Участники Совета ТТП РФ по саморегулированию предпринимательской и профессиональной деятельности обсудили «законодательные дыры»
23 января 2013 года в Малом зале Торгово-промышленной палаты Российской Федерации состоялось очередное заседание Совета ТТП РФ по саморегулированию предпринимательской и профессиональной деятельности. Мероприятие сопровождалось интернет-трансляцией.
Как сообщил один из модераторов заседания, интернет- аудитория площадки, где обсуждаются самые актуальные вопросы саморегулирования, постоянно растет. Это говорит об усилении интереса профессионального сообщества к институту саморегулирования. К слову, первое в этом году заседание стало аншлаговым. В нем приняли участие члены Совета, журналисты, представители СРО арбитражных управляющих, аудиторов, медработников, строителей, проектировщиков и др.
Заседание вел сопредседатель Совета ТПП РФ по саморегулированию предпринимательской и профессиональной деятельности, вице-президент Российской гильдии риэлторов Константин Апрелев. Повестка дня содержала четыре вопроса: порядок слияния и присоединения саморегулируемых организаций, новый закон о бухгалтерском учете: сравнительный анализ, новеллы, перспективы введения института саморегулирования в бухгалтерской профессии, утверждение Плана работы Совета ТПП РФ по саморегулированию предпринимательской и профессиональной деятельности на I полугодие 2013 года; и разное.
Представляя первый вопрос Константин Апрелев отметил, что он является «черной дырой» в законодательстве, должным образом не урегулирован, и по этой причине является проблемным.
Действительно, вопрос о порядке слияния и присоединения саморегулируемых организаций вызвал жаркую дискуссию.
По словам докладчика, эксперта Национального объединения СРО арбитражных управляющих Арсена Гареева, представлявшего этот вопрос, согласно федеральному законодательству он весьма противоречив. С одной стороны в статье 21 Закона № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» говорится о фактическом запрете на реорганизацию саморегулируемых организаций («Основанием для исключения сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций является: ликвидация или реорганизация некоммерческой организации»). С другой - статья 57 Гражданского кодекса РФ, часть 1 и статья 16 Закона № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» говорят о том, что реорганизация некоммерческой организации может быть осуществлена в форме слияния, присоединение, разделение, выделение, преобразование. И реорганизация может быть осуществлена по решению учредителей (участников) либо органа юрлица, уполномоченного на то учредительными документами. Причем, решение принимается либо квалифицированным большинством, либо единогласно.
Как сообщил докладчик, потребности в реорганизации СРО могут быть следующие:
- необходимость разделения СРО по территориальному признаку;
- повышение эффективности деятельности СРО (неэффективные СРО присоединяются к эффективным; диверсификация - объединение организаций с разной специализацией; устранение конфликта между группами с разными позициями по вопросу саморегулирования внутри СРО); - возможность сохранения организации в случае, если она перестала удовлетворять требованиям (например, снизилась численность членов СРО - менее 100, поэтому вместо ликвидации такая СРО может присоединиться к другой СРО).
Альтернативными механизмами вышеприведенным случаям могут быть: желание нескольких СРО объединиться (переход всех заинтересованных лиц в одну СРО, ликвидация других СРО), а также, если СРО хотят разделиться (выход инициаторов разделения из СРО и создание нового СРО).
Однако любая реорганизация имеет ряд негативных сторон. В частности, высокие затраты участников «фактической организации» (вступительные взносы, взносы в компенсационный фонд), риски потери рыночных позиций (новый бренд), необходимость заново зарабатывать репутацию, а также снижение возможности обеспечения ответственности бывшего члена СРО, применения мер дисциплинарного воздействия за нарушения, совершенные во время членства в «старой» СРО.
Попытки законодательного закрепления возможности реорганизации СРО предпринимались. Так, в поправках к закону № 240-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации», в тексте законопроекта, представленного в первом чтении, указывалась возможность реорганизации СРО одного вида в формах слияния и присоединения. Однако указанные положения законодателями были исключены. Основаниями для этого стало то, что СРО - это не организационно-правовая форма и, что отсутствует регулирование правовых последствий реорганизации СРО.
Поэтому сегодня, по мнению докладчика, главной задачей является создание механизма реорганизации СРО.
Необходимо четко расписать порядок распределения прав и обязанностей вытекающие из наличия статуса «саморегулируемая организация», между участниками процесса реорганизации. Кроме того, прописать порядок перехода членов реорганизуемой СРО в новую СРО, средств компенсационного фонда и рисков, связанных с ответственностью членов СРО.
Участники Совета отметили возможные коллизии, которые могут возникнуть под термином «реорганизация» - поглощение, рейдерский захват и прочее, а также связанные с компфондом и ответственностью по нарушениям совершенным в период членства в реорганизованной СРО и т.д.
По итогам бурной дискуссии было решено сформировать Рабочую группу из 7 человек, которая займется подготовкой поправок и предложений. Константин Апрелев предложил созданной группе в мае на очередном заседании Совета высказать свои предложения в формате «решение и его последствия».
По второму вопросу выступила исполнительный директор Национального союза аудиторов Мария Воронина. Она дала подробный анализ закона № 402-ФЗ, его новеллы, сферы действия закона, перспективы введения института саморегулирования в бухгалтерской профессии.
Мария Воронина отметила значимые новеллы 402-ФЗ. Среди них изменение регулирования бухгалтерского учета (в число субъектов регулирования включен ЦБ РФ, также будет осуществляться негосударственное регулирование бухгалтерского учета), изменение организации ведения бухучета (ограничены права руководителя в части ведения бухучета лично), обязанность ведения бухучета возложена на главного бухгалтера; станет другой учетная политика – экономическим субъектам предоставлено право разрабатывать способы ведения бухучета в случае, если правила не установлены федеральными стандартами и т.д.
Докладчик заметила, что развитие бухгалтерского учета в России происходит на основе смешения двух моделей регулирования бухгучета: британо-американской и континентальной.
Она также выделила базовые принципы развития саморегулирования в отрасли:
- членство в СРО (по разнообразию профессионального уровня и квалификации бухгалтеров – бухгалтер, главный бухгалтер, индивидуальный предприниматель);
- порядок организации профессиональной ответственности;
- участие в разработке профессиональных стандартов и стандартов образования;
- организация полноценных СРО бухгалтеров или совместных СРО бухгалтеров и аудиторов.
Выступление Марии Ворониной также вызвало множество вопросов. Резюмируя доклад, ответы на вопросы и комментарии Константин Апрелев заметил: «Несмотря на то, что это добровольные СРО, тем не менее, возможность участия в разработке национальных стандартов бухгалтерам делегируются. Это очень интересный и важный момент».
Затем участники рассмотрели 3 и 4 вопросы повестки дня.
Следующее заседание Совета ТТП РФ по саморегулированию предпринимательской и профессиональной деятельности пройдет 20 февраля текущего года.
Сергей Жидков
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru