Суд: НОСТРОй использовал методику начисления членских взносов, которая не соответствует законодательству РФ
30 января 2013 года в полном объеме опубликовано Постановление Тринадцатого арбитражного апеляционногоо суда г. Санкт-Петербурга по делу №А56-34494/2012. Информационный портал «Все о саморегулировании» знакомит читателей с выдержками из решения суда.
Пикантность вердикта суда состоит не только в том, что НП строителей «СтройРегион» утер «нос» НОСТРОю, но и в том, что данное судебное решение может дать повод (если хотите, показать пример) саморегулируемым организациям пересмотреть свои отношения с Национальным объединением строителей.
Прежде всего, надо отдать должное суду, который детально исследовал представленные многочисленные документы, регулирующие деятельность саморегулируемых организаций и национальных объединений.
Итак, в открытом судебном заседании была рассмотрена апелляционная жалоба Некоммерческого партнерства строителей «СтройРегион» по иску Общероссийской негосударственной некоммерческой организации «Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство» к НП строителей «СтройРегион» о взыскании задолженности по уплате членских взносов за 4 квартал 2011 года и за 1 квартал 2012 года на общую сумму 6520000 рублей, судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере 55600 рублей.
Напомним, решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.09.2012 исковые требования НОСТРОя были удовлетворены в полном объеме. Сие событие произошло аккурат незадолго до съезда Нацобъединения и на форуме было преподнесено будто бы карающая десница президента Басина наказала недобросовестно-строптивое СРО.
Однако НП строителей «СтройРегион», не согласившись с решением суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило прежнее решение отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, судом не были полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
Дело рассматривалось в двух судебных заседаниях 21 и 28 января 2013 года.
Суд копнул весьма глубоко. Из материалов дела следует, что по вопросам повестки дня Всероссийского съезда 10.11.2009 г. были, в том числе, приняты следующие решения: о создании Национального объединения строителей, о принятии устава Национального объединения строителей и об утверждении Положения о формах, размерах и порядке уплаты отчислений саморегулируемых организаций на нужды Национального объединения строителей.
Согласно Положению, отчисления саморегулируемых организаций на нужды Национального объединения строителей осуществляются в форме вступительного и членского взносов. При этом вступительный взнос утвержден в размере 500 000 рублей, ежегодный членский взнос установлен из расчета 5 000 рублей на одного члена саморегулируемой организации. Согласно статьи 55.21 ГрК РФ Всероссийский съезд вправе определить размер отчислений саморегулируемых организаций на нужды Национального объединения саморегулируемых организаций исходя из численности и вида саморегулируемых организаций. При этом закон не содержит четких критериев определения этого размера и при отсутствии таких критериев буквальное толкование условия пункта 3 части 3 статьи 55.21 ГК РФ о том, что такой размер должен определяться из численности и вида саморегулируемых организаций, должно коррелировать с определением размера сметы расходов на содержание Национального объединения саморегулируемых организаций, как это предусмотрено пунктом 4 части 3 статьи 55.21 ГрК РФ.
Исходя из этого принцип расчета размера отчислений саморегулируемых организаций Национального объединения строителей и включает вступительный и членские взносы, является единым для всех саморегулируемых организаций и соотносится с численностью последних. Суд первой инстанции при принятии решения руководствовался принципом добровольности вступления в Национальное объединение и добровольным принятием на себя всех прав и обязательств, предусмотренных Уставом и иными документами Национального объединения. При этом суд не учел, что Федеральным законом от 27.07.2010 года № 240-ФЗ в Градостроительный кодекс были внесены изменения (в частности статья 55.21. дополнена пунктами 2.1. и 5.1.), которыми установлено обязательное (автоматическое) членство саморегулируемых организаций в Национальных объединениях саморегулируемых организаций соответствующего вида, установлено, что такое Национальное объединение саморегулируемых организаций соответствующего вида в Российской Федерации может быть только одно.
Законодатель с 1 октября 2010 года, то есть с даты вступления в силу изменений, исключил принцип добровольности, а также возможность выбора принятия саморегулируемой организацией решения о вступлении в члены Национального объединения (в данном случае НОСТРОй) или выхода из него. В спорный период - IV квартал 2011 года и I квартал 2012 года, у ответчика отсутствовала возможность выбора участия в НОСТРОй и соответственно, ссылка суда в решении на добровольное принятие НП «СтройРегион» обязательств, вытекающих из членства в НОСТРОй, не соответствует Градостроительному кодексу и обстоятельствам дела.
Суд отметил, что исковые требования НОСТРОй о взыскании членских взносов основаны на общих положениях Устава НОСТРОй (п. 5.2. Устава об обязанности членов осуществлять отчисления на нужны НОСТРОй, уплачивать вступительный и членские взносы), Положении о формах, размерах и порядке уплаты отчислений саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство, на нужды Национального объединения строителей, утвержденном Всероссийский съездом (протокол № 1 от 10.11.2009г.). А Положение о формах, размерах и порядке уплаты отчислений саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство, на нужды Национального объединения строителей противоречит нормам п. 3 ч. 3 ст. 55.21 Градостроительного кодекса, согласно которому Всероссийский съезд саморегулируемых организаций определяет размер отчислений саморегулируемых организаций на нужды Национального объединения саморегулируемых организаций исходя из численности и вида саморегулируемых организаций.
В силу пункта 5 статьи 55.3 ГрК РФ у Всероссийского съезда саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов капитального строительства отсутствуют возможности по определению размера отчислений на нужды Национального объединения саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство, исходя из численности и вида саморегулируемых организаций, поскольку в состав данного Национального объединения могут входить саморегулируемые организации только лишь одного вида, а именно - саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих строительство. Согласно буквальному толкованию пп. 3 п. 3 ст. 55.21 Градостроительного кодекса в качестве критерия определения размера отчислений устанавливает численность и вид саморегулируемых организаций, но не численность членов каждой саморегулируемой организаций.
Принимая во внимание принцип равенства прав и обязанностей каждого члена НОСТРОй, имея равные права и равное количество голосов на Всероссийском съезде при принятии отнесенных к его компетенции решений, обязанности и бремя обязательных отчислений также должны быть одинаковыми для всех членов. НОСТРОй, установив равный для всех размер вступительного взноса, необоснованно накладывает на более многочисленные СРО, в частности на НП «СтройРегион», большие финансовые обязательства по обеспечению нужд НОСТРОя. что с учетом установленного обязательного членства ставит Партнерство в неравные, обременительные финансовые условия.
Порядок определения размера ежегодного членского взноса в размере из расчета 5 000 рублей на одного члена саморегулируемой организации, установленный Положением НОСТРОя (п. 3), является незаконным, поскольку не соответствует пп. 3 пункта 3 статьи 55.21 Градостроительного кодекса. Норма п. 3 ч. 3 ст. 55.21 Градостроительного кодекса в качестве основного критерия установления размера отчислений определяет нужды НОСТРОЯ на определенный период времени. Исходя из определенной сметы запланированных расходов. Всероссийским съездом должен определяться размер членских взносов одинаковый для каждого члена по методике деления суммы запланированных расходов на количество членов Национального объединения.
НОСТРОй после принятия изменений в 240-ФЗ, вступивших в законную силу 02.08.2010 г. не предпринял меры по определению размера и порядка по взысканию членских взносов с НП СРО «СтройРегион», в связи с чем истцом была применена методика начисления членских взносов, которая не соответствует законодательству РФ. Методика по начислению членских взносов, исходящая из количества членов, состоящих в СРО, которая была принята 10.11.2009 г. Всероссийским съездом СРО, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство и реконструкцию и капитальный ремонт объектов капитального строительства могла применяться лишь до вступления изменений в 240-ФЗ, вступивших в законную силу 02.08.2010 г.
НОСТРОй за рассматриваемый период применяет принцип расчета членских взносов по формуле: 5000 рублей в год за одного члена х 1470 членов НП СРО «СтройРегион» согласно реестра членов НП СРО «СтройРегион», что составляет 7 350 000 руб. В соответствии со вступившими в законную силу изменениями в 240-ФЗ расчет членских взносов необходимо производить по формуле исходящей из сметы расходов НОСТРОИ на 2012 г. 500 млн. руб. (пятьсот миллионов рублей) и количества СРО входящих в НОСТРОй, на 1 января 2012 г. их количество составило 250 СРО (500 млн. руб. : 250 = 2 млн. руб). Каждое СРО, входящее в состав НОСТРОИ, обязано уплачивать членские взносы в размере 2 млн. руб. в год (!). Истец же требует уплаты членских взносов только за 1 квартал в сумме 6 267 500 рублей. То есть суд показал, что у НОСТРОя аппетит немереный. И это при том, что в исковом заявлении истец указал на перечисление ответчиком взноса в размере 12 млн. рублей.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец не доказал своего права требовать уплаты взносов в большом размере. Поэтому в связи с отсутствием достаточных, относимых и допустимых доказательств доводов истца, Апелляционный суд считает его требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Решение от 21.09.2012 следует отменить, в иске отказать и взыскать с Национального объединения строителей в пользу НП строителей «СтройРегион» на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ госпошлину в размере 2000 рублей по апелляционной жалобе.
Николай Жердяев
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru