Росморречбункер предложил ввести саморегулирование в ответ на идею Сечина ограничить количество бункеровочных компаний
Конфликт, разгоревшийся на рынке бункеровки (заправки судов), можно решить введением обязательного саморегулирования, считают в Ассоциации морских и речных бункеровщиков (Росморречбункер).
В минувший понедельник Ассоциация отправила письмо председателю Правительства РФ Дмитрию Медведеву с критикой инициативы президента «Роснефти» Игоря Сечина ограничить рынок бункеровки структурами вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК), сообщила газета «Ведомости».
В настоящее время на рынке бункеровки работает три структуры ВИНК: принадлежащий «Роснефти» «РН-бункер», «Лукойл бункер» и «Газпромнефть марин бункер». В Росморречбункере полагают, что Сечин пытается зачистить рынок, лоббируя интересы ВИНК. Между тем, мощностей ВИНК для обслуживания всего рынка не хватит. Кроме того, предложения Сечина нарушают антимонопольное законодательство. Поэтому Росморречбункер считает, что для эффективного регулирования данного сегмента рынка необходимо ввести обязательное саморегулирование.
Свое предложение глава «Роснефти» обосновывает тем, что независимые игроки закупают топливо «сомнительного качества» у небольших заводов и реализуют по демпинговым ценам через серые схемы и офшоры. Контролировать рынок невозможно, поэтому приоритет должен быть отдан производителям с долгосрочными контрактами, заключает Сечин.
По мнению представителей Ассоциации предложения Сечина негативно повлияют на бункерный рынок и снизят привлекательность портов. Структуры ВИНК занимают около 45% рынка бункеровки, но им принадлежит менее 10% нефтебаз и флота в портах. Ограничение рынка приведет к резкому повышению стоимости топлива, уходу с рынка независимых бункеровщиков и увольнению сотрудников, переориентированию логистических цепочек в обход российских портов, предупреждает Ассоциация. Ассоциация оценивает рынок бункеровки в 8-9 млн т, или 3,5-4,5 млрд. долларов.
Гендиректор Балтийской топливной компании Станислав Корнеев называет инициативу Сечина авантюрной, но признает, что отрасль нуждается в большем регулировании. Проблема некачественного топлива встречается примерно в 5% случаев бункеровки, полагает он. На рынке иногда появляются компании с топливом сомнительного происхождения, и это негативно сказывается на отрасли. Однако при обязательном саморегулировании эта проблема, безусловно, исчезла бы, считает Станислав Корнеев.
Представитель Минтранса также критически отнесся к этой идее, подчеркнув, что ограничение количества бункеровочных компаний невозможно — это противоречит закону о защите конкуренции, но можно ужесточить требования к качеству топлива.
Николай Жердяев
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru