О проекте закона Украины «О саморегулируемых организациях»
22 июля 2011 года на официальном сайте Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства опубликован проект нового Закона Украины "О саморегулируемых организациях". Разработкой данной версии законопроекта занимались Общественный совет по вопросам развития саморегулирования предпринимательской и профессиональной деятельности при Государственном комитете Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства, в Общественный совет входит более 60-ти руководителей различных профессиональных и предпринимательских общественных организаций Украины. Активное участие в разработке данного проекта Закона Украины принял Павел Михайлиди.
В апреле 2011 года в Верховной Раде Украины был, отвергнут проект закона "О саморегулируемых организациях", предложенный депутатом Верховной Рады Королевской Натальей Юрьевной (видео о рассмотрении проект закона "О саморегулируемых организациях" в Украине), будем, надеется, что вторая попытка будет более удачной.
О проекте Закона Украины "О саморегулируемых организациях":
В первой главе "Общие положения о саморегулировании" проекта закона определяются основные понятия, предмет саморегулирования, стандарты и правила саморегулируемых организаций, принципы деятельности СРО, членство субъектов хозяйственной и профессиональной деятельности в СРО, правовое положение СРО, наименование и место нахождения СРО, в том числе определяются такие понятия как саморегулирование, саморегулируемая организация, компенсационный фонд саморегулируемой организации, должностные лица СРО, правила хозяйственной или профессиональной деятельности членов СРО.
Вторая глава посвящена регистрации СРО, а так же получению статуса саморегулируемой организации в уполномоченных органах исполнительной власти. В это главе подробно описываются все детали создания саморегулируемой организации, от созыва учредительного собрания СРО, требованиям к решению учредительного собрания СРО, требованиям к уставу СРО, порядку вступления в СРО новых членов, до государственной регистрации СРО и основаниям для отказа в регистрации.
Третья глава "Управление саморегулируемой организации", повествует об органах управления СРО - Общем собрании членов СРО, Коллегиальном органе управления СРО, Исполнительной дирекции СРО, специализированных органах управления СРО, а так же правах и обязанностях членов СРО.
Четвертая глава проекта об имуществе саморегулируемой организации, источниках формирования имущества СРО, ну и конечно же о компенсационных фондах СРО.
Пятая глава посвящена непосредственно деятельности СРО, так в данной главе определяются основные функции, права и обязанности СРО, определяется полномочия СРО по контролю за членам, а так же порядок проведения проверки (контрольных функций СРО), определяется порядок доступа к информации СРО, порядок защиты конфиденциальной информации, определяются ограничения прав СРО и её должностных лиц, определяется понятие заинтересованные лица и конфликт интересов применительно к саморегулированию, так же определяются способы обеспечения имущественной ответственности. Отдельная статья посвящена вопросам страхования, как дополнительном способе обеспечения имущественной ответственности членов СРО. В этой же главе определяется порядок ведения реестра членов СРО, полномочия специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти Украины по вопросам деятельности СРО, состав и сведения которые вносятся уполномоченным исполнительным органом в реестр саморегулируемых организаций, особенности ликвидации СРО, а так же предусматривается возможность создания национальных объединений СРО, порядок регистрации Нацобъединений, функции и органы управления Национального объединения.
Проектом предусматривается введение в течение года после вступления в силу данного проекта Закона Украины, института обязательного саморегулирования в следующих сферах деятельности - арбитражных управляющих, аудиторской деятельности, оценочной деятельности, актуарной деятельности, деятельности патентных поверенных, кадастровых инженерах, инженерных изобретениях, архитектурно-строительном проектировании и деятельности в области энергоаудита.
Следует отметить, что проект закона предложенный для рассмотрения в Верховной Раде, является весьма качественным документов, видно, что над ним и правда работали длительное время (более полугода). При этом нельзя не отметить, что данный проект закона придерживается российской системы саморегулирования, перенимая даже отдельные институты СРО. И если можно было бы охарактеризовать данный проект, то следовало бы сказать, что он объединяет в себе разрозненные положения и нормативно правовые акты о саморегулировании России, с переработками, своего рода квинтенсецией всего лучшего в саморегулировании России. Нет сомнений, что этот нормативно-правовой акт является фундаментальным документом для саморегулирования в Украине. Россия шла, постепенно перерабатывая и улучшая этот институт, Украина же смогла обобщить опыт и сразу же создать достойный внимания нормативно-правовой акт.
Как и в России, в проекте закона саморегулирование опирается на механизм не только коллективной, но и имущественной ответственности всех участников, за счет использования средств компенсационных фондов и как дополнение системы страхования.
Внедрение саморегулирования в Украине должно привести к повышению ответственности участников профессиональной и хозяйственной деятельности в сферах хозяйственной (предпринимательской) деятельности, где институт СРО будет применен, очищению рынка от недобросовестных участников, повышению качества оказываемых услуг, выполняемых работ и производимых товаров.
Саморегулирование как институт, существующий не в качестве альтернативы государственному регулированию, а как полная замена государственному регулированию (государственному лицензированию) впервые из стран СНГ был введен в России, и к настоящему моменту существует в России в более чем в 7 различных сферах профессиональной и предпринимательской деятельности. Первое место Россия так же заняла отдельный закон "О саморегулируемых организациях". Однако преимущества данного механизма видимо осознали и в государствах постсоветского пространства, так например Приднестровье может стать второй страной бывшего Советского Союза, где может быть принят базовый закон о саморегулируемых организациях. Украина вынесением на общественные слушания данного проекта сделала очень решительный шаг к принятию рамочного закона о саморегулировании и, таким образом, потенциально имеет шансы стать третьей, а возможно и второй страной, на постсоветском пространстве принявшим базовый закон о саморегулировании.
Нам остается пожелать Украине удачи и успехов, надеясь, что она не допустит ошибок, которые были, и пока есть в системе саморегулирования в России (особенно в саморегулировании строительной, проектной и изыскательской деятельности).
Виктор Ностроев
Специально для Информационного портала "Все о саморегулировании" (Все о СРО)
www.all-sro.ru