1. Главная
  2. Новости
  3. Законопроект о саморегулировании вызвал неоднозначную оценку игроков туррынка
Новости

245

Законопроект о саморегулировании вызвал неоднозначную оценку игроков туррынка

 Законопроект о саморегулировании вызвал неоднозначную оценку игроков туррынкаПоправки в Федеральный закон № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и прежде обсуждались горячо и эмоционально. Причиной тому являются слишком полярные предложения, звучащие от власти и бизнеса. Однако 02 марта 2012 года на заседании по обсуждению внесенного 28 февраля 2012 года в Государственную Думу ФС РФ Законопроекта № 28248-6 "О внесении изменений в отдельные федеральные законы в связи с установлением института саморегулируемых организаций субъектов деятельности рынка туристических услуг и их участия в процедурах банкротства", документ сразу пополнился новыми предложениями, касающегося обязательного саморегулирования.
Законодатели предлагают допуск на рынок туроператорских услуг только тех компаний, которые являются членами саморегулируемой организации туроператоров.
Эксперты называют такую необычайно скорую инициативу депутатов предсказуемой, поскольку в конце января этого года идею СРО для туризма озвучил Владимир Путин, комментируя ситуацию, возникшую вокруг туроператора «Ланта-тур вояж». Он сказал: «саморегулируемая организация могла бы помогать туркомпаниям решать проблемы напрямую, между собой, между страховыми организациями, чтобы граждане эти сложности на своих плечах не несли».
Напомним, законопроект о СРО в туризме подготовлен группой депутатов во главе со справедливороссом Антоном Беляковым. Причем, среди авторов фигурируют депутаты от всех фракций, что свидетельствует не о лоббировании, а о единодушии в данном вопросе людей с различными партийными взглядами.
В пояснительной записке депутатов, сопровождающей новый законопроект, говорится: «Проект закона по СРО разработан в целях установления правовых основ регулирования деятельности основных субъектов рынка туристических услуг, формирования системы реального контроля за их деятельностью, введения механизмов материальной ответственности за допущенный ущерб потребителям туристских услуг.
За последние два года рынок пережил не менее 12 крупных скандалов, связанных с невозможностью выполнить свои обязательства туроператорами и турагентами перед потребителями туристских услуг. Страдает имидж не только отрасли, но и целом в страны. Такое положение стало возможным не только в силу внешних причин, в числе которых, как правило, называются лавинообразное нарастание рисков и чрезвычайных происшествий, начиная от терактов, природных и техногенных катастроф, традиции ведения туристического бизнеса в России, сложные отношения с авиаперевозчиками, высокие ставки по кредитам», - отмечают депутаты.
За все годы существования туристического рынка в России предпринимаемые попытки его административного регулирования не дали существенных результатов, поскольку не предусматривали ни эффективного контроля за деятельностью участников рынка, ни ответственности за нарушение вводимых требований, утверждают авторы законопроекта о туристических СРО.
«Признав систему лицензирования недейственной, государство в качестве регулятора ввело требование работы туроператоров исключительно при наличии финансового обеспечения, когда за счет финансовых гарантий должен происходить возврат средств туристам при возникновении конфликтов. Однако на практике реальная проверка его наличия, оформления и соответствующей регистрации в установленном порядке, как правило, не ведется. Но даже если нарушение обнаружится, то не предусмотрена за него ни административная, ни тем более уголовная ответственность», - отмечается в пояснительной записке.
С другой стороны сумма страхования ответственности туроператоров и турагентов не пропорциональна рискам, которые несут потребители их услуг. «Кроме того, эта схема не работает, если возникает необходимость оперативного разрешения конфликтов, например, для экстренного вывоза туристов из другой страны. Предложения вернуться к системе лицензирования также не выдерживают критики, поскольку опыт прошлых лет лишь подтвердил сложность выстраивания системы контроля только административными мерами», - пояснили депутаты.
Эффективными любые финансовые гарантии и другие механизмы могут быть, если будет налажен действенный механизм контроля, учитывающий рыночные реалии. Поэтому необходимы шаги, направленные на существенные структурные изменения туристического рынка, чтобы не допускать нарушений прав туристов, утверждается в пояснительной записке.
Согласно законопроекту, к саморегулируемым организациям туроператорской деятельности, предлагается предъявлять следующие требования:
- наличие в составе СРО не менее 25 юридических лиц;
- наличие компенсационного фонда, в который каждый из членов СРО должен внести сумму, не менее 1% от размера финансового обеспечения;
- наличие стандартов и правил осуществления туристской деятельности, включающих порядок оформления договоров, ценообразования, организации неотложной помощи туристам и т.п;
- наличия у каждого члена СРО финансового обеспечения.
Напомним, что законодательный документ предлагает увеличить размер финансового обеспечения – 200 млн рублей для туроператоров выездного туризма при их годовом обороте не менее 1 млрд рублей и 200 млн рублей плюс 10% при готовом обороте более 1 млрд рублей.
Также законодатели пока устно предложили «нагрузить» СРО ведением реестра электронных путевок, правда механизм его работы еще не разработан и не озвучен.
Несомненно, инициатива законодателей позитивна. Наконец-то предложения Ассоциации туроператоров России (АТОР) были услышаны. Но, пожалуй, радоваться туроператорам еще преждевременно. Законодатели сделали своеобразный микс, внеся в законопроект обязательное саморегулирование только для выездного туризма и оставив требование для агентств работать только от имени и по поручению туроператора.
Есть вопросы, на которые пока нет ответа, например, сколько страховщиков будут готовы страховать туризм на суммы, более миллиарда рублей? И разумно ли обременять туроператоров в дополнение к этим расходам еще и ответственностью за туристические агентства?
Кстати, поправка - обязательство агентств работать от имени туроператора, - традиционно вызвала горячую, но, увы, безрезультатную, дискуссию. Пока переубедить чиновников не удалось. В ближайшее время АТОР направит аналитическую записку о возможных последствиях этой поправки для всего рынка руководителю Комитета по предпринимательству и экономической политике Госдуму Игорю Руденскому.
Весьма скептически по отношению к законопроекту настроен вице-президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Юрий Барзыкин. Он считает, что вводить саморегулирование на рынке сегодня преждевременно. Участие в СРО, согласно законопроекту, накладывает на его членов и серьезные административные функции, и дополнительные финансовые расходы, а объем готовящихся изменений в закон о туризме «достиг критической массы и вместо стабилизации ситуации в отрасли может ее разрушить».
РСТ особо отмечает, что введение механизмов саморегулирования в туриндустрии требует максимально осторожного подхода и детального обсуждения с заинтересованными министерствами и ведомствами, представителями турбизнеса, общественными организациями, субъектами Российской Федерации, так как это может повлечь значительную финансовую нагрузку на бизнес. 6 марта РСТ отправил соответствующие обращения г-ну Руденскому, членам его комитета, а также председателю Госдумы Сергею Нарышкину и министру спорта, туризма и молодежной политики Виталию Мутко.
Впрочем, есть и более радикальные мнения. На порталах, где идет бурное обсуждение законопроекта, высказываются очень остро, к примеру: «В предлагаемом варианте СРО - бред и профанация» или один из оппонентов заявил: «При крепостном праве барину было лень искать виновного, и за все отвечала община. Как-то СРО сильно напоминает мне те времена. Будет так: виноватый ответить не сможет, но зато всех сошлют на конюшню и выпорют».
Напротив, независимые эксперты туристического рынка надеются, что поправку о СРО примут. Для профессиональных турагентств – это абсолютное благо, ибо регулирование сверху, по сути, чиновничий беспредел, считают они.
Оппонентами выступают туроператоры (ТО) и афилированные с ними различные уполномоченные и фирменные агентства. ТО не хотят оказаться в ситуации, когда придется договариваться с 30-50 крупными турагентскими СРО об условиях работы.
По мнению независимых специалистов, СРО на туррынке может быть несколько. И в области агентского, и в области операторского бизнеса должны быть такие организации со своими уставами, членскими взносами. Компании смогут выбирать СРО более подходящую по этим показателям. Это сложно, но нужно, чтобы игроки наконец-то предприняли попытку объединиться. Пока кроме двух-трех компаний, которые «дружили против кого-то», никто ни с кем договориться не смог.
Подводя итог, можно сказать, сложность вопроса состоит в том, что по одному туристическому законопроекту вводится множество поправок. Так, свои поправки имеют депутаты, профильные комитеты Госдумы и Совета Федерации, Минспорттуризма, общественные туристические организации, и даже Минфин. И хотя целый ряд предложенных в законопроекте новаций эксперты, специалисты, участники туррынка считают логичными, из-за разнобоя и огромного количества внесенных законопроектов, а также поправок к ним, оптимальным решением будет перенос второго чтения на более поздний срок. Поэтому высока вероятность того, что 23 марта во втором чтении законопроект отклонят. Это дало бы возможность депутатам выработать единый и наиболее сбалансированный документ, который бы позволил защитить интересы российских туристов от мошенников, а также придал новый импульс развитию самой отрасли.
Как считает гендиректор «ИнтАэр» Александр Корбарум, при сохранении активности общественных организаций и органов власти первая СРО в туризме может появиться уже к октябрю 2012 года.

Сергей Жидков
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru

Статьи

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных
12.01.2023

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных

Национальная финансовая организация (НФА) направила в Центробанк результаты опроса по Концепции внедрения открытых API на финансовом рынке. Отмечается, что респонденты высказали свое мнение реализации моделей «Открытый банкинг», «Открытые финансы», «Открытые данные». Также участники опроса прокомментировали плюсы и минусы этих моделей. Подробнее о моделях открытых данных в этом материале.
СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика
02.12.2022

СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика

24 ноября СРО "МиР" совместно с Центробанком провела вебинар, посвященный анализу отчета бюро кредитных историй (БКИ), который составляется для расчета показателей долговой нагрузки (ПДН). Соответствующая информация появилась на сайте саморегулятора.

Все статьи

Мероприятия

НОСТРОЙ проведет заочную Окружную по СКФО
28.10.2024

НОСТРОЙ проведет заочную Окружную по СКФО

5 ноября состоится заочная Окружная конференция саморегулируемых организаций – членов НОСТРОЙ, зарегистрированных на территории Северо-Кавказского федерального округа.
Все мероприятия

Видео

2018: Конференция Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство
28.09.2018

2018: Конференция Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство

На ежегодной конференции организованной Саморегулируемой организацией Ассоциацией Балтийский строительный комплекс, поднимаются приемущественно вопросы затрагивающие основные проблемы связанные с институтом саморегулирования в строительной сфере.

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход
26.06.2017

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход

С 01 июля 2017 года, вступает в силу нормативный акт, регулирующий контрольную деятельность СРО, в соответствии с которым вводиться риск-ориентированный подход при контрольной деятельности членов СРО. Проверки СРО в строительной сфере, компаний и ИП осуществляющих деятельность на особо опасных, уникальных и технически сложных объектах теперь будут осуществляться и зависеть от значений показателей рисков, в соответствии с методикой

Все видео

Интервью

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"
27.10.2022

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"

Президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала нашему порталу о том, как индустрия ставок переживает 2022 год. По ее словам, букмекерство привыкло работать в стрессовых условиях. Так, пандемия и приостановленные из-за нее спортивные соревнования не смогли значительно навредить букмекерам и рынок покинули считанные единицы лицензиатов. Сейчас перед бизнесом стоят новые вызовы, но и с ними отечественные букмекеры смогут справиться, уверена глава отраслевой саморегулируемой организации.

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров
08.08.2022

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров

Наш постоянный эксперт - президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала о том, чем сегодня живет рынок букмекеров, как переживает реформу отраслевой саморегулятор.

Все интервью

Опрос

с 10.07.2023 по

Как вам новый дизайн портала?

0%

Стало лучше

0%

Стало хуже

0%

Мне всё равно

Вопрос-ответ

Вопрос:

Может ли член одной саморегулируемой организации медиаторов одновременно быть членом другой СРО той же отрасли, но расположенной в другом федеральном округе?

Ответ:

В силу ч. 4 ст. 5 Федерального закона №315 «О саморегулируемых организациях», субъект, осуществляющий определенный вид предпринимательской или профессиональной деятельности, может являться членом только одной саморегулируемой организации, объединяющей субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности данного вида. Аналогичное правило предусмотрено и ч. 8 ст. 18 ФЗ №193 «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».

Таким образом, член саморегулируемой организации медиаторов не может одновременно состоять в другой СРО медиаторов, даже если такая организация расположена в другом федеральном округе, поскольку такое основание не предусмотрено законом в качестве исключения из общего правила.

Вопрос:

Можно ли вернуть взнос в компенсационный фонд?

Ответ:

В соответствии с ч. 4 ст. 55.7 Градостроительного кодекса Российской Федерации, лицу, прекратившему членство в саморегулируемой организации, взнос в компенсационный фонд не возвращается, если не предусмотрено иное.
Под «иным» подразумеваются определенные случаи, описанные в ст. 3.2 ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 г. № 191-ФЗ (в ред. ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 27.07.2010 г. № 240-ФЗ). В них сообщается, что строительная, инженерная, изыскательская СРО обязана вернуть организации или ИП, прекратившим членство в соответствующем партнерстве, уплаченные ими средства компфонда, в случае исполнения следующих условий:
1) получение допуска данного СРО к определенному виду или видам работ, исключенными 1 августа 2010 года из официального перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;
2) отсутствие у лица допуска к другим видам работ (отсутствие иных видов работ в допуске СРО);
3) прекращение членства в данной СРО не ранее двух и не позже 6 месяцев со дня исключения отраженных в допуске видов работ из официального классификатора перечня (то есть с 1 сентября 2010 года по 1 января 2011 года).
Отметим, что только в случае исполнения всех трех вышеуказанных условий саморегулируемая организация обязана вернуть вышедшим из состава членам взносы в компенсационный фонд в полном объеме.
Для возврата денежных средств был отведен срок в размере не более 10 календарных дней после прекращения членства. День прекращения членства определяется днем регистрации заявления от ИП или юридического лица о выходе из состава СРО.
В связи с тем, что с отведенного для официального прекращения членства в СРО промежутка времени уже прошло несколько лет, данные основания представляются неактуальными.
Градостроительным кодексом определено лишь несколько допущений для осуществления выплат из средств компенсационного фонда саморегулируемой организации. Деньги могут быть возвращены если были ошибочно перечислены на счет СРО; перечислены для размещения средств компенсационного фонда СРО в целях его сохранения и увеличения; использованы для осуществления выплат в результате наступления солидарной ответственности по обязательствам своих членов, возникшим вследствие причинения вреда.
Вернуть старый дизайн