1. Главная
  2. СРО в мире
  3. СРО в ЕС
  4. СРО в Великобритании
  5. Саморегулирование рынка финансовых услуг Великобритании

Саморегулирование рынка финансовых услуг Великобритании

Управление по финансовым услугам (FSA) является независимым неправительственным органом, который отвечает за регулирование финансовых услуг в Великобритании. FSA уполномочено контролировать банковские организации и финансовые рынки в целом. Управление подотчетно Министерству финансов и через него – Парламенту, но в своей деятельности имеет высокую степень независимости от Правительства и финансируется исключительно за счет тех фирмам, деятельность которых регулирует. Данная организация демонстрирует свою открытость и прозрачность, как брокерским фирмам, так и потребителям и государственным органам, которые заинтересованы в получении полной информации о деятельности FSA, его целях, планах, правилах, в том числе и посредством своего официального сайта.

Управление имеет полномочия устанавливать необходимые стандарты финансовых услуг, а также принимать необходимые меры воздействия на компании, которые предоставляют услуги, не соответствующие принятым нормам.
После принятия в 1986 году закона «о финансовых услугах», в Великобритании возник ряд саморегулирующих организаций, членство в которых однако не являлось обязательным.
FSA было создано непосредственно Правительством, а не профессиональным сообществом специалистов в данной сфере деятельности, в результате реформы 1997 года, которая проводилась как реакция на ситуацию, когда, многочисленные СРО участников финансового рынка не были способны предотвращать частые случаи нарушения прав инвесторов. Правительство несет ответственность за общую сферу регулирующей деятельности FSA и определяет его полномочия.
В настоящее время эта организация регулирует большую часть рынка финансовых услуг в Великобритании.

Важнейшими органами самоуправления в FSA являются Совет директоров и Исполнительный Комитет - Совет директоров устанавливает основы политики, которую проводит FSA, а Исполнительный Комитет занимается принятием ежедневных решений и управлением персонала.

Управление по финансовым услугам - одна из самых авторитетных организаций, регулирующих деятельность компаний по предоставлению брокерских услуг на финансовых рынках мира. Обращаясь к истории этой организации, нельзя не упомянуть следующие документы, которые были приняты за время ее существования и являются основополагающими.
Прежде всего это - «Financial Services and Markets Act 2000» и «The Financial Services Act 2010».
В «Financial Services and Markets Act 2000» сформулированы четыре главные цели, которые должна ставить перед собой FSA:
- Поддержание доверия к финансовой системе Великобритании.
- Охрана и поддержание стабильности финансовой системы Великобритании и способствование росту экономики, благодаря устойчивому инвестиционному климату.
- Защита потребителя и разъяснение ему степени степени риска, связанного с разными видами инвестиций и сделок на финансовых рынках.
- Отслеживание сомнительных операций и наказание недобросовестных участников финансового рынка за отмывание денег, мошенничество и инсайдерские сделки.

Следует также отметить, что FSA предоставляет из себя гибкую систему исполнения принятых правовых норм, позволяя себе поощрять новаторские идеи, связанные с улучшением финансовой деятельности. FSA препятствует недобросовестной конкуренции и обеспечивает инвесторам максимальную доступность информации, открывая тем самым возможности для здоровой конкуренции.
Регулированию FSA подлежит выпуск электронных денежных средств, проведение сделок в сфере капиталовложения, управление вкладами, консультирование по вопросам вкладов, организация пенсионных программ организация коллективных программ по инвестированию проведение операций на рынке страхования Ллойд, программы по операциям с недвижимостью, страхование.
Деятельность FSA регулируется, помимо «Financial Services and Markets Act 2000» и «The Financial Services Act 2010», еще несколькими нормативно правовыми документами – среди них «Building Societies Act 1986», Friendly Societies Acts»(1974 год),— «Industrial and Provident Societies Act» от 1965 года, «Enterprise Act 2002». Согласно «Proceeds of Crime Act 2002», FSA имеет право отслеживать и фиксировать нарушения связанные с использованием доходов полученных преступным путем на финансовых рынках. Согласно «Unfair Terms in Consumer Contracts Regulations 1999» Управление может добиваться в суде отмены заключенного контракта, если такой контракт (по мнению FSA) нарушает установленные правовые нормы.
В «Financial Services (Distance Marketing) Regulations 2004» FSA обозначено как орган, ответственный за рассмотрение и при необходимости обязан принять меры против лиц, которые совершили нарушение текущего положения. Среди прочих правовых норм следует упомянуть «Money Laundering Regulations 2007», «Regulated Covered Bonds Regulations 2008», «Banking Act 2009» и «Payment Services Regulations 2009».

Большое значение имеет, принятый в 2010 году, «The Financial Services Act 2010». Исходя из необходимости и особой важности обеспечения финансовой стабильности Королевства, в этом документе вводится расширение полномочий FSA, возлагается обязанность проводить анализа финансовой стабильности в тесном сотрудничестве с Банком Англии и другими государственными инстанциями. FSA, согласно этому закону, должно отслеживать внешние и внутренние факторы, которые могут повлиять на финансовую стабильность государства. Этот документ вводит компенсационные выплаты от FSCS как дополнительную защиту инвесторов от не торговых рисков. Согласно недавно принятому закону о«Electronic Money Regulations 2011», FSA в настоящее время уполномочено регулировать и электронную торговлю. Управление отслеживает электронную коммерческую деятельность и сделки, связанные с оплатой электронными деньгами.

Сертификаты, которые выдает FSA, высоко котируются, и те брокеры, которые ими обладают, считаются надежными и заслуживающими доверия специалистами. Чтобы получить сертификат необходимо, подать соответствующие заявление,и приложить к нему необходимый пакет документов, в который входят устав компании, бизнес-план на ближайшие 3 года и другие документы и заплатить высокую пошлину. Необходимо заметить, что все это не гарантирует получение сертификата, так как, в случае, если у FSA возникнут какие-либо сомнения относительно компании-кандидата, то ей может быть отказано в выдаче сертификата.

В России, к сожалению, опыт саморегулирования финансового рынка пока еще относительно невелик - в настоящее время в России работает ряд СРО, основанных в 2000 – 2013 гг. Среди них есть организации как общегосударственного характера (Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР), «Национальная фондовая ассоциация» (НФА) и другие), так и региональные - Некоммерческое партнерство профессиональных участников фондового рынка Уральского региона (ПУФРУР). Тем не менее в этом направлении ведется серьезная работа на всех уровнях.
В декабре прошлого года был опубликован проект Федерального закона разработанный Минфином РФ: «О саморегулируемых организациях в сфере финансовых рынков». Согласно новому законопроекту регулируются отношения в сфере финансовых рынков, , а также взаимодействие СРО с ЦБ РФ и органами власти.
Законопроектом также предусмотрено обязательное членство в СРО для финансовых организаций. В качестве одного из условий для того, чтобы организация была зарегистрирована как СРО - присоединение к ней не менее 30% участников данного сегмента финансового рынка. Законопроект предполагает унификацию регулирования финансового рынка, что можно наблюдать и в Великобритании. СРО разрабатывает свои стандарты, формулирует условия членства в организации для компаний, принимает свои внутренние документы, однако — все это должно утверждаться в ЦБ. Кроме того, ЦБ будет поручать проведение как плановых, так и не плановых проверок и проводить анализ отчетности. ЦБ сможет провести и внеплановую проверку самой СРО на основании ее членов, или заявления правоохранительных органов. Столь большая роль ЦБ в сфере регулирования финансового рынка вызвала неоднозначную реакцию в профессиональном сообществе – многие, критики данных нововведений говорят, что практическое значение ключевых функций саморегулирующей организации будет ослаблено, благодаря столь сильному положению ЦБ. Также возможны большие трудности в нынешней ситуации в выполнении условия о необходимом привлечения в ряды СРО 30 % участников рынка.
Тем не менее такой законопроект важный шаг вперед. Остается только надеяться, что саморегулирование финансового рынка у нас достигнет больших успехов, и получиться избежать тех проблем, с которыми столкнулась Великобритания. В Великобритании, после 2001 года фактически упразднили саморегулируемый статус организаций фондового рынка, которые сохранились лишь в качестве профессиональных объединений и ассоциаций.
С другой стороны, нужно отметить, что FSA, являясь независимой неправительственной организацией (по сути это - частная компания с ограниченной ответственностью), имеет очень хорошую репутацию, и как уважаемая организация, которая работает на самом высоком уровне, играет положительную роль на финансовом рынке Королевства. Великобритания таким образом, проявляя большую заботу об инвесторах, и способствует развитию своей экономики и созданию одного из лучших инвестиционных климатов в мире.

<СРО в мире> <СРО в ЕС> <СРО в Великобритании>

Статьи

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных
12.01.2023

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных

Национальная финансовая организация (НФА) направила в Центробанк результаты опроса по Концепции внедрения открытых API на финансовом рынке. Отмечается, что респонденты высказали свое мнение реализации моделей «Открытый банкинг», «Открытые финансы», «Открытые данные». Также участники опроса прокомментировали плюсы и минусы этих моделей. Подробнее о моделях открытых данных в этом материале.
СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика
02.12.2022

СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика

24 ноября СРО "МиР" совместно с Центробанком провела вебинар, посвященный анализу отчета бюро кредитных историй (БКИ), который составляется для расчета показателей долговой нагрузки (ПДН). Соответствующая информация появилась на сайте саморегулятора.

Все статьи

Мероприятия

НОПРИЗ проведет конференцию "Развитие института саморегулирования в строительной отрасли. Закон. Ответственность. Кадры"
24.04.2024

НОПРИЗ проведет конференцию "Развитие института саморегулирования в строительной отрасли. Закон. Ответственность. Кадры"

25 апреля состоится пленарная конференция "Развитие института саморегулирования в строительной отрасли. Закон. Ответственность. Кадры". Анонс размещен на сайте НОПРИЗ.
Все мероприятия

Видео

Прямой эфир с конференции Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство
28.09.2018

Прямой эфир с конференции Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство

На ежегодной конференции организованной Саморегулируемой организацией Ассоциацией Балтийский строительный комплекс, поднимаются приемущественно вопросы затрагивающие основные проблемы связанные с институтом саморегулирования в строительной сфере.

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход
26.06.2017

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход

С 01 июля 2017 года, вступает в силу нормативный акт, регулирующий контрольную деятельность СРО, в соответствии с которым вводиться риск-ориентированный подход при контрольной деятельности членов СРО. Проверки СРО в строительной сфере, компаний и ИП осуществляющих деятельность на особо опасных, уникальных и технически сложных объектах теперь будут осуществляться и зависеть от значений показателей рисков, в соответствии с методикой

Все видео

Интервью

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"
27.10.2022

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"

Президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала нашему порталу о том, как индустрия ставок переживает 2022 год. По ее словам, букмекерство привыкло работать в стрессовых условиях. Так, пандемия и приостановленные из-за нее спортивные соревнования не смогли значительно навредить букмекерам и рынок покинули считанные единицы лицензиатов. Сейчас перед бизнесом стоят новые вызовы, но и с ними отечественные букмекеры смогут справиться, уверена глава отраслевой саморегулируемой организации.

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров
08.08.2022

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров

Наш постоянный эксперт - президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала о том, чем сегодня живет рынок букмекеров, как переживает реформу отраслевой саморегулятор.

Все интервью

Опрос

с 01.02.2014 по 08.03.2014

Событие (мероприятие) года в сфере саморегулирования?

6.5%

7

Первая международная конференция «Практическое саморегулирование»

52.3%

56

Отзыв ЦБ лицензий у банков и потеря СРО КФ

8.4%

9

III Всероссийский форум СРО

9.3%

10

День саморегулирования (12 декабря 2013 г.)

5.6%

6

Авторский курс В.С. Плескачевского «Эффективное управление СРО»

17.8%

19

Иной вариант

Вопрос-ответ

Вопрос:

Возврат взноса в компенсационный фонд при выходе из СРО возможен?

Ответ:

Должны вас огорчить. Согласно ч. 4 статьи 55.7. ГрК РФ «Прекращение членства в саморегулируемой организации», лицу, прекратившему членство в саморегулируемой организации, не возвращаются уплаченные вступительный взнос, членские взносы и взносы в компенсационный фонд саморегулируемой организации.

Вопрос:

Возможно ли привлечение к уголовной ответственности в соответствии со ст. 171 УК РФ («Незаконное предпринимательство») строительной организации, если имеющееся у нее свидетельство саморегулируемой организации приостановлено по причине имеющейся задолженности по основным взносам СРО?

Ответ:

В силу п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 ноября 2004 г. N 23 г. деятельность считается осуществляемой без лицензии (разрешения) и в тех случаях, когда действие лицензии (разрешения) приостановлено. Вместе с тем, для привлечения лица к уголовной ответственности по ст. 171 УК РФ, наряду с приостановлением допуска необходимо также одно из следующих условий:

- преступник извлек доход в размере 1 000 000 руб. или выше;
- преступник причинил ущерб в размере 1 000 000 руб. или выше.

Таким образом, привлечение к уголовной ответственности возможно только в том случае, когда для этого имеются достаточные основания.

Вернуть старый дизайн