"Саморегулируемый бизнес" или проблемы саморегулирования на лицо
Данной новостью мы продолжаем публиковать материалы относящиеся к циклу публикаций - "о саморегулируемом бизнесе". Ранее нами была опубликована публикация "Коммерциализация СРО продолжается" от 18.04.2011 года, в которой были затронуты проблемы коммерциализации СРО.
Несмотря на все положительные моменты присущие институту саморегулирования в строительстве, мы должны признать, что данный механизм в России потерпел полное фиаско. И дело здесь в том, что саморегулирование предполагает активное участие всех участников строительной сферы, а этого в России не происходит, представителям строительного бизнеса проще заплатит за строительный, проектный и изыскательский допуск и забыть на какое-то время о СРО и саморегулировании сконцентрировавшись на своём профильном бизнесе. А ведь именно строительные, проектные и изыскательские компании в системе саморегулирования являются определяющей силой, именно они выбирают, и переизбирают руководящие органы СРО, они принимают в рамках СРО стандарты и правила профессиональной деятельности, принимают иные значимые для профессионального сообщества решения. Институт саморегулирования (с точки зрения участия в этом процессе всех заинтересованных лиц) идеальный механизм регулирования, позволяющий практически полностью излечиться от всех недугов присущих профессиональной сфере, в том числе пресечь деятельность фирм однодневок, компенсировать ущерб, нанесенный в результате допущенных строителями ошибок за счет страхования и средств компенсационного фонда, принимать стандарты и правила необходимые профессиональному сообществу. Однако это лишь теория, красивая обложка, предлог благодаря которому данная система получила жизнь.
Однако в результате существования данного механизма в строительной сфере в России течение 2,5 лет, многие разочаровались в саморегулировании в том виде, в котором оно существует на данный момент. Дело в том, что саморегулирование в России легализовало коррупционную составляющую, существовавшую при лицензировании, саморегулируемые организации превратились в бизнес структуры, а само саморегулирование в очень прибыльный бизнес. Как то при встрече представителя нашего портала с руководством одного из СРО, руководство этого СРО отметило (имена и названия СРО не публикуем по понятным причинам): "Что может быть прибыльнее саморегулирования? Саморегулирование по прибыльности уступает только проституции, наркоторговле и продаже оружия", к сожалению это действительность присущая саморегулированию настоящего периода, именно поэтому в этой сфере появились новые для данного института явления и процессы, присущие крупному бизнесу: - рейдерские захваты СРО; - рынок купли-продажи готовых СРО.
Говорить о том, что саморегулирование в России сформировалось пока рано, если, конечно же, целью саморегулирования не является тот беспредел, который воцарился в данный момент, а те, кто говорит об успешности СРО в строительной сфере, либо лукавят, либо и правда находятся в полном заблуждении. Безусловно, не все СРО и не все кто находится в системе саморегулирования, являются мошенниками, и получают сверх прибыли, многие действительно находятся в полном неведении, и лишь сейчас начинают осознавать какого монстра, мы вырастили. Прародители данного механизма в России ужаснуться или уже ужаснулись масштабам бедствия. А те же, кто имеет определенные доходы от системы саморегулирования, с радостью отмечают, что возврата уже быть не может, ибо в систему закачали "такие деньги".
Как Вы думаете, на чем зарабатывают в системе саморегулирования? Я думаю многие будут удивлены, но в бизнес - структурах в виде СРО зарабатывают абсолютно на всём, давайте же перечислим основные источники поступления доходов:
- вступительные и членские взносы - посредством различных обнальных схем, в том числе с использованием страховых схем (страхования ДМС и других), а так же классических схем, данные взносы выводятся, и превращаются в наличность. Поэтому если Вы увидите в смете Вашего СРО завышенные цены на товары (например, канцелярию, программное обеспечение), а в штатном расписании найдете мертвых душ, увидите завышенные цены на услуги (например, консультационные услуги, юридические услуги, услуги по разработке новых стандартов, например СНиПов и т.д. и т.п.), не удивляйтесь, возможно, Вы прибываете в коммерческом СРО.
- страховании ответственности при вступлении в СРО, а так же ежегодной пролонгации договоров страхования - есть СРО которые работают с одними и теми же страховыми компаниями, зачастую лоббируют интересы конкретных страховых, в том числе путем принятия правил и стандартов по страхованию членов СРО сделанные под определенную страховую. Задумайтесь, возможно, коммерческое СРО совсем рядом. Заинтересованные лица СРО зарабатывают на выплате премиальных за каждую застраховавшуюся компанию (по некоторым оценкам размер премиальных доходит до 50 % от страховой премии). Видимо для максимизации прибылей от страхования, в последнее время наметилась тенденция скупки страховых компаний представителями отдельных СРО;
- сертификации менеджмента качества - доход получают от сертификационных центров в виде отступных, либо сами создают сертификационные центры. Сертификация является обязательным условием оформления свидетельств о допуске к работам на особо опасные, технически сложные и уникальные объекты. В некоторых СРО предусмотрена обязательная сертификация вне зависимости от видов работ, на которые выдается допуск и это прямо предусмотрено стандартами и правилами данного СРО. Некоторые СРО даже предусмотрели различные скидки, связанные с сертификатами ИСО (например: "при наличии сертификата ИСО вступительный взнос 50 тыс. рублей вместо 100 тыс. рублей" или "членских 5,5 а не 6 тыс. рублей");
- повышении квалификации - схема, при которой имеется договоренность об отступных с образовательными учреждениями, либо самостоятельно создали свой образовательный центр, оформив на него необходимые лицензии, безусловно, без лоббирования данного образовательного учреждения не обходиться;
- специалистах - есть саморегулируемые организации, которые в открытую продают необходимых для вступления в СРО специалистов с дипломами и трудовыми книжками, есть даже те, кто предусмотрел различный порядок оплаты и тарифы на такие услуги - разовый платеж, помесячный, либо поквартальный и т.д. Вы спросите, где достают дипломы специалистов? Они берутся из дел, которые представляют добросовестные члены СРО. Если Вы строительный холдинг и Ваши специалисты (дипломы, повышения квалификации и трудовые книжки которых Вы предоставили для вступления СРО или расширения допуска СРО), в последующем окажутся работающими еще в 100 или 1000 компаниях (естественно на бумагах), не удивляйтесь, просто кто-то переусердствовал с продажей;
- компенсационных фондах - многие банки открыли охоту на компенсационные фонды СРО, дело всё в том, что компенсационные фонды многих СРО составляют уже даже не сотни миллионов рублей, а миллиарды, у некоторых СРО этот показатель зашкаливает за 2 и более миллиардов рублей. Безусловно, банкам выгодно, чтобы этот компенсационный фонд был размещен на депозите в этом банке. За размещение компенсационных фондов руководство СРО от банка получает отступные. Привлечь к ответственности за это практически невозможно, все дело в том, что СРО официально получает на расчётный счет минимальный процент, предусмотренный для аналогичных депозитов, как правило, 6 - 7%, а все остальное проходит без учета (по некоторым оценкам от 3% до 4%). Давайте подсчитаем, сколько можно получить в качестве отступного при размещении компенсационного фонда в размере 1 млрд. рублей - при 3% - 30 000 000 рублей в год, при 4% соответственно 40 000 000 рублей в год. Впечатляющие суммы, не правда ли? Более состоятельные представители СРО решили, чтобы не мелочиться приобрести собственные банки.
И это только то, что можно отнести к схемам, относящимся к категории практически недоказуемые и это понятно, ведь в этом сговоре зарабатывают обе стороны, и всех такое положение устраивает, навряд ли кто-то захочет признаться добровольно в таких деяниях. Но есть открыто мошеннические схемы - начиная от создания СРО в целях сбора компенсационных фондов и последующим исчезновением (например, было когда-то такое СРО - СРО НП "КубаньСтройОбъединение"), либо предоставлением рассрочек на вступление в СРО (не путайте с вполне легальным механизмом кредитования при вступлении). Проблема отсутствующих компенсационных фондов так же присутствует в некоторых СРО, деньги были, но куда-то исчезли.
Хотелось бы пояснить, что когда мы используем термин "руководство СРО", мы не обязательно говорим о руководителях - генеральных директорах, президентах и т.д. которые юридически являются руководством, мы говорим о заинтересованных лицах, по большому счёту о "собственниках СРО". Вы думаете, что собственника не может быть в некоммерческом партнерстве? Правильно в некоммерческом партнерстве собственника кроме как самого НП быть не может, но в СРО, когда речь идет о миллионах, а где-то о миллиардах такое очень даже может быть. Убедится в том, что есть собственники, можно вспомнив, кто организовывал СРО, кто заносил в Ростехнадзор. "Собственники" есть практически в каждом СРО.
Извечный вопрос - кто виноват? Несмотря на то, что лицензирования уже нет и в принципе ответственность переложена на саморегулируемые организации и их объединения, всё равно виновато государство, в лице Ростехнадзора и законодателей. Но более всего виноваты - мы обычные члены СРО.
Ростехнадзор виноват в том что занимается всем кроме того чем должен был бы заниматься и это ни для кого не секрет, Ростехнадзор уже не раз подвергался критики со стороны тех кто не рад хаосу существующему в этой сфере. А ведь при должном контроле со стороны надзорных органов навряд ли появились бы СРО однодневки и коммерческие СРО. Контроль и надзор великое дело, при должном контроле и надзоре со стороны государственных органов лицензирование тоже выглядит весьма идеальным механизмом и при этом без официальной коммерческой подоплеки. Обычные члены виноваты, в том, что фактически отстранились от всех процессов связанных с саморегулированием, отставив принятие решений на откуп руководящих органов СРО.
Что делать? Брать управление в СРО в свои руки, голосовать на общих собраниях не так как Вам говорят, а так как Вы считаете нужным, предварительно взвесив все за и против. Необходимо менять руководящие органы и назначать на руководящие посты ответственных, некорыстных и преданных своему делу лиц, изменять законодательство, пресекая на законодательном уровне любые возможности для получения прибыли от этого института, возможно, вообще отказаться от компенсационных фондов, предусмотрев только страхование. Как можно чаще использовать страховые механизмы, а так же выплаты из компенсационных фондов, а для этого пересмотреть на законодательном уровне механизмы, при которых выплаты не только декларировались, но и осуществлялись (случаев выплат из компенсационных фондов на нашей памяти нет, случаев выплат со стороны страховых - единицы и многие страховые считают это вид в принципе безубыточным).
Часто мы слышим о необходимости передачи контрольных и надзорных функций за саморегулируемыми организациями от Ростехнадзора к Минрегиону, сразу же отметим что это не панацея, нет смысла менять один орган на другой, нужно менять руководящие органы СРО. Расширять полномочия Национальных объединений еще более опасно, смысла в Национальных объединениях на данный момент вообще нет, зачем нужны надстроечные институты занимающиеся сбором даней в виде членских и вступительных с СРО? В состав Национального объединения входят представители СРО, как правило, руководители СРО, в том числе СРО описанных выше.
Михаил Самов
Специально для Информационного портала «Все о саморегулировании» (Все о СРО)
www.all-sro.ru