Президент СРО НП «ЦентрРегион» о ФЗ РФ № 240
Федеральный закон № 240 от 27 июля 2010 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», существенно изменивший нормы деятельности СРО, направлен на дальнейшее совершенствование института саморегулирования. Благодаря его внедрению в жизнь, у покупателя и заказчика снизятся шансы получить небезопасное низкокачественное жилье или офисные помещения.
Шалин Кирилл Михайлович, Президент СРО НП «ЦентрРегион», член Комитета по страхованию и финансовым рискам НОСТРОЙ, член Совета НОП, заместитель Главы Комитета по страхованию и финансовым рискам этого объединения считает, что только подобные высокие требования способны стимулировать коллективную ответственность членов СРО, а значит и рост качества и строительных объектов. Он подчеркнул, что этот закон направлен, в первую очередь, на защиту всех потребителей конечного продукта строительства.
Закрепление в строительном законодательстве таких понятий как «лицо, осуществляющее подготовку проектной документации» и «лицо, осуществляющее строительство, реконструкцию, капитальный ремонт», обязанность их нести ответственность за качество выполненных работ и делать это только при наличии свидетельства о допуске СРО поможет в кратчайшие сроки избавиться от фирм-однодневок. На рынке останутся только добросовестные, благонадежные конкурентоспособные строительные компании.
Вместе с тем, Кирилл Михайлович отмечает, что законодатели учли в данном вопросе интересы потребителя, но, увы, за счет ущемления прав исполнителя. По мнению Президента СРО НП «ЦентрРегион», механизм возмещения ущерба не до конца продуман и требует доработок. Согласно ФЗ № 240, материальную ответственность перед заказчиком за причиненный ущерб несет полностью генеральный подрядчик и СРО, членом которой он является, но нарушения-то могут быть допущены по вине субподрядчика (при наличии такового). А вот ответственность его и СРО, в которой он состоит, законом не оговаривается. Безусловно, необходимо жестко подходить к отбору организаций, нанимаемых для выполнения работ, но подобные прецеденты возможны и требуют законодательного урегулирования.
Господин Шалин особенно подчеркивает позитивность расширения контрольных функций Национальных объединений СРО строительной отрасли. Изначально государство оставило за собой эту функцию, закрепив ее выполнение за Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору. Однако Ростехнадзор ведет Государственный реестр СРО, отвечает за оперативное отражение всех изменений, происходящих в деятельности СРО и, ввиду отсутствия достаточного количества кадров, не в состоянии проводить качественные проверки более чем в 400 СРО, оговоренные законом один раз в два года. Поэтому логично было передать эти функции, в частности контроля за компенсационным фондом НОП, НОИЗ и НОСТРОЙ.
Благодаря строгому отбору при принятии новых членов в СРО и выдаче свидетельств о допуске к видам работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, а так же коллективной ответственности рынок практически очистился от нерадивых, малопорядочных участников. Более совершенное законодательство будет способствовать в ближайшее время росту безопасности и качества строительных объектов и, конечно же, защищенности потребителя.