1. Главная
  2. Новости
  3. В ГД внесен законопроект, который может отсрочить увеличение численности СРО аудиторов
Новости

272

В ГД внесен законопроект, который может отсрочить увеличение численности СРО аудиторов

 В ГД внесен законопроект, который может отсрочить увеличение численности СРО аудиторов Только 1,5 тыс. аудиторских организаций из 4,5 тыс. или 36% от их общего количества имеют в своем штате трех и более аудиторов, работающих на постоянной основе. Около четверти всех аудиторских организаций (23,6%) не имеют в штате ни одного аудитора по основному месту работы, формально закрывая требование законодательства оформлением аудиторов по совместительству. Вместе с тем, на российском аудиторском рынке стали преобладать тенденции его высокой монополизации. По сведениям Министерства финансов РФ, на 01.01.2015 г. более 82% совокупной выручки приходится на 12% самых крупных аудиторских организаций, в том числе более 43% совокупной выручки на четыре международные компании, так называемую «большую четверку». На такие данные опираются авторы законопроекта «О внесении изменений в Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» и в отдельные законодательные акты РФ». Он разработан в целях обеспечения защиты общественных интересов и создания условий для развития аудиторского рынка на принципах добросовестной конкуренции, повышения качества аудита и созданию условий для развития и повышения конкурентоспособности национальных аудиторских организаций.

Инициаторы - Депутаты Государственной Думы М.М.Галимарданов, Е.А.Гришин - предлагают изменить сложившийся порядок вещей. В частности, установить правило, что при определении минимального количества аудиторов в коммерческой организации, для подтверждения ее членства в саморегулируемой организации аудиторов аттестат аудитора, работающего в нескольких организациях, учитывается только в одной из них. Его отсутствие влечет за собой появление большого количества субъектов аудиторской деятельности, оказывающих аудиторские услуги не системно и не на профессиональной основе и снижение эффективности аудиторской деятельности. Данный вывод авторы подкрепляют официальными данными Министерства финансов РФ об изменениях в структуре выдаваемых аудиторскими организациями аудиторских заключений. Так, за период с 2010 по 2014 год, доля выданных немодифицированных (без каких-либо замечаний) аудиторских заключений выросла с 58,6 до 76,5 %. Доля же аудиторских заключений с выражением мнения с оговорками (замечаниями), за тот же период, наоборот снизилась почти в 2 раза, с 40,2% до 22,6%.

Установление нормы о возможности подтверждения квалификационным аттестатом минимальной численности аудиторов однократно, только в одной коммерческой организации, позволит снизить остроту данной проблемы и создать условия для реализации мер, направленных на обеспечение конкурентоспособности отечественных аудиторов, необходимость которых была определена в Поручении Президента РФ Путина В.В. от 19 декабря 2015 года, отмечается в пояснении к проекту акта. При этом подчеркивается, что норма только уточняет требования к членству аудиторской организации в СРО аудиторов и не противоречит положениям Трудового кодекса РФ о праве работника на трудоустройство у неограниченного количества работодателей.

Еще одним предлагаемым нововведением является условие, при котором для членства в саморегулируемой организации аудиторов все аудиторские организации и индивидуальные аудиторы должны ежегодно раскрывать информацию о своей деятельности, не содержащую коммерческую тайну, на своем официальном интернет-сайте.

«Ее раскрытие позволит аудируемому лицу получить необходимые объективные и достоверные сведения о масштабе деятельности аудиторской организации, соответствующего масштабу деятельности аудируемого лица, ее специализации и принять обоснованное решение о заключении договора на оказание аудиторских услуг. Кроме того, раскрываемая информация позволит пользователям бухгалтерской (финансовой) отчетности (акционерам, собственникам, инвесторам, органам государственной власти и управления) также сделать вывод о соответствии масштаба деятельности аудиторской организации масштабам деятельности заказчика и о независимости аудиторской организации», - считают инициаторы.

Для обеспечения выполнения этого требования предлагается установить последовательность применения мер дисциплинарного воздействия вплоть до исключения аудиторской организации из СРО аудиторов.

Помимо размещения сведений на официальном интернет-сайте аудиторской организации, предполагается законодательно закрепить, что сведения о масштабе деятельности аудиторской организации также указываются и в реестре аудиторов и аудиторских организаций, являющимся специализированным, единым информационном ресурсом.

Важным для СРО аудиторов предложением является норма, которая может изменить сроки вступления в силу требования о минимальном количестве членов некоммерческой организации, при наличии которых она включается в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов. Напомним, с 01.01.2017 года в силу должен вступить законопроект № 403-ФЗ, который накладывает на СРО обязанность иметь в своем составе не менее 10 000 физических лиц или не менее 2 000 коммерческих организаций. То есть, применительно к юридическим лицам произойдет увеличение их численности в 4 раза, применительно к физическим лицам - в 14 раз. Исходя из этого авторы делают вывод о наличии положений, вводящих избыточные требования к численности и приводящих к монополизации рынка. Эта норма, по их мнению, вынудит саморегулируемую организацию поддерживать искусственно созданную численность членов СРО и лишит ее мотивации по эффективному внешнему контролю качества их работы и контролю за соблюдением ими требований законодательства. Также она существенно отличается от общего правила, установленного Федеральным законом от 01.12.2007 № 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях», согласно которому для получения статуса саморегулируемой организации необходимо объединение в составе СРО в качестве ее членов не менее 25 субъектов предпринимательской деятельности или не менее 100 субъектов профессиональной деятельности определенного вида. Вместе с тем, обращают внимание инициаторы, норма не соответствует положениям утвержденной Распоряжением Правительства РФ «Концепции совершенствования механизмов саморегулирования». Она предполагает введение трехуровневой модели саморегулирования и отказ от искусственного регулирования количества членов саморегулируемой организации в одной организации в целях получения (сохранения) статуса.

«Контроль при приеме новых членов станет излишне лояльным, как и требования к аудиторам, нарушающим стандарты аудита, Кодекс профессиональной этики и Правила независимости. В конечном счете, рынок аудиторских услуг дестабилизируется, пострадает качество аудиторской деятельности», - опасаются депутаты.

В связи с этим предлагается синхронизировать изменение минимальной численности членов в СРО аудиторов со сроками реализации концепции и отложить введение нормы об изменении требований к минимальной численности аудиторов до 01.01.2019 года. Этот срок совпадает с окончанием второго этапа реализации концепции, целью которого является обеспечение эффективного функционирования трехуровневой модели, включая разработку необходимых подзаконных актов и методических документов, обеспечивающих передачу государственных функций саморегулируемым организациям.

Помимо прочего, законопроектом предлагается установить правило, накладывающее на аудиторскую организацию обязанность осуществлять аудиторскую деятельность при наличии в штате по основному месту работы не менее двух аудиторов с квалификационным аттестатом аудитора, выданным в соответствии с вышеуказанным законом - то есть после 01.01.2011; дополнить состав работ и услуг, на которые распространяется предусмотренный п.7 статьи 37 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» антидемпинговый механизм, аудиторскими услугами.

Шуняева Диана
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru

Статьи

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных
12.01.2023

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных

Национальная финансовая организация (НФА) направила в Центробанк результаты опроса по Концепции внедрения открытых API на финансовом рынке. Отмечается, что респонденты высказали свое мнение реализации моделей «Открытый банкинг», «Открытые финансы», «Открытые данные». Также участники опроса прокомментировали плюсы и минусы этих моделей. Подробнее о моделях открытых данных в этом материале.
СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика
02.12.2022

СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика

24 ноября СРО "МиР" совместно с Центробанком провела вебинар, посвященный анализу отчета бюро кредитных историй (БКИ), который составляется для расчета показателей долговой нагрузки (ПДН). Соответствующая информация появилась на сайте саморегулятора.

Все статьи

Мероприятия

В Петербурге пройдет юбилейная XV Всероссийская конференция "Российский строительный комплекс"
19.08.2024

В Петербурге пройдет юбилейная XV Всероссийская конференция "Российский строительный комплекс"

20 сентября в Санкт-Петербурге состоится XV Всероссийская конференция "Российский строительный комплекс", которая с 2019 года проходит в рамках Форума "Устойчивое развитие".
Все мероприятия

Видео

2018: Конференция Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство
28.09.2018

2018: Конференция Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство

На ежегодной конференции организованной Саморегулируемой организацией Ассоциацией Балтийский строительный комплекс, поднимаются приемущественно вопросы затрагивающие основные проблемы связанные с институтом саморегулирования в строительной сфере.

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход
26.06.2017

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход

С 01 июля 2017 года, вступает в силу нормативный акт, регулирующий контрольную деятельность СРО, в соответствии с которым вводиться риск-ориентированный подход при контрольной деятельности членов СРО. Проверки СРО в строительной сфере, компаний и ИП осуществляющих деятельность на особо опасных, уникальных и технически сложных объектах теперь будут осуществляться и зависеть от значений показателей рисков, в соответствии с методикой

Все видео

Интервью

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"
27.10.2022

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"

Президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала нашему порталу о том, как индустрия ставок переживает 2022 год. По ее словам, букмекерство привыкло работать в стрессовых условиях. Так, пандемия и приостановленные из-за нее спортивные соревнования не смогли значительно навредить букмекерам и рынок покинули считанные единицы лицензиатов. Сейчас перед бизнесом стоят новые вызовы, но и с ними отечественные букмекеры смогут справиться, уверена глава отраслевой саморегулируемой организации.

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров
08.08.2022

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров

Наш постоянный эксперт - президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала о том, чем сегодня живет рынок букмекеров, как переживает реформу отраслевой саморегулятор.

Все интервью

Опрос

с 10.07.2023 по

Как вам новый дизайн портала?

0%

Стало лучше

0%

Стало хуже

0%

Мне всё равно

Вопрос-ответ

Вопрос:

Приказом Ростехнадзора от 05.07.2011 № 356 «Об утверждении формы свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» была утверждена новая форма допусков СРО. Согласно тому же Приказу, свидетельства, выданные ранее, могли действовать лишь до 1 января 2013 года. Действительны ли непереоформленные допуски СРО, выданные до конца 2012 года, а также действовавшие ранее лицензии?

Ответ:

С 1 января 2009 года на всей территории Российской Федерации отменена процедура лицензирования инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительной деятельности, работ по реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства. Лицензии, выданные до 01.01.2009 г., были действительны до 01.01.2010 г. (ч. 3 ст. 3.2. Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 N 191-ФЗ).

Относительно свидетельств о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, сообщаем, что изначально Приказ Ростехнадзора от 05.07.2011 N 356 предусматривал правило (п.3), согласно которому свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданные до вступления в силу указанного приказа, должны были действовать до 1 января 2013 года. Однако впоследствии данное положение утратило силу в связи с изданием Приказа Ростехнадзора от 29.01.2014 N 35.

Таким образом, свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданные до конца 2012 года, по-прежнему действительны.

Вопрос:

Можно ли вернуть взнос в компенсационный фонд?

Ответ:

В соответствии с ч. 4 ст. 55.7 Градостроительного кодекса Российской Федерации, лицу, прекратившему членство в саморегулируемой организации, взнос в компенсационный фонд не возвращается, если не предусмотрено иное.
Под «иным» подразумеваются определенные случаи, описанные в ст. 3.2 ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 г. № 191-ФЗ (в ред. ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 27.07.2010 г. № 240-ФЗ). В них сообщается, что строительная, инженерная, изыскательская СРО обязана вернуть организации или ИП, прекратившим членство в соответствующем партнерстве, уплаченные ими средства компфонда, в случае исполнения следующих условий:
1) получение допуска данного СРО к определенному виду или видам работ, исключенными 1 августа 2010 года из официального перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;
2) отсутствие у лица допуска к другим видам работ (отсутствие иных видов работ в допуске СРО);
3) прекращение членства в данной СРО не ранее двух и не позже 6 месяцев со дня исключения отраженных в допуске видов работ из официального классификатора перечня (то есть с 1 сентября 2010 года по 1 января 2011 года).
Отметим, что только в случае исполнения всех трех вышеуказанных условий саморегулируемая организация обязана вернуть вышедшим из состава членам взносы в компенсационный фонд в полном объеме.
Для возврата денежных средств был отведен срок в размере не более 10 календарных дней после прекращения членства. День прекращения членства определяется днем регистрации заявления от ИП или юридического лица о выходе из состава СРО.
В связи с тем, что с отведенного для официального прекращения членства в СРО промежутка времени уже прошло несколько лет, данные основания представляются неактуальными.
Градостроительным кодексом определено лишь несколько допущений для осуществления выплат из средств компенсационного фонда саморегулируемой организации. Деньги могут быть возвращены если были ошибочно перечислены на счет СРО; перечислены для размещения средств компенсационного фонда СРО в целях его сохранения и увеличения; использованы для осуществления выплат в результате наступления солидарной ответственности по обязательствам своих членов, возникшим вследствие причинения вреда.
Вернуть старый дизайн