Создание единого СРО железнодорожных операторов под вопросом
Сегодня состоялось заседание экспертного совета по железнодорожному транспорту при ФАС России, повестка дня которого включала обсуждение предложений по созданию коммерческой инфраструктуры рынка железнодорожного транспорта, в том числе возможности создания единой саморегулируемой организации операторов, сообщает ИА «РЖД-Партнер.Ру».
Полярные мнения прозвучали по поводу создания единого СРО железнодорожных операторов. Так, член экспертного совета Федеральной антимонопольной службы Денис Семенкин заявил, что в ближайшем будущем формирование полноценной саморегулируемой организации железнодорожных операторов не планируется.
По его словам, на этапе формирования коммерческой инфраструктуры рынка грузовых железнодорожных перевозок органы его управления еще не будут полностью соответствовать критериям СРО в понимании федерального закона РФ «О саморегулируемых организациях».
«На рассмотрение представлена модель, согласно которой на начальном этапе предполагается создать СРО в форме некоммерческого партнерства «Совет рынка железнодорожного транспорта», – отметил Денис Семенкин. – При этом организационно коммерческая инфраструктура рынка железнодорожных перевозок также должна быть закреплена в структуре НП «Совет РЖТ», включающей наблюдательный совет из сгруппированных по палатам представителей участников рынка, а также его исполнительный орган, функционально структурированный в соответствии с основными направлениями деятельности».
По словам эксперта, НП «Совет РЖТ» должно обеспечить функционирование рынка грузовых железнодорожных перевозок, а также деятельность торговой площадки для организованной торговли услугами по перевозкам и связанными с ними услугами, которые относятся к конкурентному рынку.
«Планируется, что состав и организационная структура данного партнерства формируются исходя из профессиональной и функциональной принадлежности: перевозчики, операторы подвижного состава, пользователи услуг железнодорожного транспорта, владельцы инфраструктур и путей необщего пользования, экспедиторы, а также вспомогательные организации, – пояснил Денис Семенкин. – Окончательный состав палат должен быть сформирован исходя из необходимости обеспечения общего баланса интересов: поставщиков и покупателей услуг железнодорожного транспорта, инфраструктурных организаций, органов власти, а также экспертов».
«Инициатива создания единой саморегулируемой организации не вызовет серьезных изменений на рынке оперирования подвижным составом», - заявил член президиума общественной организации «ОПОРА России», председатель комиссии по железнодорожному транспорту Глеб Киндер.
«В принципе, она (СРО – прим. ред.) будет полезна, потому что подразумевает обязательное применение ряда стандартов. Если все участники операторского рынка будут ими руководствоваться, то появятся и определенные гарантии для пользователей, что крайне позитивно».
Минусом создания единой СРО Глеб Киндер назвал возможные ограничения для входа в нее малых операторов.
Вице-президент «Союзгрузпромтранс», член экспертного совета при Федеральной антимонопольной службе России Виктор Евпаков высказался более категорично. По его мнению, формирование единой саморегулируемой организации операторов приведет к деформации рынка. Сегодня невозможно выстроить эффективную модель деятельности данной СРО, поскольку состав участников рынка слишком разнороден, и привести их деятельность к единым стандартам невозможно, сказал он.
«С одной стороны мы имеем порядка 20 крупных игроков, которые по большей части входят в крупные финансово-промышленные группы, с другой – не менее 600 небольших компаний, оперирующих менее чем 1 тыс. вагонов. Естественно, что в этих условиях различаются не только бизнес-стратегии участников рынка, но и технологическая основа их функционирования. Каким образом в рамках СРО будут сформированы единые для всех ее участников стандарты – вопрос, на который мы уже достаточно продолжительное время не можем получить ответа», - констатировал эксперт.
Виктор Евпаков полагает, что объединение под одной крышей всех операторов выгодно и перевозчику, и регуляторам, но в определенной мере является шагом назад для развития отрасли. «Большая часть тех негативных явлений, с которыми мы сталкиваемся в последнее время, возникают вследствие непроработанности правовой базы и отсутствия внятной стратегии развития отрасли. Наивно полагать, что через введение какой-то внутренней регламентации можно будет добиться решения обострившихся проблем», уверен Виктор Евпаков.
В ФАС России считают, что формирование саморегулируемой организации может стать частью нового дизайна коммерческой инфраструктуры отрасли, и готово инициировать внесение необходимых для ее практической реализации изменений в нормативно-правовую базу.
Николай Жердяев
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru