Рынок черного и цветного лома стремится к высокотехнологичному саморегулированию
Металлурги составили траекторию развития ломозаготовительной отрасли до уровня высокотехнологичного саморегулируемого промышленного кластера конкурентного сектора в социальной экономике. Об этом сообщается в пресс-релизе, посвященном итогам форума «Лом черных и цветных металлов». Форум был организован металлургическим порталом Rusmet и проходил 19-20 февраля в Москве в Ренессанс Монарх Центре. На форуме присутствовали более 300 делегатов из 20 стран. В течение 2-х дней прозвучало 100 докладов и экспертных мнений в формате презентаций и круглых столов.
В мировой металлургии в настоящее время наблюдается спад, поэтому встречи участников рынка имеют большое значение для создания реальной картины происходящего, отмечается в пресс-релизе. Несмотря на продолжение кризиса еще как минимум до окончания текущего полугодия, ожидания в целом на 2014 год оптимистичные: рост потребления металла по итогам года составит до 5%. Ситуация в России сильно зависит от действий государства: если ничего не предпринимать, то зарубежные конкуренты потеснят россиян по всем фронтам. Поэтому главной задачей форума было показать, как государство должно поддержать металлургов и ломозаготовителей в трудный период. Как сами металлурги вместе с ломозаготовителями могут существенно снизить себестоимость производства металлопродукции, повысив свою конкурентоспособность.
Cценарное моделирование ломозаготовительной отрасли в России до 2025 года провел во втором полугодии 2013 года Государственный институт управления. Также большая работа была проведена по заказу Национальной саморегулируемой организации переработчиков лома и отходов черных и цветных металлов, утилизации транспортных средств. Главный результат: если оставить все как есть сегодня, то отрасль ждут стагнация и постепенное затухание, падение всех показателей. Все это приведет в ближайшее время к дефициту стального лома до 15 млн. в год, потому что заниматься сбором и переработкой лома невыгодно. Самое удивительное здесь то, что в России наоборот – наблюдается избыток лома. К таким выводам пришли исследователи ЦНИИЧермет им.Бардина. Значит, нужно менять все в действующей системе ломосбора, приходят к выводу организаторы Форума.
Что касается помощи от государства, то представители отрасли ее не ждут, а просят не мешать работать. Среди мер необходимой поддержки – снятие излишних административных барьеров и ненужного контроля «для галочки», которые ведут к увеличению издержек ломозаготовителей. Второе дыхание ломозаготовителям и отрасли дадут государственные программы утилизации в автопроме. Также отраслевики отмечают важность изменения отношения собственников металлургических холдингов к отрасли, чтобы вместе повысить эффективность.
Любое регулирование рынка лома представители отрасли называют в пресс-релизе бессмысленным. Также специалисты отмечают неэффективность действующей системы лицензирования, которая из системы контроля превратилась в рынок бумаг, которые покупаются и продаются. Отмена лицензирования возможна при двух условиях – ввод нового закона о ломе и готовность самих ломозаготовителей и металлургов к организации контроля на всей территории страны. Это система саморегулирования. Подготовительный период, согласно расчетам, займет 1,5-2 года.
Саморегулирование в отрасли в условиях ФЗ «Об отходах производства и потребления», который введет для всех товаров в России утилизационные сборы, открывает новые перспективы для стимулирования спроса на металлопродукцию. Требуется разработать и дать старт программам утилизации в транспортном машиностроении России. Помимо стимулирования спроса в автомобилестроении, судостроении и вагоностроении программы утилизации обеспечат дополнительно до 10 млн. т лома черных металлов и до 0,7 млн. т лома цветных металлов. Программы утилизации полностью соответствуют стратегиями развития перечисленных отраслей до 2020-2030 гг., разработанных Минпромторгом РФ, отмечается в пресс-релизе.
В России в 2012 году создана Национальная саморегулируемая организация переработчиков лома и отходов черных и цветных металлов, утилизации транспортных средств, в которую входят как крупнейшие потребители лома (металлургические комбинаты, такие как Северсталь, НЛМК, ОМК), так и независимые переработчики лома, обладающие 100% мощностей действующих шредеров. С учетом того, что транспортные средства состоят на 70-95% из металла, то, как считают специалисты, контроль за выполнением безопасного процесса утилизации может быть осуществлен данной саморегулируемой организацией на всей территории России.
Ломозаготовительной отрасли требуется консолидация, делают вывод организаторы форума. Естественно, не через создание очередной ломовой «супермонополии». Требуется объединение участников рынка в ассоциацию по принципам саморегулирования, которая защищает интересы ломозаготовителей и при этом возьмет на себя функции регулятора рынка. При оценке перспективной динамики отрасли в основу экспериментальных расчетов были взяты параметры форсированного сценария прогноза социально-экономического развития России со следующей структурой среднегодовых приростов основных показателей (%).
Целевая траектория развития и базовые прогнозные ориентиры развития ломозаготовительной отрасли: от исторически совершенной диверсифицированной системы концерна «Союзвтормет» в административной экономике (1980-1985) через разрушительные процессы и последующее восстановление механизмов государственного регулирования в переходной экономике (1985-2012), к высокотехнологичному саморегулируемому промышленному кластеру конкурентного сектора в социальной экономике (2012-2025).
Диана Шуняева
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru