Рабочая группа доработает проект ФЗ «О внесении изменений и дополнений в ФЗ РФ «О саморегулируемых организациях»
27 ноября 2013 года в московском офисе СРО НП «ЭнергоСтройАльянс» (ул. Профсоюзная, д.66, стр.1, оф. 702) состоится заседание Рабочей группы по доработке проекта Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон РФ «О саморегулируемых организациях».
В повестке дня заседания один вопрос - обсуждение проекта Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон РФ от 01.12.2997г. № 315 «О саморегулируемых организациях».
Предлагается дополнить статьи 16-1 «Кворум общего собрания» и 16-2 «Общее собрание членов саморегулируемой организации в форме заочного голосования».
В пояснительной записке к законопроекту говорится, что проект Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О саморегулируемых организациях»» направлен на повышение эффективности работы органов управления саморегулируемых организаций.
Авторы документа обращают внимание на то, что законодатель не уточнил значение термина «присутствует». Как следствие, на практике возникает вопрос: надо ли члену СРО присутствовать лично, то есть физически, или достаточно обеспечить присутствие иным способом.
Существует мнение, что некоммерческие организации, объединяя своих членов исключительно с целью удовлетворения их некоммерческих интересов, должны принимать решения коллегиально таким образом, чтобы в формировании этого решения непосредственное участие (то есть - физически) принимали все члены организации. Этот подход не имеет реальных оснований в тех случаях, если организация объединяет большое количество членов, а также, если члены проживают в разных субъектах РФ.
Участие в заседаниях Общего собрания посредством оформления доверенности на имя доверенного лица (3-го лица), которое должно будет представлять интересы своего доверителя, не является решением проблемы, так как в этом случае доверитель лишается права принимать решение самостоятельно, что с вышеуказанной точки зрения является недопустимым. Следует также учесть, что присутствие по доверенности не исключает ситуации, когда несколько членов СРО доверяют представлять их интересы какому-нибудь одному физическому лицу или юридическому лицу, что еще в большей степени «размывает» принцип личного присутствия и личного голосования.
Предлагаемый законопроект устраняет излишнее администрирование процедуры проведения заседаний коллегиальных органов управления СРО, предусматривая расширение возможностей членов СРО для участия в заседаниях Общего собрания.
Разрешение ситуации видится в применении голосования по бюллетеням.
Характер правового регулирования вышеуказанных правоотношений и практика деятельности саморегулируемых организаций в РФ, анализ законодательства указывают на необходимость применения аналогии закона. Так, абзац 1 п. 2 ст. 49 Закона РФ «Об акционерных обществах» предлагает несколько вариантов голосования на заседаниях общего собрания: «Решение общего собрания акционеров по вопросу, поставленному на голосование, принимается большинством голосов акционеров - владельцев голосующих акций общества, принимающих участие в собрании…». То есть главное – принять участие в голосовании.
При этом законодательство об акционерных обществах содержит весьма развернутую регламентацию подготовки и проведения заседаний Общего собрания, как в форме очного голосования, так и в форме заочного голосования. Дифференциация очного/заочного проведена законодателем по признаку приглашения/неприглашения на заседание Общего собрания (вопрос решается на стадии подготовки к проведению Общего собрания).
Предлагаемое изменение позволит каждому члену СРО принимать личное участие в разрешении актуальных вопросов отрасли, что и является основой самоуправления.
Авторы законопроекта также указывают, что документ не потребует дополнительных расходов за счет средств Федерального бюджета.
Сергей Жидков
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru