности. В этой связи в конце 2010 года была издана Директива Президента № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь». Пункт 47 мероприятий по ее реализации предусматривал введение регулирования в этой сфере путем создания и деятельности саморегулируемых организаций.
В целях реализации этого пункта мероприятий в 2011 году созданной при Министерстве юстиции рабочей группой была подготовлена первоначальная редакция проекта Закона Республики Беларусь «О саморегулируемых организациях». В работу были вовлечены представители различных государственных органов, предпринимательские союзы и ассоциации. Но так сложилось, что проект «не пошел». Ситуацию не спас предложенный со стороны предпринимательских структур альтернативный вариант документа. Он также не дал ответов на главные вопросы: в каких сферах возможно введение саморегулирования и каков правовой механизм его реализации?
В связи с актуальностью саморегулирования, сохранением к ней интереса со стороны бизнес-сообщества на государственном уровне было принято решение о целесообразности подготовки концепции соответствующего законопроекта. Данное решение содержится в Указе Президента от 3 января 2013 г. № 1 и предусмотрено пунктом 34 плана подготовки законопроектов на нынешний год, утвержденного данным указом.
Согласно этому документу, концепция будет иметь принципиальные отличия от проекта закона, начиная с процедурных моментов и заканчивая содержательным наполнением. В частности, концепция должна содержать анализ законодательства, в том числе международных договоров Республики Беларусь, относящегося к предмету правового регулирования проекта, обзор научных исследований, публикаций в печати, законодательства иностранных государств, иметь предварительную структуру законопроекта, содержать прогноз финансово-экономических и иных возможных последствий его принятия. При этом подготовленный вариант концепции должен быть согласован с заинтересованными органами и организациями, а на последней стадии — с главой государства. Если результат подготовленной концепции удовлетворит все заинтересованные стороны, то в последующем на ее основе будет написан соответствующий законопроект.
По словам Михаила Хиля, в разработке концепции используется опыт других стран. В западноевропейских странах имеется многовековой опыт саморегулирования, основанный на цеховых объединениях и объединениях людей свободных профессий. Однако подобные модели правового регулирования вряд ли возможно адаптировать к современным экономическим реалиям. Но речь не идет о том, что такой опыт вовсе не интересен. Отдельные элементы при условии их востребованности вполне могут быть применимы при создании национальной правовой модели. Куда больший интерес представляет создание и деятельность саморегулируемых организаций на территории государств, в которых подобные системы появились сравнительно недавно, но при этом сумели зарекомендовать себя с положительной стороны. Поэтому, прежде всего, внимание обращается на накопленный опыт в странах — партнерах по Таможенному союзу и ЕЭП. Так, в Российской Федерации действует специальный закон, в котором подробным образом регламентируется порядок создания и функционирования саморегулируемых организаций. Имеется наработанная практика применения его положений, которая выявила, в том числе недостатки и недоработки, которые также следует учитывать в ходе подготовки концепции. Есть еще один важный документ, на который следует опираться при формировании положений концепции. Это Модельный закон от 31 октября 2007 года «О саморегулируемых организациях», принятый Межпарламентской ассамблеей государств — участников СНГ. Ценность данного документа состоит в том, что он вобрал в себя обобщенный опыт создания саморегулируемых организаций на территории государств — участников СНГ.
Статья подготовлена на основе материала газеты «РЭСПУБЛIКА», № 47 (5708) .

Сергей Жидков
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru

Статьи

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных
12.01.2023

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных

Национальная финансовая организация (НФА) направила в Центробанк результаты опроса по Концепции внедрения открытых API на финансовом рынке. Отмечается, что респонденты высказали свое мнение реализации моделей «Открытый банкинг», «Открытые финансы», «Открытые данные». Также участники опроса прокомментировали плюсы и минусы этих моделей. Подробнее о моделях открытых данных в этом материале.
СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика
02.12.2022

СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика

24 ноября СРО "МиР" совместно с Центробанком провела вебинар, посвященный анализу отчета бюро кредитных историй (БКИ), который составляется для расчета показателей долговой нагрузки (ПДН). Соответствующая информация появилась на сайте саморегулятора.

Все статьи

Мероприятия

НОСТРОЙ проведет заочную Окружную по СКФО
28.10.2024

НОСТРОЙ проведет заочную Окружную по СКФО

5 ноября состоится заочная Окружная конференция саморегулируемых организаций – членов НОСТРОЙ, зарегистрированных на территории Северо-Кавказского федерального округа.
Все мероприятия

Видео

2018: Конференция Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство
28.09.2018

2018: Конференция Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство

На ежегодной конференции организованной Саморегулируемой организацией Ассоциацией Балтийский строительный комплекс, поднимаются приемущественно вопросы затрагивающие основные проблемы связанные с институтом саморегулирования в строительной сфере.

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход
26.06.2017

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход

С 01 июля 2017 года, вступает в силу нормативный акт, регулирующий контрольную деятельность СРО, в соответствии с которым вводиться риск-ориентированный подход при контрольной деятельности членов СРО. Проверки СРО в строительной сфере, компаний и ИП осуществляющих деятельность на особо опасных, уникальных и технически сложных объектах теперь будут осуществляться и зависеть от значений показателей рисков, в соответствии с методикой

Все видео

Интервью

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"
27.10.2022

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"

Президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала нашему порталу о том, как индустрия ставок переживает 2022 год. По ее словам, букмекерство привыкло работать в стрессовых условиях. Так, пандемия и приостановленные из-за нее спортивные соревнования не смогли значительно навредить букмекерам и рынок покинули считанные единицы лицензиатов. Сейчас перед бизнесом стоят новые вызовы, но и с ними отечественные букмекеры смогут справиться, уверена глава отраслевой саморегулируемой организации.

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров
08.08.2022

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров

Наш постоянный эксперт - президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала о том, чем сегодня живет рынок букмекеров, как переживает реформу отраслевой саморегулятор.

Все интервью

Опрос

с 10.07.2023 по

Как вам новый дизайн портала?

0%

Стало лучше

0%

Стало хуже

0%

Мне всё равно

Вопрос-ответ

Вопрос:

Может ли член одной саморегулируемой организации медиаторов одновременно быть членом другой СРО той же отрасли, но расположенной в другом федеральном округе?

Ответ:

В силу ч. 4 ст. 5 Федерального закона №315 «О саморегулируемых организациях», субъект, осуществляющий определенный вид предпринимательской или профессиональной деятельности, может являться членом только одной саморегулируемой организации, объединяющей субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности данного вида. Аналогичное правило предусмотрено и ч. 8 ст. 18 ФЗ №193 «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».

Таким образом, член саморегулируемой организации медиаторов не может одновременно состоять в другой СРО медиаторов, даже если такая организация расположена в другом федеральном округе, поскольку такое основание не предусмотрено законом в качестве исключения из общего правила.

Вопрос:

Можно ли вернуть взнос в компенсационный фонд?

Ответ:

В соответствии с ч. 4 ст. 55.7 Градостроительного кодекса Российской Федерации, лицу, прекратившему членство в саморегулируемой организации, взнос в компенсационный фонд не возвращается, если не предусмотрено иное.
Под «иным» подразумеваются определенные случаи, описанные в ст. 3.2 ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 г. № 191-ФЗ (в ред. ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 27.07.2010 г. № 240-ФЗ). В них сообщается, что строительная, инженерная, изыскательская СРО обязана вернуть организации или ИП, прекратившим членство в соответствующем партнерстве, уплаченные ими средства компфонда, в случае исполнения следующих условий:
1) получение допуска данного СРО к определенному виду или видам работ, исключенными 1 августа 2010 года из официального перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;
2) отсутствие у лица допуска к другим видам работ (отсутствие иных видов работ в допуске СРО);
3) прекращение членства в данной СРО не ранее двух и не позже 6 месяцев со дня исключения отраженных в допуске видов работ из официального классификатора перечня (то есть с 1 сентября 2010 года по 1 января 2011 года).
Отметим, что только в случае исполнения всех трех вышеуказанных условий саморегулируемая организация обязана вернуть вышедшим из состава членам взносы в компенсационный фонд в полном объеме.
Для возврата денежных средств был отведен срок в размере не более 10 календарных дней после прекращения членства. День прекращения членства определяется днем регистрации заявления от ИП или юридического лица о выходе из состава СРО.
В связи с тем, что с отведенного для официального прекращения членства в СРО промежутка времени уже прошло несколько лет, данные основания представляются неактуальными.
Градостроительным кодексом определено лишь несколько допущений для осуществления выплат из средств компенсационного фонда саморегулируемой организации. Деньги могут быть возвращены если были ошибочно перечислены на счет СРО; перечислены для размещения средств компенсационного фонда СРО в целях его сохранения и увеличения; использованы для осуществления выплат в результате наступления солидарной ответственности по обязательствам своих членов, возникшим вследствие причинения вреда.
Вернуть старый дизайн