1. Главная
  2. Новости
  3. Саморегулирование строительного бизнеса в России: вымысел или реальность? Часть 1
Новости

209

Саморегулирование строительного бизнеса в России: вымысел или реальность? Часть 1

 Саморегулирование строительного бизнеса в России: вымысел или реальность? Часть 1Представляем вниманию читателей нашего сайта обзор текущего положения СРО в России, который нам прислал Александр Валентинович Мешалов, член Комитета Национального объединения проектировщиков «НОП» по защите прав, член Комитета Национального объединения строителей по страхованию и финансовым рискам, юрисконсульт СРО НП «Объединение нижегородских строителей», НП «Объединение нижегородских проектировщиков», НП «Объединение инженеров-изыскателей в строительстве».

Речь в статье идёт о том, насколько саморегулируемые организации способны сегодня принять участие в формировании законов и другой деятельности, влияющей на их существование.


Саморегулирование строительного бизнеса появилось в июле 2008 года, когда были внесены соответствующие изменения в Градостроительный кодекс РФ. С 01.01.2010 года все юридические лица и индивидуальные предприниматели, выполняющие инженерные изыскания, осуществляющие подготовку проектной документации или строительство, должны были стать членами соответствующей саморегулируемой организации (СРО) в сфере строительства, проектирования или инженерных изысканий. СРО, в свою очередь, объединены в Национальные объединения, соответственно, строителей, проектировщиков или изыскателей - для решения общих задач: разработки и отстаивания на самом высоком уровне единой позиции по различным вопросам. На сегодняшний день институту саморегулирования исполнилось уже 2 года и, казалось бы, нужно подвести предварительные итоги его введения.

Но прежде, чем это сделать, предлагаю вспомнить о том, с чего начиналось саморегулирование в строительстве. Была необходима система, которая бы обеспечивала в строительстве безопасность, качество строительных работ и ответственность строителей, проектировщиков и изыскателей за допущенные ими недостатки в своей работе. В результате многочисленных совещаний органы государственной власти и профессиональное сообщество строительного комплекса пришли к выводу, что такой системой может стать саморегулирование. Это решение соответствовало концепции административной реформы России по передачи избыточных функций государственного регулирования в различных отраслях экономики саморегулируемым организациям.

Справедливости ради, нужно отметить, что такое решение было в штыки воспринято частью строительного сообщества по вполне обоснованным причинам. Предыдущие решения государства по отмене сложившейся в советское время системе государственного технического регулирования в строительстве привело к большим проблемам, поскольку новая система не была создана. И к новой реформе в строительстве все относились с опаской, к тому же она требовала значительных финансовых вложений со стороны самих строителей, проектировщиков и изыскателей. Против реформы были и многие чиновники. Тем не менее, несколько лет разрабатывался закон, который в итоге был принят Государственной Думой ФС РФ 2 июля 2008 года в виде изменений в Градостроительный кодекс России, затем одобрен Советом Федерации ФС РФ, подписан Президентом РФ и вступил в силу 25 июля 2008 года.

СРО призваны осуществлять экспертные проверки своих членов – строительных, проектных и изыскательских организаций и индивидуальных предпринимателей, выдавать им разрешения на работы, участвовать в разработке технических регламентов и стандартов деятельности в сфере строительства, обеспечивать и улучшать эффективность повышения квалификации строителей. Таким образом, должны обеспечиваться безопасность и качество строительства. Кроме этого, СРО были призваны создать систему имущественной ответственности своих членов (через формирование компенсационного фонда и системы страхования гражданской ответственности перед третьими лицами в случае причинения последним вреда из-за недостатков своих работ). Этим должна обеспечиваться ответственность строителей, проектировщиков и изыскателей. Саморегулирование должно было стать принципиальным решением существующих проблем в строительной сфере.

При этом у органов государственной власти по-прежнему сохранились огромные полномочия в данной области. Они осуществляют государственный строительный надзор, следят за деятельностью самих СРО, разрабатывают и утверждают перечень видов работ, которые относятся к сфере действия СРО. Предполагалось, что только эти работы оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Остальные работы можно выполнять без членства в СРО.

Что мы видим сегодня? На первый взгляд первичные задачи саморегулирования выполнены:

  1. В большинстве СРО налажена работа по проверкам своих членов;
  2. На уровне Правительства РФ Национальные объединения СРО поднимают вопрос о необходимости обновления нормативно-технических документов в строительстве;
  3. Началась разработка технических регламентов в сфере строительства при активном участии Национальных объединений СРО;
  4. Во всех СРО собраны компенсационные фонды и создана система страхования гражданской ответственности.

Однако стоит присмотреться, и проблемы возникают одна за другой.

В настоящее время основная деятельность многих СРО заключается в выдаче свидетельств о допуске к работам, заменяющих ранее действовавшие лицензии. Но все мы прекрасно понимаем, что от выдачи свидетельств у строителей, проектировщиков и изыскателей не станет больше работы, не будет положено ни одного дополнительного кирпича, не решатся многочисленные проблемы, связанные с государственными и муниципальными заказами. Выдача свидетельств и проверки – это лишь обязанность, которую на СРО возложил закон. Но саморегулируемые организации должны не только спрашивать со своих членов, но и помогать им. Помогать решать проблемы с упомянутыми заказами, например, путем вхождения в состав конкурсных комиссий, хотя бы с правом совещательного голоса, и тем самым обеспечивать их большую объективность; помогать изменять законодательство так, чтобы оно повернулось, наконец-то, лицом к строителям, проектировщикам и изыскателям и т.д. Все это и называется участием гражданского общества в управлении делами государства, это и называется саморегулированием – когда проблемные вопросы конкретной отрасли решаются сообща участниками этой отрасли.

Часть 2 - читать >>
Комментировать новость на форуме >>

Статьи

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных
12.01.2023

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных

Национальная финансовая организация (НФА) направила в Центробанк результаты опроса по Концепции внедрения открытых API на финансовом рынке. Отмечается, что респонденты высказали свое мнение реализации моделей «Открытый банкинг», «Открытые финансы», «Открытые данные». Также участники опроса прокомментировали плюсы и минусы этих моделей. Подробнее о моделях открытых данных в этом материале.
СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика
02.12.2022

СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика

24 ноября СРО "МиР" совместно с Центробанком провела вебинар, посвященный анализу отчета бюро кредитных историй (БКИ), который составляется для расчета показателей долговой нагрузки (ПДН). Соответствующая информация появилась на сайте саморегулятора.

Все статьи

Мероприятия

Все мероприятия

Видео

2018: Конференция Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство
28.09.2018

2018: Конференция Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство

На ежегодной конференции организованной Саморегулируемой организацией Ассоциацией Балтийский строительный комплекс, поднимаются приемущественно вопросы затрагивающие основные проблемы связанные с институтом саморегулирования в строительной сфере.

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход
26.06.2017

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход

С 01 июля 2017 года, вступает в силу нормативный акт, регулирующий контрольную деятельность СРО, в соответствии с которым вводиться риск-ориентированный подход при контрольной деятельности членов СРО. Проверки СРО в строительной сфере, компаний и ИП осуществляющих деятельность на особо опасных, уникальных и технически сложных объектах теперь будут осуществляться и зависеть от значений показателей рисков, в соответствии с методикой

Все видео

Интервью

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"
27.10.2022

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"

Президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала нашему порталу о том, как индустрия ставок переживает 2022 год. По ее словам, букмекерство привыкло работать в стрессовых условиях. Так, пандемия и приостановленные из-за нее спортивные соревнования не смогли значительно навредить букмекерам и рынок покинули считанные единицы лицензиатов. Сейчас перед бизнесом стоят новые вызовы, но и с ними отечественные букмекеры смогут справиться, уверена глава отраслевой саморегулируемой организации.

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров
08.08.2022

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров

Наш постоянный эксперт - президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала о том, чем сегодня живет рынок букмекеров, как переживает реформу отраслевой саморегулятор.

Все интервью

Опрос

с 10.07.2023 по

Как вам новый дизайн портала?

0%

Стало лучше

0%

Стало хуже

0%

Мне всё равно

Вопрос-ответ

Вопрос:

Может ли член одной саморегулируемой организации медиаторов одновременно быть членом другой СРО той же отрасли, но расположенной в другом федеральном округе?

Ответ:

В силу ч. 4 ст. 5 Федерального закона №315 «О саморегулируемых организациях», субъект, осуществляющий определенный вид предпринимательской или профессиональной деятельности, может являться членом только одной саморегулируемой организации, объединяющей субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности данного вида. Аналогичное правило предусмотрено и ч. 8 ст. 18 ФЗ №193 «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».

Таким образом, член саморегулируемой организации медиаторов не может одновременно состоять в другой СРО медиаторов, даже если такая организация расположена в другом федеральном округе, поскольку такое основание не предусмотрено законом в качестве исключения из общего правила.

Вопрос:

Возможно ли привлечение к уголовной ответственности в соответствии со ст. 171 УК РФ («Незаконное предпринимательство») строительной организации, если имеющееся у нее свидетельство саморегулируемой организации приостановлено по причине имеющейся задолженности по основным взносам СРО?

Ответ:

В силу п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 ноября 2004 г. N 23 г. деятельность считается осуществляемой без лицензии (разрешения) и в тех случаях, когда действие лицензии (разрешения) приостановлено. Вместе с тем, для привлечения лица к уголовной ответственности по ст. 171 УК РФ, наряду с приостановлением допуска необходимо также одно из следующих условий:

- преступник извлек доход в размере 1 000 000 руб. или выше;
- преступник причинил ущерб в размере 1 000 000 руб. или выше.

Таким образом, привлечение к уголовной ответственности возможно только в том случае, когда для этого имеются достаточные основания.

Вернуть старый дизайн