СРО и капитальный ремонт МКД: новые требования для строителей
16-17 октября в Москве прошёл пятый обучающий семинар для бухгалтеров саморегулируемых организаций (СРО). Особое внимание уделили аудиту СРО, изменениям в трудовом законодательстве.
Постоянный спикер семинара, директор компании "АудитАрте" и аттестованный аудитор Надежда Клакевич, рассказала об общих изменениях в законодательстве, касающихся строительной сферы.
Согласно Федеральному закону № 238-ФЗ, вступившему в силу, капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов (МКД) теперь могут осуществлять только юридические лица и индивидуальные предприниматели, являющиеся членами саморегулируемых организаций в сфере строительства. Это нововведение направлено на повышение качества и безопасности строительных работ, а также на усиление контроля за деятельностью строительных компаний.
Что такое капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов
Капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов — это комплекс работ, направленных на восстановление и улучшение состояния конструктивных элементов здания, таких как кровля, фасад, фундамент, инженерные системы и другие.
С 1 июля 2016 года в России действует система обязательного взноса на капитальный ремонт, который вносят собственники квартир. Эти средства аккумулируются на специальных счетах или счетах региональных операторов и используются для финансирования ремонтных работ.
Требования для выполнения капитального ремонта
Федеральный закон № 238-ФЗ установил новые требования для выполнения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов. Теперь такие работы могут осуществлять только юридические лица и индивидуальные предприниматели, являющиеся членами саморегулируемых организаций (СРО) в сфере строительства.
Ответственность СРО
Саморегулируемая организация — это некоммерческая организация, объединяющая субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, работающая на основе добровольного членства. СРО устанавливает правила и стандарты своей деятельности, контролирует их соблюдение, защищает интересы своих членов и несёт ответственность за их действия перед потребителями и контролирующими органами.
Важно отметить, что СРО в сфере строительства должна быть включена в государственный реестр саморегулируемых организаций и соответствовать установленным требованиям. Перед началом выполнения работ по капитальному ремонту необходимо проверить наличие у исполнителя членства в СРО.
Статьи 60 и 60.1 Градкодекса предусматривают солидарную и субсидиарную ответственность СРО за нарушения своих членов. Так, саморегулируемая организация формирует два компенсационных фонда:
- компенсационный фонд возмещения вреда – в целях обеспечения имущественной ответственности членов СРО по обязательствам, возникшим вследствие разрушения, повреждения здания, сооружения либо части здания или сооружения. СРО в пределах этих средств несет солидарную ответственность (ст. 60 Градостроительного кодекса).
- компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств – в целях обеспечения имущественной ответственности членов СРО по обязательствам, возникшим по договорам подряда, заключенным с использованием конкурентных способов (аукцион, конкурс). Суть конкурентного способа заключается в том, что участники закупки делают заказчику предложения, из которых он выбирает наиболее выгодное для себя. СРО в пределах средств этого компфонда несет субсидиарную ответственность (ст. 60.1 Градостроительного кодекса).
Размер ответственности ограничен: 1/4 доли средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств на дату предъявления требования.
Введение требования о членстве в СРО
Введение требования о членстве в СРО для выполнения капитального ремонта направлено на повышение качества и безопасности строительных работ, а также на усиление контроля за деятельностью строительных компаний. Это позволит обеспечить соблюдение требований законодательства, строительных норм и правил, а также повысить уровень квалификации исполнителей работ.
Напомним, ранее НОСТРОЙ сообщил о том, что в сфере капитального ремонта многоквартирных домов только за восемь месяцев 2024 года не состоялось 82% торгов из-за того, что на участие в них поступила либо только одна заявка, либо и вовсе не оказалось желающих выполнить эти работы. Доля не состоявшихся торгов без заявок — 54%. Отмечается, что причиной тому послужили:
- некорректная НМЦК,
- отсрочки по платежам,
- не включение в систему расчетов затрат на кредитование, страхование и т.д.
НОСТРОЙ также предложил алгоритм действий, выполнение которого позволит минимизировать риски.
Специально для Информационного портала "Все о саморегулировании" (Все о СРО)
www.all-sro.ru