Саморегулирование здравоохранения неизбежно
Врачи хорошие и не очень есть в любой стране мира. Однако в современной России разница между хорошим и плохим врачом колоссальная и число последних с пугающей быстротой растет.
Скажем откровенно, нынешняя Высшая школа выпускает плохих специалистов - учителей, архитекторов, экономистов, юристов, в том числе и врачей. Ведь в медицинских вузах точно так же, как в остальных: за деньги можно поступить, сдавать экзамены, получить диплом .И это, пожалуй, страшнее всего, ибо вред от никудышного экономиста или юриста несопоставим с вредом от неграмотного врача.
Министр здравоохранения Вероника Скворцова также отмечает низкий уровень медицинского образования как одну из серьезнейших проблем российского здравоохранения, которую необходимо срочно решать. И предложения уже прорабатываются.
С 2016 года предполагается ввести обязательную аккредитацию врачей для допуска к лечебной деятельности, как это принято в большинстве стран Европы и в США. А занимаются этим саморегулируемые медицинские организации – ассоциации, палаты.
Например, в Германии, куда любят ездить лечиться наши VIP- соотечественники все врачи объединены в Немецкую врачебную палату. Немецкий выпускник медвуза, желающий заниматься лечебной деятельностью, должен получить так называемый «апробацион», который выдается медицинским департаментом при земельном правительстве. Кстати, в этом департаменте работают не медики, а юристы.
Апробацион выдается на основании представленных документов: диплома, паспорта, выписки из Центральной судебной палаты об отсутствии или наличии конфликтов с законом (если есть, то каких), справки от врача об отсутствии заболеваний, опасных для общения с пациентами. Сведения о выдаче апробациона сразу идут во Врачебную палату, членом которой становится молодой врач. Без этого он не имеет права заниматься лечебной деятельностью. Членские взносы зависят от заработка и, что важно, не напрягают. У молодого доктора может быть 100 евро в год. Врач-специалист со стажем 20 лет и соответственно хорошим заработком платит до 500 евро в год.
Также Немецкая врачебная палата занимается защитой прав и интересов врачей, обеспечивает поддержание высоких профессиональных и этических стандартов, консультирует парламент и правительство по вопросам здравоохранения, социальной политики, образования врачей. Верховным органом является ежегодный национальный съезд врачей, на котором избираются сроком на 4 года президент, два вице-президента и два представителя врачей в правление, в состав которого входят президенты всех земельных (региональных) врачебных палат.
Немецкая врачебная палата не подменяет профсоюз и не призывает к забастовкам. Однако она принимает участие в переговорах с административными органами о деталях оплаты труда, с пенсионными фондами и страховыми кассами. В общем, серьезная и уважаемая организация с большим количеством функций.
Видимо, что-то подобное планируется к созданию и в России. К слову, у нас уже создана Национальная медицинская палата (НМП). Она объединяет более 80 организаций, как региональных, так и общероссийских. В состав НМП входят крупные профессиональные общества и ассоциации. Определены главные приоритеты НМП – защита пациентов от некачественного лечения и врачебных ошибок с одной стороны, а с другой стороны – защита врачей от того положения, в котором они оказываются. Кроме того, Палата выступает за увеличении финансирования здравоохранения, повышения заработной платы медицинским работникам и разрешения кадровой катастрофы. И это пока все. Остальное на уровне слухов. Врачи боятся, что их заставят платить огромные членские взносы, пожилые доктора – что придется сдавать тяжелые в их возрасте экзамены для подтверждения диплома, иначе могут уволить. Есть большие опасения, что все сведется к еще большей коррупции.
В общем, с саморегулированием в здравоохранении еще много тумана. Между тем, практика показывает, что из западного опыта мы чаще всего забираем только название и общие очертания «конструкции», ее формальную сторону, при этом в корне переделывая саму суть инновации. И в результате получаем суррогат. Тем не менее, всем понятно, что оставлять все как сейчас в здравоохранении нельзя, как говорится, уже на краю.
Николай Жердяев
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru